ЗАГАДКА МИФА О ЧИНГИСХАНЕ
Текст и фото Сергей Волков
РЫЖЕВОЛОСЫЙ И ГОЛУБОГЛАЗЫЙ ЧИНГИЗХАН РОДОМ С БЕРЕГОВ ВОЛГИ
Важнейший исторический источник «Сокровенное сказания монголов», написанный в 1240 г., в академическом переводе с подробными текстологическими комментариями был осуществлён ведущим советским учёным-ориенталистом С.А. Козиным в 1941 г., и начинается со слов: «Родословная и детство Темучина. Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Высшего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море)». Однако в более поздних художественных переводах, в частности А. Мелехина, вместо «переплыв внутреннее море Тенгис» появляется перевод: «Переправились через воды реки Тэнгэс». Какому переводу верить? В современных комментариях монгольских учёных, совсем неожиданно, географическому названию водоёма Тенгис стала соответствовать небольшая монгольская река Тенгиз в Дархадской котловине, которую и переплывать не надо – её можно во многих местах перейти вброд (западне оз. Хубсугул). Подобных небольших рек на пути миграции предков Чингисхана было сотни, вряд бы о подобной незначительной реке упоминали в первом абзаце «Сокровенного сказания». В первом научном комментарии к русскому переводу – это Каспийское море, в последующих, как возможный вариант, рассматривается – озеро Байкал. В зависимости от выбранного варианта перевода кардинально меняется местонахождение земли предков Чингисхана и вся последующая история. Исторические описания персидского историка Рашид-ад-дина содержат множество географических подробностей, чтобы удостовериться, что речь идёт не о современной монгольской реке в Дархадской котловине, и не об озере Байкал, а легендарная Баргуджин-Токум «в сорок дней пути» не может быть соотнесена с небольшой долиной реки Баргузин, протяжённостью всего 140 км, на восточном побережье Байкала. У Рашид-ад-дина записано: «Тюркские сказители историй рассказывают, что все племена монголов происходят из рода [наел] тех двух лиц, которые [некогда] ушли в Эргунэ-кун (в комментарии это река Аргунь, вытекающая из озера Далай-нуур). Буртэ-чинэ, супруг Алан-Гоа, пожелали уйти из своего становища [ма уам] и местности в другие области. Между был рукав реки. Они собрали множество хвороста и из него связали [нечто] вроде плота, сели на него и, переправившись через реку, вступили в другие области». Где на самом деле находился водоём или река Тенгис и в какую землю Баргуджин-Токум они переправились остаётся весьма спорным моментом, о чём свидетельствуют вышеприведённые примеры возможной локализации разными переводчиками «Сокровенного сказания», описываемой переправы через Тенгис.
История Чингисхана многолика и содержит противоречия в летописях разных народов. В татарском народном эпосе «Идегей» – прародитель Чингиз родом с берегов Урала и Волги, в ойратском эпосе – его «кочевья на Волге реке и водопои на Иртыше», в «Истории Тартар» (1247 г.) Ц. де Бридиа и в документах, спутника П. Карпини францисканца Бенедикта Поляка, войска Чингисхана идут на восток, а не на запад, как это известно, из школьных учебников. Армия Чингисхана в этом изложении терпит одно поражение за другим. В этом донесении содержится известие о сокрушительном поражении армии Чингисхана в битве с войсками Пресвитера Иоанна, походе монгольской армии на самоедов (племена, живущие за Северным Уралом), гибели Чингисхана от удара молнии –ничего подобного в более поздних сочинениях других авторов не встречается[1]. У армянского историка Киракоса Гандзакеци (1220 г.) родина татар – в северо-восточных землях Скифии, в булгарских летописях – монголами называли хазар.
Совсем иначе, чем в «Сокровенном сказании монголов», выглядит история Чингисхана в татарском народном эпосе, сложившемся в XV–XVI вв. В центре повествования эпоса история Джучиева Улуса XIV в., известного в истории под названием Золотая Орда. Описывается территория от Сарая на Волге до Самарканда в Средней Азии. Никаких упоминаний Монголии в эпосе нет. Среди прародителей хана Тохтамыша (хан Золотой Орды, 1376–1395 гг.) назван Чингиз, причем его родина не Монголия, а берега Волги. Державный дом Чингисхана, его дворец, находится на Ак-Тубе (рукав на Нижней Волге), там родовой «черноцветный стяг», там «золотой престол» и «золотой Чингиза венец», отсюда сделан набег на Китай и покорена страна иудеев. Текст эпоса, впервые опубликован в полной версии в 1941 г.
