ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАМБАЛЕ
Текст Сергей Волков, глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)
Первое известие о Шамбале в Европе появилось в 1627 г. из писем иезуитских миссионеров Стефана Каселла и Джона Кабраль. Во время своего посещения Бутана они узнали о существовании страны Шамбала, расположенной где-то на севере или на северо-западе, и которая граничит с другой, называемой SOG-PO (Татария)[1]. «Здесь существует неподолёку страна, – пишет Стефан Каселл, – очень известная в этих краях, как говорили, была местом вечного счастья и мира, которая зовется Шамбала, границы которой еще называются SOG-PO, но о вере ее населения король не смог сообщить никаких сведений. Я думаю, что она может быть частью Катая, так как он очень большой, а пограничная страна SOG-PO может являться королевством татар, которое полностью входит в пределы Катая». Во втором письме в 1628 г. Каселл уточняет: «Это не Катай, а та территория, которая на европейских картах обозначается как Великая Татария» /т.е. Россия/. Это письмо в дальнейшем послужило основанием для обоснования гипотезы, что эта северная Шамбала могла находиться в центре южной части бывшего Советского Союза на территории среднеазиатских республик. Cтефан Каселл даже попытался достичь этой загадочной страны – из публикаций бурятского религиозного деятеля, буддолога Б. Дандарона известно, что Каселл добрался в Тибете до Шигадзе и прожил там двадцать три года, вплоть до своей смерти в 1650 году[2].
Менее известны сообщения из Тибета руководителя первой иезуитской миссии (1624–1635) Антониу де Андраде с его рассказом о пересечении Гималаев и видении Долины Цветов в горах Гархвала (Уттаракханд) в поисках следов могущественного и преданного христианству мифического восточного королевства пресвитера Иоанна – «правителя трёх Индий». Он был первым известным европейцем, достигшим Тибетского нагорья, и долго проживавшем в Цапаранге – столице западно-тибетского королевства Гуге. Андраде в своём «Донесении» 1624 года под названием «Больше, чем Земля Обетованная» он сообщает, что царства пресвитера Иоанна там не оказалось. Гуге была самой бесплодной землёй, которую он когда-либо видел, где не было ничего, кроме стад овец, коз и яков, и он без комментариев передаёт высказывание кашмирских купцов о том, что «ад находится под этой землёй из-за её великого бесплодия»[3]. В его письмах Шамбала ни разу не упоминалась.
«Учения, принесённые из Шамбалы, попадаются и в трудах учёных Европы. На кладбище Дарджилинга погребён загадочный человек. Венгерец родом. Живший в начале XIX столетия. Пешком он прошёл из Венгрии в Тибет и оставался много лет в неизвестных монастырях. В тридцатых годах прошлого века Чома де Кереш скончался. В трудах своих он указывает учение из Шамбалы, установившее следующую за Буддою Иерархию. Пришёл этот учёный из Венгрии – характерно. Загадочна его деятельность».
Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи. М., 1974, – с. 43.
В 1819 году венгерский востоковед и филолог Чома де Кёрёш (1784–1842) пешком отправился в Азию в поисках исторической родины венгерского народа. Через два года Чома достиг ЗападногоТибета, где провел семь лет в различных монастырях, собрав богатый материал для своих последующих научных работ. Опубликованные им работы стали первыми научными исследованиями тибетского языка и литературы. На медной табличке памятника над его могилой в индийском Дарджилинге выбита следуюшая надпись: «Александр Чома де Кереш. Уроженец Венгрии, провёл филологические исследования, относящиеся к Востоку, проявляя при этом редкую выносливость в течение долгих лет нужды. Его терпеливый труд на благо науки завершился составлением словаря и грамматики тибетского языка, являющихся лучшим и настоящим памятником». На основании изучения тибетских летописей он пришел к выводу, что в легенде о Шамбале нашел отражение факт существования в первые века нашей эры буддийских центров в Средней Азии, которые затем