ПУСТЫНЯ ГОБИ, ПУТЕВОДИТЕЛЬ МОНГОЛИЯ
По Монголии. Гобийские экспедиции. Иркутск, 2017 г. - 344 с.
Иркутский путешественник Сергей Волков, участник и организатор двадцати экспедиций по пустыне Гоби и озеру Хубсугул, автор первого и единственного путеводителя на русском языке о Монголии (серия Ле Пти Фюте, 2005 г.), в новой книге "По Монголии" рассказывает о достопримечательностях Монголии, экспедиционных открытиях и приключениях в самых труднодоступных районах Гоби, загадках Империи Чингисхана, заброшенных древних монастырях, мифических алмасах и таинственном олгой-хорхое. За время экспедиций автор собрал обширный и увлекательный материал, который включён в эту книгу. Приобрести печатную книгу можно черех Книжную лавку (Авито-доставка)
Начиная с 1998 г., мы провели двадцать больших путешествий по Монголии. Каждый год очередная Гобийская экспедиция проходила новый маршрут протяженностью от пяти до шести тысяч километров. «Гобийский цитатник» – так я назвал свой полевой дневник, куда записывал хронику событий на маршруте и разрозненные факты о Монголии, со временем он стал истрепанным и многотомным, а маршруты вдоль и поперек пустыни Гоби все сложнее и протяжённее, и чем больше становилось записей, тем интереснее и дальше были наши путешествия. На основе этих дневниковых записей в итоге появилась эта книга.
Еще совсем недавно по историческим меркам, каких-то триста лет назад, монголо-тюркоязычные племена свободно передвигались в пределах от Байкала до Гоби, поклоняясь единым богам и Вечному Синему Небу. Из глубины веков до нас дошли их мифы, повествующие о таинственных землях в глубинах Центральной Азии. Монголия – земля древних легенд и сказаний – Белый Остров, таинственная обитель восточных мудрецов, могущественная Империя Чингисхана. Где-то в Гоби, не явленные миру, сохраняются засыпанный песками «Золотой Храм» ясновидящего Эдгара Кейси, «капсула времени» Елены Блаватской, мудрое наследие Гобийской цивилизации германских ученых Эскарда и Карла Хаусхофера, как гласят легенды: «Много пророчеств везде закопано. Ищи в песчаных холмах вход в тайные подземелья Агарти».
Одним из самых понравившихся нам мест в Монголии, несмотря на проведённые двадцать экспедиций по всей стране, с посещением самых известных и живописных мест, для нас по-прежнему остается урочище Хэрмэн-Цав (N43°28¢53² E099°49¢89²) в Заалтайской Гоби. Этот удалённый оазис расположен на юге Монголии в сердце безводной пустыни, чтобы попасть в него нужно 10–12 дней экспедиционного пути на подготовленных внедорожниках от Иркутска (общий пробег около 4,5 тыс. км) или два полных дня пути от Даланзадгада, причём последние 40–50 км надо находить проезд среди саксаулов, песчаных сайров и барханов.
Впервые мы достигли этого места в 2000 г. В это время урочище было труднодоступным и его редко посещали люди. Один из встреченных нами монголов, узнав о цели нашего путешествия, рассказывал о страхе, который он испытал при посещении этой обширной безводной и раскалённой пустыни. Заходили мы в Хэрмэн-Цав с севера сначала по слабому следу, который трудно читался на рельефе и его было легко потерять в замытых водой сайрах, а затем по целинным пескам без какого-либо намека на предшествующий здесь проезд автотранспорта. В следующий приезд мы убедились в непопулярности этих мест, проезжая вновь по своему прошлогоднему следу и, видя по отпечаткам колес, что за истекший год так никто и не повторил наш маршрут. Даже в наши дни, без местных проводников и спутниковой навигации лучше не соваться в барханные поля Заалтайской Гоби, где путешествовать приходится по бездорожью.
Малоисследованные районы Гоби с древности населялись в рассказах неведомыми чудовищами, злобными демонами, невиданными сокровищами и кладами. До сих пор в Гоби «на слуху» рассказы о таинственном пустынном черве олгой-хорхое, выползающем на поверхность только в самые жаркие дни июня. Можно встретить очевидцев знающих лично монголов, побывавших в многолетнем плену у самок «снежного человека». Много рассказов о древних кладах. Об одной из таких легенд поведал Г.Н. Потанин: «В местности Онгон-Манхин, где высокие превысокие пески, двадцать ли на запад, 20 ли на восток, 20 ли на север и 20 ли на юг – все пески. Говорят, что среди них ветры выдувают части какой-то неведомой юрты, остов которой был сделан из серебра, кто возьмет обломок такой серебряной юрты, тот умирает»[1].
Одно из первых описаний Гобийской пустыни дал Марко Поло: «А пустыня, скажу Вам, Великая: в целый год, говорят, не пройти её вдоль. Всюду горы, пески, да долины; и нигде никакой еды. Ни птиц, ни зверей тут нет, потому что нечего им там есть. Но есть там вот какое чудо: едешь по пустыне ночью, и случится кому отстать от товарищей, как станет тот человек нагонять своих, заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени, и зачастую духи заводят его туда, откуда ему не выбраться, так он там и погибает. И вот ещё что: и днем люди слышат голоса духов и чудится часто, точно слышишь, как играют на многих инструментах, словно на барабане»[2].
