ШАМБАЛА НИКОЛАЯ РЕРИХА

Статьи 7 дек. 2025 г.

Текст Сергей Волков, Иркутск. Глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)

ШАМБАЛА НИКОЛАЯ РЕРИХА

«Знамя Шамбалы». Н.К. Рерих с тханкой Майтреи перед началом Тибетской экспедиции. Улан-Батор. Март-апрель 1927 г.

Распространению сведений о Шамбале в Европе способствовали публикации отчетов Первой Американской Центрально-Азиатской экспедиции 1925–1932 гг. под руководством выдающего русского художника Н.К. Рериха, явившегося основателем философского течения, которое до сих пор имеет множество последователей во всем мире. Н.К.Рерих также известен как автор международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакта Рериха).

Образы сокровенной Шамбалы запечатлены во многих картинах художника «Танг-ла. Песнь о Шамбале», «Священная Танг-ла», «Хранитель входа», «Послание Шамбалы», «Вестник», «Приказ Ригден-Джапо», «Канченджанга» и др. Во время исторической встречи в Болгарии сына Рерихов, Святослава Николаевича Рерих, со знаменитой ясновидящей, Ванга сказала: «Твой отец был неземным человеком. Не только художником, но и пророком. Все его картины – прозрения. Они несут в себе скрытые знания, понять которые могут лишь духовно утончённые люди…»[1].

Наиболее значимы по проблематике Шамбалы его очерки «Сердце Азии», «Шамбала сияющая», «Шамбала». В своих экспедиционных дневниках Н. Рерих пишет о важности понятия Шамбалы для народов Азии: «Это место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания… В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азии… Шамбала – самое священное слово Азии».

В очерке «Сердце Азии»: «На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там…

Портрет Н.К. Рерих в ламских одеждах. В руках художник держит ларец с легендарным камнем Чинтамани

Значит, и Азары и Кутхумпа относятся к Шамбале? Да.

И великие Махатмы и Риши? Да.

И воинство Ригден-Джапо? Да.

И многое из цикла Гэсэриады? Да.

И конечно Калачакра? Да.

И Арьяварта, откуда ожидается Калки Аватар? Да.

И Агарти с подземными городами? Да.

И Минг-сте? И Великий Яркас? И Великие Держатели Монголии? И жители Кама? И Беловодье Алтая? И Шабистан? И долина Лаодзина? И черный камень? И Грааль, Lapis Exilis, блуждающий камень? И Чудь подземная? И Белый Остров? И подземные ходы Турфана? И скрытые города Черчена? И подводный Китеж? И Белая Гора? И субурган Хотана? И священная долина посвящения Будды? И Агни-йога? И Деджунг? И книга Утайшаня? И Таши-ламы? И место трех тайн? И Белый Бурхан?

Да, да, да! Все это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы. Так же как и вся громада отдельных фактов и указаний, глубоко учувствованная, если и недосказанная»[2].

В очерке «Шамбала сияющая»: «Лама: …Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различать сияющие лучи Шамбалы.

Рерих: …Мы знаем реальность этого не сказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира.

Рерих: Лама, как произошло, что земная Шамбала до сих пор не открыта путешественниками? На картах можно видеть множество экспедиционных маршрутов.

Лама: Так же как эти люди не могут найти сокровища, так и человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых потоках, обтекающих горы. Возможно, вы видели людей, умирающих от газов, когда они подходили к ним близко. Возможно, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к некоторым местностям. Многие люди пытаются достичь Шамбалы не позванными. Некоторые из них исчезли навсегда. Только немногие из них достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова.