были уничтожены в ходе арабского завоевания этого региона в VII веке[4]. Его описание мистической Шамбалы стало первым в западной литературе. Он перевёл отрывок из чойчжуна Падма-Карпо, где содержится глава о распространении Калачакры в царстве Шамбала. Чома де Кёрёш написал специальную статью о Шамбале, которая была опубликована в журнале Азиатского общества Бенгалии в 1833 году[5]. Он познакомился в Тибете с текстами Калачакра-тантры, в которых упоминалась мистическая Шамбала, расположенная севернее Тибета. На основе астрономических выкладок первой главы «Шри Калачакра нама тантры раджи» он локализовал Шамбалу севернее реки Сырдарья, указав относительно точные ее координаты – между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Яксартес (Сырдарья), которую он ошибочно отождествил с рекой Сита. Также он упоминает о столице Шамбалы – Калапе, «великолепном городе, резиденции многих блестящих королей, расположенной за Яксартес, где продолжительность дней от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния увеличивается на двенадцать индийских часов, что составляет четыре часа сорок восемь минут по нашему счету»[6]. Этот регион в разное время и у разных народов назывался по-разному: Западным краем, Бактрией, Тохаристаном, Туркестаном. Бурное процветание этой «купеческой цивилизации» на протяжении всех двух последних тысячелетий связано с северным путем в Китай, проходящем через Хами, Турфан, Карашар, Кучу и Аксу. Иранцы и греки, кушане и китайцы, тибетцы и уйгуры, арабы и тюрки, монголы появлялись в истории друг за другом в качестве господствующей силы на караванных путях и устанавливали над этой территорией свой протекторат. Однако, только на факте существующих в Средней Азии (Кушанское царство, Бактрия, Согдиана) в первые века нашей эры буддийских монастырей, нельзя сделать вывод о нахождении Шамбалы в этом районе. Буддизм распространился по Шелковому пути начале первого тысячелетия и стал приходить в упадок с приходом ислама начиная с VII века. Реки под названием Сита в Средней Азии не существовало. Реку Сырдарья греки в древности называли Яксарт, тюрки – Йенчуогуз, что означало «жемчужная река». В Средневековье встречалось название Сейхан. Реку Амударья зороастрийцы называли – Вахш, Раха, Ранха. Древние греки – Oксос, римляне – Оксус, арабы – Джейхун (Жейхун), хорезмийцы – Окуз, Геродот и Птолемей – Аракс. Также древнегреческие авторы называли её Танаис. Никаких упоминаний о именовании этих рек названием Сита нет.
060 в полстраницы ½. Текст: В начале XVII столетия в Тибете появились миссионеры. Одна из первых карт «Китаиум», составленная Анастасио Кирхером
Мусульманская империя, уже через 100 лет после смерти Мухаммеда простиралась от Пиренейских гор до границ Индии. Под ударами мусульман пали Византия, Персия, Египет, Сирия. Буддийские центры были широко распространены на всей территории от севера-запада Индии и территории современного Тибета, в Афганистане и по всей Средней Азии. Согласно современным археологическим данным концентрация буддийских центров уменьшалось от юга к северу. По сообщению китайского паломника, Сюань-цзана во время его путешествия в 629–630 гг. в Уддияне такие центры исчислялись тысячами, а в столице Тохаристана – Балхе «располагалось около ста буддийских монастырей, в которых проживало около 3000 монахов». Действительно в Средней Азии наибольшее количество буддийских монастырей археологи отмечают в Бактрии – Тохаристане (среднее течение Сырдарьи до Афганистана), пришедшими в полный упадок после завоевания этой территории арабами в конце VII – начале VIII вв. Утверждение ислама сопровождалось вытеснением религиозных учений, существующих на завоеванных территориях до прихода мусульман. В гипотезе о расположения Шамбалы в Средней Азии не стыкуется самое главное свидетельство – буддийская Шамбала процветала и была доступной в последующие века, после завоевания мусульманами Средней Азии, вплоть до XI–XII вв., а значит не могла находиться на Сырдарье.
