СЕМЬ СТАРЦЕВ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ
Большая и Малая Медведицы – одни из наиболее заметных созвездий северного неба, поэтому у каждого народа, наблюдающего звёздный небосвод, на большом удалении друг от друга слагались независимые оригинальные мифы о появлении на небе этих созвездий и именовали их по разномув. Яркое семизвездие, Большую Медведицу, называют лосем – у якутов, семью старцами – у бурят, семью разбойниками – у калмыков, а также часто – колесницей, повозкой, семью быками у других народов. У эвенков Семь ярчайших звезд Большой Медведицы созвездие отождествляется с образом космического лося Хэглэна, в русской народной традиции созвездие также иногда называется «Лосем». Советский археолог и историк, академик РАН Б. А. Рыбаков в известной своей работе писал: «Важнейшее созвездие нашего северного полушария – Большая Медведица – на русском Севере называлось «Лосем», «Сохатым». У эвенков созвездие Большой Медведицы называется «Лосихой Хэглен». Звезды Большой Медведицы, вращающиеся вокруг священного полюса, связаны с Северной Звездой – Полюсом Мира (Полярная звезда).
Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь богов»), в мифологии монгольских народов (в эпосе о Гэсэре) созвездие Большой Медведицы появилось из черепов семи чёрных кузнецов.
В копии на почтовой бумаге монгольских шаманских рукописей, сделанной монгольским учёным Жамцарано в 1911 г., с оригинала, хранящегося в Эджен Хоро, озаглавленного Allan bicig «Золотая грамота» содержатся обращения к тэнгриям, среди них присутствуют: «Хан Далай-хатун «царица хан-море», каковое название присваивается шаманистами обычно озеру Байкалу. Далее идут другие обращения к разным божествам, среди которых упоминаются солнце, луна, семизвездие, гора Сумеру, молочное море и призывается счастье отцов и дедов. Далее следует просьба исполнить девять желаний: избавить от ужасов тэнгриев, ужасов нагов, ужасов четырех стран света и восьми окраин, не приносить ущерба скоту, имуществу и пище, избавить от страданий, от опасности для жизни, от чертей, дать спокойствие и счастье (Н.Н. Агапитов).
В «Сутре кобыльих брызг» содержится обращение к семизвездию с просьбой о даровании благополучия: с запада призывается продление жизни, с востока – умножение скота, с севера – умножение верблюдов, с юга – счастье. «Посвящение скота семизвездию. Сутра неба» описывает обряд посвящения скота семизвездию, заключающийся в том, что приготовляют семь свечей, семь лампад и семь украшений и овцу с белой плешиной. Жертвенные предметы кладутся на правое плечо посвящаемого животного.
В шаманских призываниях к Большой Медведице говорится: «Множество звезд, во главе которых Семь старцев, охраняющие и порождающие всех животных семь старцев».
В шаманских текстах упоминаются «Семь старцев как созвездье, которое, приглядывая, способствует рождению всех живых существ этого мира». Это созвездие считается подателем счастливой судьбы. Считается, что Большая Медведица особо покровительствует детям. Созвездию Семь Старцев приносились ежемесячно 7-го числа жертвы молоком, которое брызгали сначала вверх, а потом на четыре стороны.При этом верили, что семьям, не имеющим детей, небо обязательно подарит долгожданного ребенка.
В бурятской сказке «Семь старцев» повествуется о долгих скитаниях по земле главного героя – паренька-сироты, обретшего во время пути друзей: «Жил в одном селении паренек-сирота. С малых лет ходил он по дворам, собирал милостыню, этим и кормился, а когда подрос, люди перестали пускать его к себе, тогда возникло у него непреодолимоежелание – обойти всю землю-матушку. А надо сказать, что паренек-сирота с малолетства знал семьдесят языков всевозможных лисиц и куниц, сорок и ворон. Однажды во время долгого пути, отдыхая под березой, он узнает от вороны, как можно вылечить местного ханского сына, хан в знак благодарности за успешное лечение хочет усыновить паренька-сироту. Но стремление обойти всю землю-матушку и приносить добро уводят его от ханского дворца. В пути он обретает шесть надёжных друзей, дружба с которыми, помогает преодолеть все препятствия, проявляя при этом совместные чудеса ловкости и смекалки. В конце сказки после разнообразных приключений друзья выходят на берег моря, где встречаются с медитирующим ламой, с которым происходит следующий диалог: «Перестал лама читать молитву, посмотрел пристально на семерых друзей и говорит:
– Я занят созерцанием. А откуда вы, молодцы, едете и куда путь держите?
Мы хотим обойти матушку-землю, – отвечают друзья. – Однако мы совершили один большой грех: мы потопили в морской пучине хана северо-западной стороны и всех его сановников. Ламбагай, помоги нам искупить свой грех.
– Это можно, – сказал лама. Раскинул он гадальные косточки, долго священнодействовал над ними, а потом говорит: Грех ваш, молодцы, действительно велик. Уж больно большой вред вы нанесли родичам северо-западной стороны.
– Как же нам искупить его? – спрашивают друзья. Стал лама снова гадать на косточках; гадал, гадал и говорит: Скорее снимайте с себя одежды, сжигайте их, а сами нагишом бросайтесь в море. Утопший очистится от всех грехов.
Разделись семеро друзей, сложили одежду в общую кучу, сняли с коней седла и поклажу, положили поверх одежды, принесли дров и запалили большой костер. Потом взялись крепко за руки и с разбегу кинулись в морскую пучину.
Через некоторое время взмыли семеро друзей с середины моря под вечереющее небо и превратились в семь звезд Большой Медведицы. Так давно это было, что семеро друзей постареть успели и называют их теперь Семью Старцами.
А лама, глядя на чудесное превращение, позавидовал. «Надо же, – думает, – большие грешники на небо попали, а я, праведник, годами сидящий за молитвами, что-то мешкаю. Брошусь-ка я тоже в море. Меня, однако, ждет более достойное и высокое перерождение». Снял он с себя одежду, положил поверх свою желтую книгу и тоже сжег. Сам с разбегу в море бросился.
Через малое время вылетел из моря турпан. Голова у него была белая, а перо черное с красноватым отливом. Это оттого, что у ламы волосы были седые, а дэгэл – красный».