Чьей-то неизвестной рукой начертаны рисунки на камнях и высечены письмена Калачакры на скалах. Истинно, истинно, только через Шамбалу, только через Учение Калачакры можно достичь совершенства кратчайшего пути. … «Калагийя, Калагийя, Калагийя! Приди в Шамбалу!» После этого наш разговор сделался еще более прекрасным и сокровенным. В нем появилась та нота, которая возвышает все человеческие устремления. Мы говорили о горе Кайлас, об отшельниках, которые до сих пор живут в пещерах этой чудесной горы, наполняя пространство своими пробуждающими зовами справедливости. Потом мы говорили о Том Месте, которое находится к северу от Кайласа…»[3].

Вот еще несколько фрагментов из книги Н. Рериха «Шамбала»: «Много предположений высказано о местонахождении земной Шамбалы. Некоторые из предположений относят это место на крайний север, говоря, что северное сияние есть лучи этой невидимой Шамбалы. Отнесение Шамбалы на север легко понятное… В Тибете Шамбала называется Чанг-Шамбала, то есть Северная Шамбала. Этот эпитет вполне объясним. Манифестация учения произошла в Индии, откуда все по ту сторону Гималаев, очевидно, является северным. На север от Бенареса, находится деревня Шамбала, связанная с легендой о Майтрее. Таким образом, еще раз становится ясным, почему за гималайская Шамбала называется Северной Шамбалой. Некоторые указания, затемненные символами, указывали местонахождение Шамбалы на Памире, в Туркестане и в Центральной Гоби… Относительность указаний и многие недоразумения о географическом положении Шамбалы имеют свои причины. Во всех книгах о Шамбале, в устных преданиях, рассказывающих об одном и том же месте, ее расположение описывается в высоко символических выражениях, почти недоступных для непосвященных».

Н.К. Рерих, основываясь на сведениях, полученных от лам, говорил о реальности Шамбалы, затерянной где-то в горах Куньлуня, на севере от Кайласа. В его дневниках, чаще, чем у других исследователей Центральной Азии, упоминается о Шамбале, чаще всего в обобщённой и поэтической форме: «о Том месте севернее Кайласа… подробно нельзя говорить о таких местах высокого знания». В дневниковых записях Алтай–Гималаи: «В длинной беседе лама указывает, что все может быть достигнуто лишь через Шамбалу. Для тех, кому Шамбала представляется легендарным вымыслом, это указание – суеверный миф. Но есть и другие, вооруженные более практическими знаниями о Шамбале…

…Легендарная гора Меру, по Махабхарате, и такая же легендарная высота Шамбала в буддийских учениях – обе лежали на севере и служили высотами посвящений. И всюду подробно нельзя говорить о таких местах высокого знания».

Характеристика Шамбалы, как самое священное слово Азии, сформулированное Н. Рерихом и получившее широкое распространение в мире, имет особо возвышенную поэтику слов художника в пересказе буддийских предсказаний. Еще более неопределенны сведения о Шамбале в «Агне-йоге» – учении Живой Этики, «переданной невидимыми махатмами» через Рерихов: «Шамбала – необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота в духовный мир открыты в Обитель гор. …Конечно, не будем говорить о точном времени возникновения Нашего места. Катаклизмы сложили удачные условия, и при наших знаниях можно охранить Центр от непрошеных гостей. …Географ может успокоиться, Мы занимаем на Земле определенное место. …Люди могут улыбаться, предполагая, что посланные экспедиции рано или поздно проникнут во все ущелья. Но не забудем, что для преображения местности сила мысли отведет любой караван…».