В 645 г. знаменитый буддийский паломник Сюань-цзан посетил удалённые северные оазисы Туркестана и написал книгу «Сиюй цзи» (Записки о Западном Крае). По его описанию в княжестве Яньци (Карашар) было свыше десятка буддийских обителей. Столица Куча имела 17–18 ли (6,8–7,6 км) в окружности. Жители носили шелковые одежды. В этом государстве насчитывалось около сотни буддийских монастырей. У западных ворот города Куча Сюань-цзан видел две огромные статуи Будды. Во владении Кашгар Сюань-цзан описывает также сотни буддийских святынь, тщательно обработанную и плодоносную почву. Основным источником богатства и благосостояния городов-государств Сериндии была торговля по Великому шелковому пути. Все эти сведения о процветающих буддийских городах на севере от Тибета, напоминают сюжет легенды о процветающей Шамбале, ставшей недоступной для буддийских паломников после X века из-за завоевания ее мусульманскими войсками. Возможно, в легенде нашло отражение мусульманское завоевание Тохаристана, но также возможно, что эта завоеванная арабами территория с буддийскими храмами была на северо-западе Индии, или в любом другом месте от границ Индии до среднего течения Сырдарьи – вся эта территория была покорена мусульманами, и на всех захваченных землях были буддийские храмы. Факт мусульманского завоевания Шамбалы не позволяет точно локализовать ее территорию. С другой стороны, можно воспользоваться им, чтобы исключить гипотезы о местонахождении Шамбалы севернее Сырдарьи, на территории, которая была завоевана мусульманами в конце VII – начале VIII вв.
В тибетских исторических сочинениях и в обширной литературе по системе Калачакра постоянно встречается упоминание о царстве Шамбала, в которое учение Калачакры было перенесено из Индии вскоре после его первого изложения. В текстах дословно об этом говорится, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой». Под «девяносто шестью областями своей страны» можно понимать и монастырские комплексы, которые в то время разрастались до размеров городов-стран. Духовный лидер Тибета далай-лама XIV пишет об этом событии: «Царь Сучандра был родом из Шамбалы, местонахождение которой, проф. Дж. Туччи определяет в традиционных местах близ реки Сита (Тарим?) т.е. в Восточном Туркестане. Прослушав тантру, царь вернулся в Шамбалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакра как государственную религию».
В сочинении о географии мира тибетского ученого Манчжула Хутукту, жившего в первой половине XIX века, знаменитому царству Шамбала отводится верховная роль. В описании оно размещается далеко на севере и вмещает в себя 96 царств, среди которых названия таких, как Цзамбака, обезьян, золотоглазых, Ругма, Бурматма, Золотое. Приводимые названия трудно отождествить с какими-либо известными, но напрашивается ассоциация с построенными 108 буддийскими монастырями в королевстве Гуге. В иконографии Шамбала изображается подобно лепесткам лотоса в окружении снежных гор, что совпадает с физической географией расположения Гуге на Цинхай-Тибетском плато, расположенном между самым высоким хребтом в мире – Гималаями и высокими горами хребта Гандисе. Внешняя область Шамбалы разделена на восемь областей (регионов), каждый из которых соответственно содержит двенадцать районов (провинций, княжеств-городов), делающих общее их количество девяносто шесть.
В царстве Шамбала жители страны являлись практиками буддийских тантр, главным образом Калачакры-тантры. Они достигли значительных успехов в ее практике и развили учение, и затем уже из Шамбалы Калачакра распространилось в Индию и в Тибет. Согласно тибетским летописям, до получения посвящения в Калачакру и достижения успехов в его практике, цари и жители Шамбалы были обычными людьми, а сама страна реальной физической страной, куда свободно можно было попасть вместе с купеческим караваном. После получения посвящения жители страны, а следом и сама страна стали для обычных людей недоступной.
Из буддийских текстов известен канонический перечень двадцати пяти владык-царей Шамбалы, охватывающий период с 878 г. до н.э. по 2424 г. Имена из этого списка не удается отождествить с известными царскими династиями по тибетским историческим источникам. Каждый из двадцати пяти царей, в т.ч. ещё не рождённые, правили и будут царствовать ровно по 100 лет в Шамбале, что наталкивает на мысль о некой искусственности этого списка мифичных персонажей.
Существует особый вид литературы, посвященный описанию пути в Шамбалу. Трактаты такого рода известны как LAM-YIG, лам-иг (описание дороги). Один из таких путеводителей обнаружен в Ганджуре[7], другой в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института и датируется XIII в. Название Шамбала, упоминается в буддийских книгах Тибета: Ганджуре и Данджуре, в астрологическом сочинении «Вайдурья-карпо» («Белый Сапфир», XVII в.), в котором дан перечень правителей Шамбалы. «Синяя летопись» (1478 г.) – наиболее известное сочинение по истории буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гой-лоцава Шоннупэлом (1392–1481). Наиболее известным описанием царства Шамбала является «Шамбала Лам-иг» в сочинении панчен-ламы VI Лобсанг Палден Еше (1738–1780), переведенного в 1915 г. на немецкий язык проф. А. Грюнведелем. Трактат носит название «Источник десяти миллионов чудес – объяснение великого места сиддхов страны Шамбала и описание Индии», дата написания 1775 г.
