ОХОТНИЧЬЯ - САМАЯ КРАСИВАЯ ПЕЩЕРА НА БАЙКАЛЕ
Текст и фото Сергей Волков
Пещеры всегда привлекали внимание людей. В некоторых из них в течение продолжительного времени жили древние люди, отдельным пещерам особо поклонялись, приписывая им особые мистические свойства, и проводили в них шаманские обряды, вокруг других сложено множество легенд о таинственных и бесконечных подземных ходах, ведущих в неизвестность, спрятанных там сокровищах и обитающих в них злых духах. В них найдены редкие статуэтки из кости мамонта, фигурки мраморных и нефритовых приманок для рыбной ловли, во многих пещерах встречаются кости диких зверей, в т.ч. давно вымерших.
НОВЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ МИР
В 1939 г. немецкая эскадра адмирала Карла Дёница на антарктической Земле Королевы Мод нашла целую систему соединенных между собой пещер с теплым воздухом, это сенсационное открытие вошло в историю под названием «настоящий земной рай». Найденный немцами подземный мир остался исторической загадкой для последующих поколений – открыть повторно его так никому и не удалось. Когда в 2006 г. вблизи Большого Голоустного на западном побережье Байкала обнаружили впечатляющую, совершенно неизвестную ранее подземную систему с огромными полостями, достигающими высоты 7-этажного дома, ее назвали «кладбищем диких животных» и эти подземелья стали исключительно достоянием небольшой группы иркутских спелеологов и неорганизованных туристов. Открытие этого нового подземного мира стало самым значимым событием в новейшей истории спелеологии Прибайкалья. Найденный новый подземный мир со сложной системой соприкасающихся пустот, с огромными залами, богато украшенными натечными образованьями – самый красивый в Сибири оказался невостребованным и бесхозным. В отличие от таинственных и удаленных райских арктических пещер, проверить существование которых практически невозможно, сибирская чудо-пещера находится в 115 км от Иркутска на расстоянии всего 3 км от лесной автодороги и легкодоступна для осмотра из города за один день. И хотя спелеологи щепетильно скрывают и стараются не распространять рассказов об ее местонахождении, народная тропа к ней уже проложена, а в Интернете можно найти коммерческие предложения посетить ее за 7000 р с одного туриста за экскурсию.
Первозданность пещеры нарушена посещениями туристов, и профессиональные спелеологи теперь печально сокрушаются – лучше бы мы ее не открывали. В отличие от пещер, например, Словакии или Чехии, где оборудованные для проведения экскурсий подземелья находятся под законодательной охраной и приносят прибыль, в т. ч. в виде отчислений – государству, уникальная, недавно открытая Охотничья пещера не заинтересовала ни Прибайкальский национальный парк, на территории которой находится, ни разработчиков концепции иркутской туристической зоны «Ворота Байкала». Редкая по своей красоте карстовая пещера, оставаясь без присмотра и охраны, может повторить печальную участь пещеры Мечта на Малом Море, которая варварски и методично разрушается неорганизованными посетителями. От былой феерической красоты в Мечте уже ничего не осталось. Сохранению пещеры не помог даже бетонный бункер на входе. У Охотничьей пещеры был бы шанс сохранить свою неповторимую красоту, если бы этот природный объект получил финансирование в рамках проекта ОЭЗ «Ворота Байкала», на реализацию которого планируется израсходовать свыше 17 млрд р.
Расстояние от пещеры до пос. Большое Голоустное по прямой – около 7 км, по существующей лесной дороге – 12 км. Во всем мире посещение обустроенных пещер имеет огромную популярность и приносит высокие доходы, такие же, как горнолыжный спорт. Достаточно заметить, что оборудованную вагончиками Новоафонскую пещеру в Абхазии во времена СССР ежегодно посещало свыше 900 тыс туристов, а пещеры Мраморная и Эмине-Баир-Хосар в Крыму за год сейчас посещают 50–70 тыс экскурсантов, принося доход казне Украины в 2,5 млн грн. в год. Охотничья пещера по своей красоте и размерам залов не имеет равных в Прибайкалье, и сопоставима со знаменитыми пещерами Словакии, Чехии и Абхазии, при этом оборудовать пещеру вблизи Большого Голоустного для посещений значительно легче, чем ставшие знаменитыми на весь мир европейские пещеры, обладающие более сложным подземным рельефом. Если Охотничью пещеру приспособить для посещений, в будущем она может стать одним из главных экскурсионных объектов в окрестностях Большого Голоустного. Посещение пещеры и ее красота не зависит от времени года – для туристов она может быть открыта круглогодично.