« Я – хан Тохтамыш
Если зову я отцом – Туйгуджу;
Если мой прародитель Чингиз,
Если мой дед – Булгар и Сарай…
Взял я в руки держав судьбу!
С алмазной броней на лбу
Молодой двукрылый птенец –
Золотой Чингиза венец –
Разве не у моих ног?
Как-Туба – сердцевина Земли
Здесь дворец властелина Земли…
Тридцать девять ханов,
Среди них Чингиз величья достиг.
Разве не владел страной
В шестимесячный путь длиной?
Там, где Идиль (Волга), там где Яик (Урал),
Тридцать и девять было владык,
Лишь один Тохтамыш велик!»[2].
В монгольском сказании об Амурсане, ойратском князе, жившем в первой половине XVIII в. рассказывается о родине ойратов, западной ветви монгольского племени, жившего на низовьях Волги, главным образом в Калмыцкой автономной области и в Восточном Туркестане, в последствие ушедших жить в Сибирь и Монголию:
«я странник богатыря Цагаан-хана
по происхождению из Великих монголов,
мои кочевья на Волге-реке,
мои водопои – Иртыш.
Моя родина – Алтай, Иртыш, Хобук-сайри,
Эмиль, Боро-тала, или Ала-тау»[3].
По преданиям Алан-Гоа – легендарная прародительница монгольских, калмыцких (ойратских) и бурятских родов, была дочерью основателя племени хори. Исследователи отмечают свойственный ойратам перенос родовых имен и сказаний в новую местность проживания, которые по истечению времени воспринимаются как подлинная история этой местности. Возможно, именно ойраты принесли в Монголию с Волги рассказ о Чингисхане.
Шихаб-ад-дин Абдаллах ибн Фазлаллах, родом из Шираза в Южном Иране, известный под почетным прозвищем «Вассаф-и-хазрет», находился под покровительством Рашид-ад-дина. В 1300 г. Вассаф начал писать свое сочинение в качестве продолжения знаменитого сочинения Джувейни «История завоевателя мирва». Пятая часть, составленная около 1328 г., содержит обзор истории Чингисхана и излагает иначе те события, которые уже были им изложены ранее[4].
«В то время, когда государь – завоеватель мира Чингисхан сделался владыкою и повелителем царей и царств и мира и разделил края и страны между четырьмя сыновьями (своими) – Туши, Чагатаем, Угэдэем и Тулуем – и назначил им становища и юрты в четырех странах света … Угэдэй, который в благополучный век (своего) отца должен был быть преемником султанства (Чингисхана), пребывал в пределах Эмиля и Кубака, столицы ханства и центра государства… Начиная от пределов Крыма и Каракорума[5]до окрестностей Дербенда, 10 туманов с лишним сторожевых войск нашей армии стоят так, что шатер прилегает к шатру и канат (шатровый) цепляется за канат».
Географические представления, отраженные в работах известных персидских географов XIII–XIV вв. Йакута (1320 г.) и Аль-Бакуви (1412 г.) не распространяются столь далеко, как представляется нам сейчас. Масштаб географических представлений значительно более компактен. Эти представления ограничены Кавказом и территорией, прилегающей к Каспийскому и Черному морям, в основном между реками Волга и Яик, на самой удаленной границе обитаемого мира – река Сырдарья, в текстах древних географов нет никаких представлений и упоминаний о Монголии. В качестве захватчиков описаны татары и нигде в текстах не упоминаются монголы. В текстах XVI в. у немецкого дипломата Сигузмунда Герберштейна, в 1526 г. прибывшего к московскому царю Василию II, в рассказе об истории России упоминаются легендарные «Заволжских цари», а среди татар самый известный – хан Батый, и нет ни одного слова о монголах и Чингисхане.
Текст памятника «Сокровенное сказание Монголов» (1241), записанный китайскими иероглифами в XV–XVI в. во времена династии Мин (1368–1644 гг.) о событиях XII–XIII вв, был найден русским китаеведом Палладием Кафаровым в 1866 г. Был ли письменный первоисточник, к какому времени он относится, и на каком языке был написан, остаётся неизвестным. Переложение его на монгольский язык было сделано лишь в XIХ в. и из этого перевода монголы впервые узнали о своем национальном герое. Если первоначальный текст был переведен с другого языка на китайский, то при последующем переводе с китайского языка, вернуть правильное первоначальное звучание географических названий уже невозможно, поэтому точно сказать, чья история и на какой местности пересказана в этом китайском тексте весьма проблематично.