Панчен-лам (1738 –1780)
Панчен-лама VI ЛобсФото: Панчен-лама VI Лобсанг Палден Еше – автор самого известного сочинения о пути в Шамбалу. Бронза. Монастырь Юнхэгун, Пекин
Теперь большинство этих документов переведено и доступно для изучения на русском языке. В 2001 г. издательством «Евразия» был издан полный перевод «Синей летописи» на русский язык. В летописи говорится, что Шамбала не была самым значимым буддийским центром, на первом месте стоит страна богов – Уддияна, которая располагалась в долине реки Сват в Пакистане. Единственным отличием Шамбалы от окружающих её стран являлось наличие полных комментариев на отдельные сутры Калачакры-тантры, ради изучения которых монахи проделывали длинный путь через гималайские горы в Шамбалу.
О том, что Уддияна и Шамбала причислялась к пяти великим местностям буддизма, доступных для посещения говорится в трудах православных миссий Восточной Сибири: «В центре Индии находится Вечное царство, где явился Будда, на востоке – китайская пяти вершинная гора, называемая Утай, на юге – в середине моря на небольшом материке (Цейлон) – местопребывание бодхисатв, на западе – Уддияна, местопребывание дакинь, обладающих силой заклинания, на севере – Шамбала, местопребывание 7 номунъ-ханов и 25 ригденов. Что составляет пять великих местностей. Из этих местностей до гор Уддияны и Шамбалы не могут проникнуть люди, не обладающие сверхъестественными способностями»[8].
В «Синей летописи» много упоминаний о реальном гималайском княжестве Шамбала, вот только некоторые из них: «В северной Шамбале имеется много тантр и комментариев к ним, изложенных самим Буддой. Отправляйся на их поиски и изучи их!» Махасиддха Ургьенка в 1258 г. «собирался отправиться в Шамбалу и там устранить свои сомнения в связи с некоторыми трудными моментами в Калачакре. Однако ему порекомендовали отправиться в Уддияну – Страну Богов, так она именовалась в тибетских источниках. Путь в нее пролегал через Каче (Кашмир) (стр. 369).
Севернее Мадхьядеши, в Шамбале есть много тантр с комментариями и наставлениями, преподанных и проповеданных Буддой. Калачакрапрада присоединился к купеческому каравану и отправился туда из Мадхьядеши (стр. 398).
В царстве Шамбала Калачакра имеется с комментариями, но в индийском Арьядеше Калачакру сначала получили из Шамбалы от проявления бодхисатвы в индийце-монахе по имени Соньомпа Великий (стр. 400).
Бодон Ринпоче Ринчен Цамо получил изложение Калачакры в 1294 г. В 51 год отправился в Шамбалу (стр. 411).
Это, достаточно важные исторические свидетельства реального существования Шамбалы в древности.
В жизнеописании Падмасамбхавы, который прибыл в Тибет по приглашению царя Тисонга Децэна указывается, что Падмасамбхава провел раздельные года жизни поочередно в Уддияне, Шангшунге, Шамбале и на горе Кайлас. Количество упоминаний Шамбалы в исторических текстах, в одном ряду известных сейчас историкам государств, настолько велико, что не оставляет сомнений в реальном существовании Шамбалы в древности.
Сложность перевода на европейский язык тибетских священных книг, смысл которых часто остается не понятным в европейских терминах перевода, как считает, например, Александра Дэвид-Неель, прожившая в Тибете 14 лет, привела к неправильному истолкованию некоторых религиозных доктрин. Об искажении смысла древних текстов предостерегает французский мыслитель Рене Генон, по мнению которого «оккультисты, теософы не столько занимались исследованием эзотерической традиции, сколько выдумывали ее сами, исходя из весьма отрывочных и сомнительных сведений, полученных к тому же, далеко не из первых рук». В их среде практиковался способ «домысливания недостающей информации».