Охотничья пещера длиной свыше 5,7 км, глубиной – 77 м, с залами высотой до 25 м, колодцами глубиной – свыше 40 м, и пустотами, сопоставимыми по объему с залами ожидания в железнодорожном вокзале г. Иркутск – своеобразный «подарок на блюдечке», в настоящее время туристический потенциал этого уникального природного объекта совсем не учитывается, и если не будет финансирования работ по оборудованию пещеры Охотничьей для массового посещения туристами, вновь открытой пещере будет грозить медленная стагнация и неизбежный урон от неорганизованных туристов. Даже при том малом количестве посетителей, в основном это были иркутские туристы, за два года с момента открытия пещеры налицо факты вандализма – срубленные сталагмиты, исчезнувший пещерный жемчуг, затоптанные и запачканные глиной натечные и кристаллические образования, замусоривание привходовой части пещеры использованными перчатками и бытовым мусором. Нарушена основная заповедь профессиональных исследователей подземелий – сделать свое пребывание незаметным для пещеры и последующих поколений. Вызывает удивление и факт массового складирования иркутскими спелеологами хозяйственного инвентаря, консервных банок, самовольная установка мемориальных досок в подземных полостях пещеры. Если бы пещера находилась под охраной, как, например, в Словакии, ничего подобного в ней не происходило бы, за отломанный сувенир в пещере любому посетителю там грозит штраф в $2000, у нас уникальная Охотничья пещера, способная стать жемчужиной на берегу Байкала остается бесхозной и открытой для посещения кого угодно. Подземный мир пещер чрезвычайно уязвим – от того, как сложится судьба пещеры в первые годы после ее открытия, во многом зависит ее сохранность. Хотя никаких заключений по возрасту пещеры еще не сделано, по мнению спелеологов, Охотничья пещера может иметь весьма почтенный возраст, а потерять свою первозданность и красоту, веками создаваемую, подземными натечными кальцитовыми украшениями может за короткое время. Чтобы пещера сохранила свой естественный облик, ей необходим статус памятника природы, охрана государства, возможно, консервация до лучших времен. Ничего подобного этому уникальному карстовому подземелью среди всех открытых пещер Прибайкалья в сибирской природе на сегодняшний день не существует. У пещеры должен быть свой добрый ангел-хранитель.
ПЕЩЕРА ОХОТНИЧЬЯ . Расположена в 3 км западнее Большой байкальской тропы, в 5,5 км по прямой от 106–107 км дороги Иркутск – Большое Голоустное. К пещере можно подъехать от 106 км через брод р. Большая Голоустная по лесной дороге 6 км, дальше по тропе (3 км) остается 40 минут хода. Тропа приведет к ориентированному на северо-восток 2-метровому арочному входу, расположенному на крутом юго-западном склоне в самом начале Еловой пади на высоте 892 м. Наклонный расширяющийся ход с крупно-глыбовой осыпью поражает своими размерами, сразу за входом, внизу, высота сводов достигает – 12 м. Проникающий далеко внутрь дневной свет через большое входное отверстие окрашивает каменные своды пещеры призрачным лунным освещением. На фоне голубого проема входа отчетливо виден выдыхаемый пар спускающихся людей – температура пещеры постоянна весь год и составляет +4ºС. Еще ниже – царство полного безмолвия и темноты. Существует две обособленных части пещеры – левая, более труднодоступная, с 30-метровым камином, прохождение которого требует навешивания веревки, и правая, по которой можно свободно перемешаться без навыков скалолазания по разным вариантам пути в таинственные подземные пустоты.
В первом зале, образованном в результате пересечения нескольких трещин, не хватает света мощного фонарика с 22-мя светодиодами и газового светильника, зажженного на полную мощность, чтобы осветить его потолок. Каменный свод теряется где-то в 25-метровой высоте в абсолютном мраке. Что нависает над головой никому не известно, а вот под ногами среди упавших с потолка каменных глыб можно найти отдельно лежащие скопления костей диких животных (медведи, кабарга, олени), неизвестно как попавшие в эту пещеру так далеко от входа, отсюда и название первого зала – Скелетоны. В гротах и коридорах пещерного комплекса обнаружены останки 5 медведей и 40 копытных зверей, которые, по предварительным оценкам, пролежали там не одно столетие.
Особенно загадочно большое скопление нетронутых целых скелетов копытных без следов повреждения костей, как будто животные приходили специально в пещеру и умирали здесь естественной смертью – ни в одной из других Прибайкальских пещер такого большого количества останков копытных нет. Охотники дают только два возможных объяснения этой загадки, либо звери прятались в пещере зимой от холода, затем начинали блудить и погибали не находя выхода, либо в пещеру их загоняли волки, обезумевшие копытные бросались вниз в пещеру, где погибали. Медведи могли залазить в пещеру, как в берлогу для зимовки. Скелеты животных сейчас огорожены натянутой белой лентой, на некоторых костях при анализах в Противочумном институте обнаружены споры чумы плотоядных, поэтому не стоит эти кости трогать руками. Загадка большого скопления костей диких животных относится и к другим пещерам Сибири, особенно много костей обнаружено в самых удаленных частях Ботовской пещеры, самой протяженной пещере России (62 км), на р. Лене. Их скопление в определенных местах пещеры остается также загадкой.