Интересно отметить, что мифы о Чингисхане дополняются вымыслом и в наше время. В летописи «Джагфар Тарихы» (исторический источник введен в оборот как свод булгарских летописей в 1990-е годы, однако академические специалисты признают эту летопись подделкой середины XX в.), якобы, написанной Бахши Иманом в 1229–1246 гг., описывается родословная рода Чингисхана и указывается, что родина племени мэнхол рода – волжские земли: «Племя мэнхол и его род Тингиз или Чингиз идут от этих хонов родом из Атиль Бакиля (Буляр)». Этот пример наглядно подтверждает, возможность искажения и фальсификации истории также в древних рукописях или при их переводе, подтвердить или опровергнуть это может лишь найденный археологический материал, которого в Монголии пока найдено недостаточно.
Летописи персидского историка Ращид-ад-дина (1247–1318 гг.) ученые-востоковеды признают наиболее полным и содержательным изложением истории Монгольской империи. В «Сборнике летописей» под страной Хитай, понимается область «башкиров, булар, Дешт-и Кипчак, урусов (русских), черкесов и асов (осетин) до крайнего севера», а не территория современного Китая и Монголии.
До XVI в. обширные степи, которые сейчас находятся на территории России, на восток от Европы именовались Великой Тартарией. Карта Российской Империи 1544 г. носит название Тартария. В Британской энциклопедии 1771 г. говорится: «Земли восточнее Урала до Тихого океана до конца XVIII в. именовались Великой Тартарией». По сведениям 1238 г. страна, откуда происходят тартары, называлась Готта (Scythia, Скифия), протянувшаяся от Дуная до восхода солнца. Сохранившиеся средневековые карты, изображающие территорию от Волги до Урала, носят названия «Tartaria olim Scythia» (Тартария или Скифия).
Как видно из этих кратких цитат у каждого из авторов свое представление о местонахождении прародителей монголов: в «Сокровенном сказании» – в центре современной Монголии, в народном татарском эпосе – в волжских степях.
Фольклорные и литературные свидетельства не являются надежными историческими документами, отдельные из них являются средневековым фантастическим вымыслом, другие неверно переводятся, комментируются и понимаются современными читателями. В научном историческом исследовании А.Г. Юрченко, монографии «Образ Чингисхана в мировой литературе XIII–XV вв.» анализируется 48 разных исторических источников, после обобщения которых, российский учёный заключает: «Имеет ли образ Чингисхана, представленный в мировой средневековой литературе, хоть какое-нибудь отношение к действительности. Ответ отрицательный. Весь корпус источников о Чингисхане мифологичен. Большая часть этих текстов создана спустя 20, 30 или 50 лет после смерти Чингисхана… В политических мифах и декларациях фигуры четырёх великих ханов слились в одну – в мифологизированную фигуру Чингисхана».
РЫЖЕВОЛОСЫЙ И ГОЛУБОГЛАЗЫЙ ЧИНГИСХАН
В «Сокровенном сказании» нет описания внешности Чингисхана. В персидских источниках Чингисхан описывается как «рослый, рыжеволосый, белолицый и голубоглазый», принадлежащий к роду борджигинов – «синеоких», совершенно не похожий этнически на монголов. Персидский историк Рашид-ад-дин пишет, что в роду Чингисхана дети «рождались большей частью с синими глазами и белокурые»: «[Племя] кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи. Это объясняется тем, что Алан-Гоа в то время, когда забеременела, сказала: «[По ночам] перед моими очами [вдруг] появляется сияние в образе человека рыжего и синеокого, и уходит!». Так как еще в восьмом колене, которым является Есугэй-бахадур, обнаруживают этот отличительный признак, а согласно их [монголов] словам, он является знаком царской власти детей Алан-Гоа, о котором она говорила, то подобная внешность была доказательством правдивости ее слов и достоверности и очевидности этого обстоятельства»[1]. Там же: «Бурджигин же по-тюрски зничит человек глаза которого синие»[1].
[1] Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 1, М., 1952 г. – с. 155
[1] Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2, М., 1952 г. – с. 48.