Историк Л. Гумилев подтверждает, что «легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение в тяжелый для Тибета ХV век»[9]. В своей работе «Страна Шамбала в легенде и в истории» он пишет: «Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «вверх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствует действительности»[10]. Это весьма спорное утверждение. Если в доказательствах исходить из лингвистики и искать схожие корни, то подобных географических названий можно найти десятки по всему миру: вершина Шамбу в Тибете, поселение Шамалан в Афганистане, Шамбери – во Франции. Какое отношение Сирия могла иметь к Шамбале?
Шамбала (тиб. SHAM-BHA-LA, Шамбхала) в переводе с санскрита означает «Хранимая Источником Счастья». В исторической летописи XV в. «Джагфар тарих», составленной Бахши Иманом говорится: «Имя «Джам» или «Шам» также восходит к древнему слову «Йяма» (Бог и вся вселенная) и слово «Шам» означает «Отмеченный или Хранимый Богом». Среди ученых-лингвистов существует также версия перевода слова Шамбала, в смысле как «Страна, хранимая Шивой» («Страна (которая) держалась Шивой»). «Шамбу» происходит от имени тибетского бога Шампо (тибетский эпитет Шивы). Из всех приведенных вариантов перевода наиболее часто в текстах о Шамбале встречается сокращенный перевод с санскрита – «Источник счастья», хотя в полном варианте перевода правильное звучание – «Хранимая Источником Счастья», т.е. хранимая Богом, Шивой. В этой связи уместно обратить внимание на то, что местопребыванием Шивы считается гора Кайлас в Тибете, а значит и земля «хранимая Шивой» расположена рядом с ней, а не в Сирии.
Вернемся в начало и подведем предварительные итоги. Первоначально Шамбала упоминается, как реальное гималайское княжество или царство, в связи с изложением проповеди Будды Шакьямуни в южной Индии и передачи Сутры Совершенной Мудрости «Исконная Калачакра-тантра: изначальный Будда» царю Шамбалы Сучандре в 878 г. до н.э. Прослушав тантру, царь вернулся в Шамбалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакры как государственную религию. Царство Шамбала стало хранителем комментариев Калачакры и гарантом сохранения этого буддийского учения. Из Шамбалы, после длительного хронологического периода забвения и сохранения этой традиции в этом царстве, Калачакра-тантра в 966–967 гг. вернулась в Индию и в 1026–1027 гг. проникла обратно в Тибет. Название «Северная Шамбала» возникло в Индии, как указание на ее расположение к северу от Магадхи (среднее течение Ганга), «расположенной в четырех месяцах пути на север».
Реальная страна Шамбала севернее Индии существовала согласно историческим хроникам в конце первого тысячелентия нашей эры. Историк Л. Гумилев подтверждает, что «легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение в тяжелый для Тибета ХV век». Основой жизнестойкости мифа стало пророчество о приходе Мессии из Шамбалы и представление о мифической стране, как счастливой земле, в которой могут переродиться лишь чистые душой, прожившие праведную жизнь на земле. В представлении буддийских верующих это святая земля высочайшей мудрости и счастья.
[1] Ю.Н. Рерих. К изучению Калачакры.
[2] Б. Дандарон. Буддизм. СПб.,1996 г., с. 142.
[3] Michael J. Sweet and Leonard Zwilling, «More than the Promised Land»: Letters and Relations from Tibet by the Jesuit Missionary António de Andrade (1585 1633), 2017 г.
[4] Игорь Емец. В поисках затерянных городов. М.,2002 г., с. 232.
[5] Csoma de Körős А. Note on the Origin of the Kala-Chakra and Adi-Buddha Systems// Journal of the Asiatic Society of Bengal. № II. 1833. P. 57–59.
[6] Л.В. Шапошникова. Великое путешествие. Книга вторая. По маршруту мастера. М.,2000 г., с. 406.
[7] Ганджур – (Тибет.) Собрание буддийских трудов, переведенных с санскрита на тибетский и монгольский языки. Это самый обширный канон, содержащий 225 больших томов по разным темам.
[8] Труды православных миссий Восточной Сибири. Иркутск, 1883 г.
[9] Л. Гумилев. «Страна Шамбала в легенде и в истории» в книге «Древний Тибет»,1996 г., с. 298.
[10] Там же, с. 302.