Н.Рерих. Путь в Шамбалу
О целях и задачах своей Центрально-Азиатской экспедиции 1925–1932 гг. Н. Рерих в 1926 г. писал: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имеем в виду ознакомиться с памятниками древностей Центральной Азии, наблюдать состояние религий, обычаев, и отличить следы великого переселения народов. Эта последняя задача была издревле близка мне». Следует отметить, что среди названных задач не значится поиск Шамбалы. Научное и культурное наследие Первой Американской Центрально-Азиатской экспедиции Н. Рериха по своей значимости и обилию собранных материалов остается непревзойденной до сих пор. Во время этой экспедиции Н.К. Рерих создал около шестисот живописных полотен, вошедших в живописную сокровищницу человечества. Русский писатель Леонид Андреев образно назвал живопись Н. Рериха «Державой Рериха». Джавахарлал Неру на открытии выставки работ Н. Рериха говорил: «Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно – тысячи живописных полотен и каждая из них – великое произведение искусства». В мире опубликовано колоссальное количество книг о знаменитой экспедиции, жизни и творчестве великого русского мыслителя и художника и  Н. Рериха, его экспедиционные дневники, письма, философские и поэтические эссе о Востоке, научные труды его сына Юрия Рериха о Центральной Азии. Для темы этой книги важны свидетельства о Шамбале, о которой особенно часто упоминается в дневниковых записях Н. Рериха и участников его экспедиции.

В дневниковых записях Н.К. Рериха регулярно упоминается тема Шамбалы: «Строим субурган Шамбалы. Ламы освящают его. Перед изображением Ригден-Джапо на магическое зеркало они льют воду. Вода сбегает по зеркальной поверхности. Отражение дрожит, делается необыкновенным и напоминает древний смысл магических зеркал. Шествие проходит вокруг субургана с возженными курениями в руках. Великий лама Цайдама держит в руках нить, соединяющую его с вершиною субургана, где сложены предметы особого значения. Там вложено изображение Будды, там лежит серебряное кольцо с многозначительным начертанием, там же покоятся пророчества о будущем и скрыты ценные предметы: «Норбу Ринпоче». Старик лама пришел от соседних юрт и принес пригоршню сокровищ – кусочек горного хрусталя, обломок бирюзы, две-три смальтовых бусины и блестящий кусочек слюды. Старый лама принимал участие в построении субургана и принес эти сокровища с настоятельной просьбой поместить их в сокровенную часть субургана. После долгого служения белая нить, которая соединяла великого ламу с субурганом, была разрезана, и в пурпуровой пустыне остался белый субурган, охраняемый незримыми силами. Много опасностей угрожает ему. Когда караваны остановятся на отдых, верблюды будут обламывать углы основания; любопытный козлик вскочит на карниз и своими рогами будет пробовать прочность живописных изображений и узоров. Но самая большая опасность грозит от дунган – мусульман китайских»[4].

В дневниках доктора К.Н. Рябинина, участника экспедиции Н.К. Рериха, также неоднократно упоминается Шамбала, о которой часто вспоминали в разговорах у костра: «Понятие Шамбалы вполне реально и место это имеет свое географическое положение на карте Тибета в области высоких гор, на высоте после 11 000 футов»[5].

О целях экспедиции начальник охраны каравана миссии полковник Н.В. Кордашевский в своем дневнике «С экспедицией Н.К. Рериха по Центральной Азии» пишет, цитируя Н.К. Рериха: «Мы идем путем особым и если Блаватская, должна была когда-то идти втайне и проникла в Тибет, скрытая в возе соломы, – то мы пойдем открыто и торжественно, с развернутыми знаменами. Каждый наш шаг будет достоянием легенд, которые сложатся о нашем походе. И кто знает, какие. На пороге прихода шестой расы – особенными должны быть и события»[6].

Орден Будды Всепобеждающего (1926 г.), изготовленный американской ювелирной фирмой Тиффани по рисунку самого Рериха и изображавший Будду в позе лотоса с огненным мечом в правой руке. Находится - Amherst College, Amherst Center for Russian Culture (Русский культурный центр). США. Amherst, MA

Приехавшие в марте в Улан-Батор Лихтманы привезли заранее заготовленные подарки далай-ламе – дорогой ковёр из бизоновой шкуры, мексиканское седло с лукой, серебряные старинные кубки и парчу. Но главный и самый драгоценный подарок – это орден Будды Всепобеждающего, изготовленный американской ювелирной фирмой Тиффани по рисунку самого Рериха и изображавший Будду в позе лотоса с огненным мечом в правой руке (!?). (Будда с Мечом – символ наступающей Шамбалы.) Этот орден Рерих собирался поднести тибетскому правителю от имени «западных буддистов»[7].