Еще дальше путь в тоннеле преграждает небольшой 5-метровый выступ с отрицательным углом, пройти который без веревки уже невозможно. За ним бывают только подготовленные группы со специальным снаряжением. Попасть в эту часть пещеры для любого новичка большая радость. Кроме эстетического наслаждения возбуждает и новизна острых ощущений, когда впервые в жизни нужно в полной темноте спускаться по веревке по скользкой стене навстречу полной неизвестности. Если выключить свет и замереть можно попытаться увидеть чудо. Чрезвычайно редко спелеологи фиксируют необъяснимые феномены – кратковременное видение в полной темноте, шаровые молнии, вылетающие из толщи сводов, или необъяснимые светящиеся ПЭЙН-объекты, регулярно фиксируемые при фотосъемке в подземельях в виде парящих радужных шаров. Профессиональные фотографы объясняют эти радужные шары, снятыми со вспышкой при расфркусировки объектива, парящими близко к объективу пылинками с пола пещера.
Эта часть пещеры, реже посещается из-за своей удаленности от входа и труднодоступности, наиболее роскошно украшена кальцитовыми натеками. Здесь даже есть несколько небольших озер. Насколько далеко тянутся ходы дальше – никто не знает. Последняя топографическая съемка в августе 2008 г. открыла продолжение подземной системы еще на 200 м, всего нанесено на карту 5,7 км, но уже сейчас ясно, что это не предел.
О пещере стало известно лет тридцать назад. Охотники использовали ее для ночлегов, но интереса к исследованию пещеры не проявляли. Спелеологам о малоизвестной пещере, расположенной неподалеку от Большой байкальской тропы в долине реки Еловки рассказал бывший охотовед Ю.Г. Григорьев, хорошо знающий эти места. Первая совместная экспедиция иркутских клубов «Чемберлены» и ИОКС в новую пещеру состоялась осенью 2006 г., после этого о пещере заговорили и вскоре появились первые восторженные газетные публикации.
Сложная система горизонтальных ходов, огромных гротов, размером с крупный кинозал, вертикальных 40-метровых пропастей-каминов, красиво декорированных разнообразными натечными образованиями, поразила первых исследователей. Пещера залегает в хорошо карстующих породах, судя по девственной глине без отпечатков следов и некоторым ходам полностью заросшими сталагмитами, очень редко посещалась людьми. Большая часть галерей позволяет ходить в полный рост. Во многих местах высота центрального хода достигает 10–15 м, отдельные залы в поперечном разрезе достигают – 5–20 м, но есть и узкие лазы, сквозь которые надо проползать на корточках или подниматься с элементами скалолазания по извилистым каминам. Пещера хорошо проветривается, но на полу много сырой глины, так что к концу экскурсии вся одежда приобретает экстравагантный измазанный коричневый оттенок. Без специального снаряжения и использования веревок можно осмотреть только небольшую часть горизонтальных ходов и несколько больших полостей. Галереи и вертикальные камины пересекаются на разных уровнях, как в ноздреватой головке сыра, заблудиться проще простого. Легкомысленно относиться к прогулке по темным незнакомым пересекающимся ходам не следует, особенно если пещера посещается впервые. Моя попытка самостоятельно выбраться к входу завершилась полным фиаско. Сопровождавший нас проводник лишь насмешливо наблюдал, как уже в следующем зале я окончательно сбился с правильного пути и полез совершенно не в том направлении. Это интересное ощущение – осознать, что самостоятельно найти выход из темноты подземелья я не могу. Сразу в голове появляются мысли, на сколько времени хватит батареек у фонарика, и что делать потом, когда свет иссякнет.
Украшением сводов пещеры являются причудливые кальцитовые натеки разного цвета и формы. Среди них встречаются причудливые, похожие на бутылообразные балясины, сталагнаты – сросшиеся в колонны сталагмиты и сталактиты. В большом количестве встречаются каролиты, кальцитовый дождь и окрашенные в разные оттенки натечные кальцитовые образованья. В отличие от большинства других известных прибайкальских пещер, в которых натечные украшения встречаются локально, в Охотничьей пещере они украшают стены от пола до потолка. В пещере можно увидеть оригинальные длинные тонкие сталагмиты, причудливые натеки, получившие из-за подобия щупальцам название медуза, естественные кальцитовые колонны – сталагнаты, кальцитовые плотинки (гуры) – небольшие озерца с кальцитовыми берегами, камушки, полностью покрытые кальцитом, пещерный жемчуг. Отдельные участки пещеры заложены в древних строматолитах (по-гречески – «каменный ковер»), представляющих собой следы древнейшей жизни на планете (окаменевшие древние водоросли возрастом от 540 млн до 1 млрд лет).
Процесс образования карстовых пещер очень длителен по времени, занимает сотни тысяч, даже миллионы лет. Новейшая история пещеры Охотничьей совсем мала, со времени ее открытия прошло всего два года. Пещера еще до конца не пройдена, но даже та часть, которая доступна для осмотра без специального снаряжения, поражает своими масштабами всех ее гостей. Близость к городу и ее все возрастающая популярность, несомненно, привлекут в Охотничью пещеру новых посетителей и очень важно, чтобы этот поток людей не навредил уникальной подземной экосистеме, а у пещеры появилась бы надежная «охранная грамота».