[1] Г.Н. Потанин. Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. СПб., 1893 г., том 2, стр. 298.
[2] «Книга чудес» Марко Поло, 1477 г. (М., 1997 г. стр. 227.).
Вся южная часть Монголии и северные провинции Китая заняты пустыней Гоби (около одной трети территории Монголии). Само название в переводе с монгольского языка означает пустынную, безводную и бесплодную местность. С древних времен эта местность была известна под именем пустыня Шамо. Пустыня Гоби – это самое таинственное и самое малонаселенное место мира. Среди стран мира в Монголии самая низкая плотность населения 1,8 чел./км2. Для сравнения страны с самой низкой плотностью населения: Суринам в Южной Америке – 2 чел./км2, Австралия – 2,3 чел./км2, а плотность населения в Южно-Гобийском аймаке Монголии (Умнеговь) в наши дни – 0,37 чел./км2, самая низкая в Монголии и одна из самых низких среди стран на планете.
Каждая наша экспедиция по Монголии, как правило, включает посещение знаковых, понравившихся нам ранее мест, которые надолго запоминаются и возникает желание увидеть их снова. Знаменитые песчаные барханы Хонгорын-Элс («Светло-рыжие пески») к югу от хребта Гурван-Сайханы-Уул простираются на 185 километров, из них непосредственно высокие барханы тянутся на 120 км. Это одни из самых красивых барханных песков Монголии.
Пески Хонгорын-Элс включены в территорию Гурван-Сайханы-Нурууского национального парка, который примыкает к Большому Гобийскому заповеднику. Решение организовать заповедник в Гоби (занимает площадь более 5300 тыс. га) было принято правительством Монголии в 1975 г. Сегодня он один из крупнейших в мире, имеет статус биосферного. Основная задача заповедника – охрана уникальных видов растений и животных (410 видов растений и 170 видов животных, среди которых дикий верблюд, гобийский медведь). Западная территория заповедника охватывает предгорные равнины Джунгарской Гоби. Восточный участок, почти в три раза превышающий по площади западный, занимает значительную часть Заалтайской Гоби, на обширных территориях которой распространены песчаные массивы с высокоствольным саксаульником, отсутствуют дороги и не проживают люди.
Эти внушительные барханные пески шириной от 3 до 15 км самые большие и высокие в монгольской Гоби, их высота достигает 100–300 метров, привлекают путешественников со всего мира. У их подножия есть зеленеющий луг с кристально чистым родником и живописный сайр с водой. У подножия желтых барханов находится единственный в этой местности природный источник (N 43°45¢945 E 102°15¢561, высота над уровнем моря 1375 м) с прекрасной пресной водой и рядом на коротком расстоянии протекает мелководная, неожиданно широкая для песчаной местности, речка Хонгорын-Гол, выходящая из-под земли и вскоре полностью исчезающая под песками.
Перед нами едва ли не отвесно поднимаются величественные барханы Хонгорын-Элс совершенно необычное для нас, сибиряков, зрелище. У их подножия мы разбили лагерь и остановились на ночлег. Рано утром, в предрассветные сумерки, когда медленно угасают звезды, мы, закутавшись в теплые вещи, взобрались на вершину самого высокого песчаного барханы, чтобы встретить момент появления солнца из-за гор. Синий купол небосвода чист, нет ни единого облака, не слышно никаких звуков, кроме завывания ветра в ушах и звона тишины. На восходе возникает редкое ощущение единства с миром – стремительно розовеющее небо и неуловимый момент кратковременного появления яркого золотистого цвета песков. Насыщенный золотистый цвет песков бывает не всегда, только при ясной погоде и синем-синем небосводе. Мы совершенно одни в этом обособленном песчаном царстве и долго любуемся непривычной для нас картиной сплошного моря песка, на создание которого природа потратила миллионы лет. О чудесах этих песков с древних времен рассказывается в легендах. Местные араты не раз слышали в ветреные дни чарующие мелодии, отчетливые удары барабанов, призывные голоса. Легенды рассказывают о погребённых под песком караванах и городах. Начиная с Х в. необыкновенные чудеса мира удалённых стран стали описывать в особом жанре занимательной космографической литературы 'адха'иб – «Диковины суши и моря», где географические данные сочетаются с фрагментами мифов и фантастическими вымыслами. Своего наивысшего развития этот жанр достиг в космографиях XII–XIII вв., в книгах раннего средневековья встречается множество сказочных историй о песках гремучих, словно сирены завлекающие. Если идешь по ним – скрип раздаётся, если топнешь – ворчать, как собака, сердито будут, а при сильном ветре воют, как джины в пустыне. Никто не знает, кто это и откуда берется тот звук, о чудесах этих песков с древних времен рассказывается в легендах. Местные араты не раз слышали в ветреные дни чарующие мелодии, отчетливые удары барабанов, призывные голоса. В определенные дни песок необычайно скрипел, издавая звук ворчащей собаки, или начинал чисто звенеть, напоминая переливы флейты или звучания высоких нот органа. Говорят, что это происходит от перемещения песков. Ветер в песках Хонгорын-Элс постоянно дует с запада на восток и при сильном ветре отчетливо виден песчаный шлейф от вершины бархана в восточном направлении.