Однако ни американский флаг экспедиции, ни особая цель – посольство Миссии западных буддистов для переговоров с далай-ламой XIII не помогли исполнению задуманных планов. Экспедиция Н.К. Рериха не достигла Лхасы. Простояв в лютые зимние месяцы на подходах к Лхасе в высокогорном Чантаге 140 дней в летних палатках, и пожертвовав в этом бессмысленном ожидании разрешения прохода на Лхасу 5 человеческими жизнями, Н.К. Рерих кардинально меняет свое отношение, как к Тибету, так и к тибетскому буддизму. В дневнике полковника Кордашевского по этому поводу есть памятная запись: «9.XI. Н.К. Рерих, меняет свой план действий сообразно обстановке. 24 ноября в Америке произойдут выборы главы Западных буддистов. Если к этому времени Буддийским центром в Нью-Йорке не будет получено известий от Н.К. Рериха, то он считает, что его миссия в Тибете закончена, ибо фактически Западом будет выбран другой Далай-лама, и переговоры с Лхасой отпадают. Поэтому Н.К. Рерих диктует новое письмо, на этот раз самому Далай-ламе Востока, о том, что ввиду явного нежелания Его Святейшества вести переговоры с Посольством буддистов Запада, ими 24 ноября будет выбран Далай-лама. Н.К. Рерих считает свою миссию в Тибет законченной и просит у Его Святейшества распоряжения, чтобы посольство было пропущено на юг, в Индию»[8].

            «Через губернатора передано было письмо для Далай-ламы. В нем сказано. Что Миссия западных буддистов шла в Тибет, чтобы предложить Далай-ламе возглавить и их, слив как восток, так и Запад в одно целое. Она везла подарки и орден Будды Всепобеждающего, а также 500 тысяч нарсангов (около 160 тыс. американских долларов) на монастыри. Но Далай-лама даже не выслал никого для приема миссии. Теперь поручение Н.К. Рериха окончено, Глава Западных буддистов выбран и поток учения свободно течет на Западе»[9].

Обстоятельный анализ архивных документов о целях экспедиции Н. Рериха выполнен в книге В.А. Росова «Н. Рерих. Вестник Звенигорода»[10]. Согласно выводам автора, основанных на подлинных документах, одной из основных задач Центрально-Азиатской экспедиции, шедшей под американским флагом и объявленной первым Посольством Западных Буддистов, было достижение Лхасы и провозглашение Н. Рериха – Главой Западных Буддистов, воплощением Ригден-Джапо /так именовал Н. Рерих 25-го Властелина Шамбалы – Рудрачакрина/. На подступах к Лхасе Н. Рерих писал далай-ламе: «Ваше Святейшество! По избранию Буддийского Собора в Америке, я, как Глава Западных Буддистов, принял на себя поручение отправиться во главе первого Посольства Западных Буддистов, чтобы лично передать Вам Грамоту, Орден Будды всепобеждающего и радостное сообщение о предсказанном пророчествами развитии Учения Благословенного на Западе».

У буддийских верующих было распространенно предсказание о появлении с севера предводителя Шамбалы, рожденного в западном теле белого человека. Здесь очень кстати пришлась легенда о Шамбале, мифической, чистой земли буддистов, расположенной где-то к северу от Тибета. Н. Рерих способствует распространению легенды, что он как раз и является, перевоплощением далай-ламы V – 25-ым Владыкой северной Шамбалы. Он сам творит легенду, приближая сроки Шамбалы. В публикациях китаеведа Б.И. Иванова, встречавшегося с Н.К. Рерихом в 1927–1928 гг. говорится: «Художник (Н. Рерих) хотел въехать в Тибет как 25-й князь Шамбалы, о котором говорили, что он приедет с севера, принесет спасение всему миру и станет царем света. Носил он по этому случаю парадное ламское одеяние»[11].