. В средневековой грузинской хронике, Чингисхан – «телом рослый, с волосами чуть рыжеватыми». Однако в современных монгольских книгах публикуют перевод: «черноокий, с чёрными волосами». Вот как в современном монгольском переводе выглядит рыжеволосый и голубоглазый Чингисхан: ««Основываясь на прямых и косвенных свидетельствах наших источников, внешний облик Чингисхана в молодости в общем представляется следующим: высокий, гладкий лоб, красивое, крупного овала (квадрата) белое с румянцем лицо, густые черные брови, довольно высокий, ровный нос, черные со светло-коричневым оттенком и огненным блеском глаза, широкие, плоские уши; телосложения крепкого, плечистый с сильными руками, осанка величественная, присущая могущественным вождям»[6].
Время не сохранило до наших дней никаких прижизненных изображений и личных предметов великого завоевателя. Единственный исторический портрет Чингисхана из серии официальных портретов правителей нарисован при хане Хубилае в XIII в. (начало правления с 1260 г.), через несколько десятилетий, после его смерти (Чингисхан умер в 1227 г.). Портрет Чингисхана хранится в Пекинском Историческом музее. С портрета на нас смотрит лицо с азиатскими чертами лица, с серо-зелёными глазами и седой бородой.
Лишь в 2004 году ученые впервые обнаружили захоронение 4 мужчин и 3 женщин в Таван Толгое (Восточная Монголия) и предположили, что в захоронении могут находиться останки представителей рода чингизидов. На это указывали золотые перстни с гравировкой сокола – это символ клана борджигинов, к которому принадлежал сам Чингисхан. Кроме того, об очень высоком статусе погребения свидетельствовали золотые серьги с характерным геральдическим орнаментом – их носили в левом ухе мужчины, принадлежащие к высшей монгольской аристократии. С помощью радиоуглеродного метода ученые определили, что захоронения были сделаны в период с 1130 по 1250 год, когда Чингисхан находился у власти (он умер 25 августа 1227 года в возрасте 72 лет). Десять лет шло тщательное изучение скелетов, обнаруженных в захоронениях. В итоге ученые пришли к выводу, что 5 из 7 человек принадлежат к роду Чингисхана, хотя на самом деле идентифицировать имена или генеалогию похороненных в этом богатом захоронении эпохи средневековья вряд ли возможно. Одна из женщин, по всей видимости, принадлежит в монгольской элите, трое мужчин, скончавшиеся в возрасте приблизительно 30 лет, были ее сыновьями – возможно, это внуки или правнуки Чингисхана. По антропологическим признакам все они принадлежали к монголоидному типу. Однако королева выделялась статью: археологи установили, что ее рост составлял 170 см (на 10 сантиметров выше среднего показателя для женщины той эпохи), а вес оценили в 78,1 кг. Но самое сенсационное, что два представители «золотого рода» по мужской линии относились к гаплогруппе крови R1b-M343 и один к гаплогруппе R1a-M17. А это указывает на примесь европейской крови, поскольку эта гаплогруппа распространена среди жителей Западной Европы и народов, населяющих территории Южного Урала. Ученые делают вывод, что предки Чингисхана были европейцами, которые могли мигрировать на территорию Монголии, а затем ассимилировались. Подтвердить эту гипотезу можно, только обнаружив захоронение самого Чингисхана. Это открытие резко расходится с принятой ранее точкой зрения о том, что Чингисхан принадлежал к гаплогруппе С3с-М48, типичной для азиатов. Ещё больше вопросов возникает по результатам современных генетических исследований, не обнаруживших смешения крови русских и монголов, которое предпологалось из-за татаро-монгольского нашествия на Русь, оказалось, что в генофонде русского народа нет монгольского генетического маркера.
[1] Христианский мир и Великая Монгольская Империя. СПб., 2002 г.
[2] Идегей. Татарский народный эпос. Казань, Татарское издательство, 1990 г.
[3] Б.Я. Владимирцов. Работы по истории и этнографии монгольских народов. М., 2002 г., стр. 279.
[4] перевод сделан по бомбейскому литографированному изданию, 1853 г. (пер. В. Г. Тизенгаузена)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М. 1941
сетевая версия-Тhietmar. 2002 г.
[5]Очевидно, что речь идет не о монгольском Хархорине. Название по корневым тюрским слогам напоминает известный еще во времена хазар город-крепость Семикарокел. Семикаракорская крепость расположена на Нижнем Дону, на речке Салок, притоке Сала, впадающего в Дон. Предполагается, что вокруг бывшей крепости к XII–XIII вв. вырос город.
[6] Сайшал. История Чингисхана (на монг. яз.) Улан-Батор. 2004. Т. 1. С. 76–78.