О высоком авторитете Н. Рериха свидетельствуют хвалебные высказывания о нем азиатских политических деятелей. Ученый Жамцарано из Внешней Монголии писал: «Путь прославленных мудрецов, таких как великий Учитель Рерих, подобен пути Бодхисаттвы, он освещает мир подобно лампаде. В наше время бедствий их дела творят безмерное счастье». Н. Рерих именуется в азиатских публикациях тех лет, как: «Великий Учитель, носящий титул Всепобеждающего, наделенный доверием правительства Северной Америки». Он активно устанавливает связи среди буддистов, говорит о поручении установить связи с буддистами Запада и распространяет туманные намеки о «Великом плане», в котором сошлись и тибетские пророчества о грядущей шамбалинской войне и его личные интересы по созданию монголо-сибирского буддистского государства. В проекте Н. Рериха была даже определена будущая столица в живописной Уймонской долине у подножия горы Белухи с названием Звенигород. Предполагалось получить здесь концессию на разработку месторождений. Н. Рерих называл свою миссию в Тибет: «Посольство Западных буддистов к главе буддистов Востока». Его тайной целью было объединить буддийские народы Азии именем будущего будды Майтреи, и создать новую страну, объединяющую Сибирь, Монголию и Тибет. В донесениях британской разведки тех лет, содержится сообщение, что Н. Рерих готовится объявить себя живым Буддой Майтреей /точнее – 25-м Владыкой Шамбалы/, который по поверьям буддистов, должен явиться из северной Шамбалы[12]. Это стало одной из главных причин запрета на посещение Лхасы экспедицией Н. Рериха. Простояв около 4 месяцев на подступах к Лхасе, и так и не получив разрешения от тибетских властей на встречу с далай-ламой, экспедиция Н. Рериха была вынуждена вернуться в Индию.

Ни о каких поисках Шамбалы не упоминается ни в одном из дневников его сподвижников по экспедиции. График движения экспедиции говорит об отсутствии исследовательских целей, экспедиция из Урги в Лхасу идет как дипломатическая миссия без остановок от колодца к колодцу, чтобы в кратчайшие сроки дойти до Лхасы. К примеру, шведский географ Свен Гедин, достигнув озера Караколь на Памире, проводит на его берегах около года, исследуя окрестности и озеро. Вот это настоящее исследование и поиски! Исторические документы и дневниковые записи свидетельствуют, что основной целью экспедиции Н.Рериха – были переговоры с далай-ламой XIII о признании им параллельной ветви буддизма на Западе. Впоследствии планировалось провозглашение еще одного далай-ламы, в роли которого Н.К. Рерих видел самого себя (согласно дневнику Е.И. Рерих, далай-ламой на Западе был избран Н.К. Рерих, однако никаких других документов о проведении Собора западных буддистов пока не обнаружено).

            Исследованием мотивов экспедиции Н. Рериха серьезно занимается историк В.А. Росов, вот что он сообщает: «Первая Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927–1928 гг.). Из Урги Рерихи отправились на переговоры с Владыкой Тибета, восседающим в заоблачной Потале. Назревала необходимость реформирования буддизма в Азии, и Н.К. Рерих намеревался учредить «Орден Будды Всепобеждающего», договориться с Далай-ламой о самостоятельной параллельной ветви Западных буддистов. Это был завершающий шаг, перед тем как приступить к грандиозному строительству в пустынной гобийской Азии. Создание независимого государства, названного условно «Новая Страна», – таков Великий, или Мировой План Рерихов, задуманный для того, чтобы перекроить карту Восточной Сибири и Дальнего Востока. Каким бы ни казался сегодня подобный «план», утопическим или, наоборот, своевременным, – это предмет серьезных раздумий об исторических судьбах России.

Вице-презедент США Генри Эгаррд Уоллес также упоминал и о других подобных вопросах, заданных Рузвельтом г-же Е.И. Рерих. Вскоре с Гималаев президенту Соединенных Штатов было направлено письмо. В нем содержался ответ на запрос о «Новой Стране». Точнее говоря, это было пророчество, а может быть, и давно выношенный всей семьей Рерихов далеко идущий замысел. «Великое государство возродится на Востоке. Это начало принесет то равновесие, которое столь неотложно необходимо для построения великого Будущего… Итак, наступило время реконструкции Востока… Союз народов Азии – решенное дело, союз племен и народов будет осуществляться постоянно, это будет нечто вроде Федерации стран. Монголия, Китай и Калмыкия создадут противовес Японии…»

Идея гипотетической «страны» имела отношение к огромной пустынной территории, включающей Внутреннюю и Внешнюю Монголию, часть Китая (провинция Синьцзян), окраинную область Северо-восточного Тибета и Сибирь (Алтай, Калмыкия, Тува и пр.). Означенный ареал охватывал исконные земли буддистов.

Еще за 10 лет до Маньчжурской экспедиции в дневнике Е.И. Рерих появилась запись: «Давайте управлять областью от Алтая до Гоби». Именно тогда и обозначилось название для нового государства – Священный Союз Востока (ССВ). Идея этого «Восточного Союза» выношена как самая сокровенная и важная, главное дело всей жизни Рерихов. Упор делался на пустынные Каракорумы. Решено было обводнить пустыню, укрепив границы с Китаем. Затем дать политическую свободу Монголии, т.е. провозгласить ее независимость от соседей (в том числе от большевиков). И, наконец, призвав под знамена монголов, отстоять с оружием в руках Тибет от китайских притязаний. Венец Плана – обнародование Священного Союза Востока в Звенигороде».

Борьба за имперское влияние в Тибете и на Памире между Россией и Англией велась с 1860 г. В исторической записке 1893 г. П. Бадмаева Алексадру III содержался проект присоединения к России Монголии и Тибета. В своей записке он приводит легенду о «белом царе», появление которого предсказывалось из северной страны, из России. По убеждению буддистов, белый царь был перерожденцем одной из своих богинь Дара-эхэ – покровительницы буддийской веры. Эту легенду и использовал Н. Рерих для успеха своей дипломатической миссии в Тибет, которая именовалась: «Посольство Западных буддистов к главе буддистов Востока». Никакими поисками Шамбалы, как об этом часто упоминают любители мистики, его экспедиция не занималась и Шамбалы никто из его участников так и не нашёл. Хотя о «вестниках Шамбалы» её участники иногда упоминают в своих дневниках в комментариях к предсказаниям от «махатмы Мориа», которые как сейчас установлено в действительности сочиняли сами Елена и Николай Рерихи.


[1] Рерих. Альбом «Путь в Шамбалу». М., 2011 г., с. 8.

[2] Н. Рерих. Сердце Азии.1929 г., с. 127.

[3] Н. Рерих. Шамбала сияющая.

[4] Н. Рерих. «Свет пустыни. Листы экспедиции», 1928 г.

[5] К.Н. Рябинин «Развенчанный Тибет. Подлинные дневники экспедиции Н.К. Рериха» Урал,1996 г. с. 290.

[6] Н. Декроа. Тибетские странствия полковника Кордашевского. СПб., с. 90.

[7] Росов В. А. Великий всадник. Вестник Ариаварты. 2002. №1. с. 45–48.

[8] Н. Декроа. Тибетские странствия полковника Кордашевского. СПб., с. 176.

[9]Там же, с. 241.

[10] В.А. Росов «Н. Рерих. Вестник Звенигорода». СПб.,2002 г.

[11] В.А. Росов «Н. Рерих. Вестник Звенигорода». СПб.,2002 г., с. 52.

[12] И. Емец. В поисках затерянных городов. М.,2002 г., с. 262.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.