СВАСТИКА – ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР БОНА
Текст Сергей Волков. Исправленный текст, дек. 2025 г. Глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)
СВАСТИКА – ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР БОНА
По определению бонской традиции: «Бон – это центр свастики. Бон – это Бог, рожденный из центра свастики. Бон – это жрец, рожденный из центра свастики». Непосредственная связь тибетской религии бон со свастикой подчеркивается и изображением свастики – символа вечной и нерушимой духовной силы на груди основателя бона Шенраба Миво на его бронзовых статуэтках. Сюжеты о чудодейственном проявление свастик на тибетской земле характерны для бонских мифов, особенно в местностях, где впоследствии были основаны бонские монастыри. Эти монастыри отличаются от буддийских, на их крыше над входом в монастырь вместо символа буддийского «колеса учения» размещается свастика. Священная гора Кайлас известна среди тибетцев под названием Юндрунг Гуцег (Девятиэтажная гора свастики, юндрунг с тибетского переводится как «вечное», «нерушимое»), считается, что на южной стороне пика, Южный лик Кайласа, поперечные и вертикальные трещины образуют знак свастики. Именно это место было избрано Учителем бона Шенрабом для ухода из мира людей.
Изображение свастики имеют широкое распространение по всему Тибету с древних времен. На большом количестве наскальных рисунков часто присутствует знак свастики. Он встречается также на бонских печатях и в символике орнамента монастырей. Свастики выбиты на поверхности скал, на камнях вдоль троп, в уединенных местах, насыпаются в современных мандалах из цветного песка на поверхности земли. Нигде в мире не встречается так часто знак свастики, как в Тибете.
Прежде, чем мы углубимся в детали обсуждаемой темы, следует заметить, что количество книг о священном символе – свастике, так велико, что практически под любую гипотезу о тайном значении свастики, можно найти убедительную аргументацию. Большинство ученых разделяет мнение, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским символом). Он не встречается в символах египетской и мусульманских цивилизациях, не знаком знак свастики также и американским ацтекам, майя и инкам, но найден у индейцев племени наваха, живших в доколумбовой Америке. Этот символ встречается среди знаков протоиндийской, харапской цивилизации в IV–III тыс. до н.э. и широко распространен у народов Центральной Азии. Знак свастики присутствует среди хакасских, тувинских и бурятских тамг, и отождествляется учеными с понятием счастья. Древнекитайский иероглиф «свастика» переводится учеными в значении «счастье». Свастика с точками внутри секторов обозначало понятие «много счастья». В значении «счастье», «богатство» знак свастика часто встречается в орнаменте монгольских кочевников, на домашней мебели, сундуках и даже на современном государственном гербе Монголии, обрамленного не заканчивающимся орнаментом с правосторонней и левосторонней свастикой. В официальном определении символики государственного герба – свастики символизируют счастье и благополучие для страны.
Значение свастики и ее смысл с течением времени приобретал у разных народов различное значение, но дать знаку исчерпывающее объяснение до сих пор не удалось. Свастика, как божественная печать, встречается на груди Будды, основателя тибетской религии бон – Шенраба, и на церковных алтарях Европы. Отпечатки свастик изображены на обеих стопах Будды на барельефе из индийского Амравати. В буддизме свастика имеет правое вращение и означает «ясное лишь для посвященных в учение» и трактуется посвященными, как «нерушимое», как символ учения «четырех великих истин» и «восьмеричного пути спасения». По определению выдающегося мастера дзогчена ХХ века Тулку Урьен Ринпоче (1920–1996) свастика в буддизме олицетворяет благополучие и неизменную суть, иногда в четырех углах свастики рисуются «круги радости» (напоминают символ инь-янь, только без отверстий)[1]. Свастика принята официальным символом в эзотерическом буддизме – «древний знак мудрости», как «древнейший символ арийского духа», возможно, как символ «чистоты» – в нацистской символике, как сокровенный знак мудрости – «священное значение тетрактиса» в теософской символике.
Правосторонние и левосторонние свастики неизменно ставились в начале и в конце на древних буддийских надписях. На погребальных лентах также присутствует меандр из чередующихся левосторонних и правосторонних свастик. Начало, конец – вновь начало и вновь конец, символизирующие неразрывность жизненного цикла: смерти, рождении, круговорота перерождений. Разное направление свастик может также символизировать «солнцеворот» – переход к свету после зимнего солнцестояния, и переход к темноте после весеннего солнцестояния. Теософы, хотя этому нет научного подтверждения, соотнесли символ правосторонней свастики с мифической Агарти (путь правой руки), левосторонней – с Шамбалой (путь левой руки).
Французский философ Рене Генон рассматривает свастику как «знак полюса», символ жизни и вращательного движения. «Свастика есть изображение не Мира, но действия Принципа в Мире». Центр Мира отражен во всех древних традициях. Он рассматривается как исходная точка всех вещей, центр, где соединяются все противоположности и разрешаются все противоречия. Центр направляет жизнь и сообщает всему движение. Центр – начало и конец всех вещей. Символ Центра Мира – свастика. Несмотря на множество оригинальных гипотез, совершенно по-разному объясняющих значение древнейшего символа «свастика», подлинный его тайный смысл остается до сих пор неизвестным. Интересно отметить, что в Тибете этот знак часто можно встретить в триаде символов: круг (Солнце), полумесяц (Луна) и свастика (Земля).
Если развить гипотезу Р. Генона, то знак свастики – символ чистой земли, может также обозначать изначальный духовный центр, откуда началось человечество – северную Туле у европейцев, или впоследствии все Святые Земли по ее подобию – в индоарийской традиции это Швета-двипа (Белый остров), Агарти и Шамбала. Свастика – прежде всего, символ нерушимости и святости.
В традиции древних людей «полюсом своей эпохи» обозначался центр бытия своей цивилизации, откуда исходит учение и богатство. В представлении древних людей земля длительное время изображалась плоской и границы, известного им мира зачастую не достигали границы полярных областей, поэтому не было понятия о северном полюсе. В центре же плоского обитаемого мира всегда находилась столица их государства. По представлению шумеров, земля представляла собой полусферу, состоящую из плоского диска – земли, окруженного безбрежным океаном воды и небом. В представление арабов земля была плоской с центром мира в Мекке, окруженной на границе горной цепью, за которой начиналось безбрежное море. В тибетских сочинениях центр мира размещался перед Снежными горами (Гималаями) в долине, похожей на цветок восьми лепесткового лотоса, в её центре возвышалась Девятиэтажная гора свастики, а от её подножия начинались четыре великих реки. В древнекитайских манускриптах знак свастики обозначал землю, область, а самая ранняя форма этого иероглифа обозначала «четыре предела космоса и земли». С древних времен принято крестиком обозначать местонахождение чего-либо. Впоследствии на старинных китайских картах знаком свастика обозначались буддийские храмы, а в наше время на современных картах Тибета квадратами со свастиками обозначают бонские монастыри.
Знак свастики мог обозначать древний духовный центр, родину религии бон («Бон – рожден из центра свастики» или «Страна, где упорядочили свастику»), имеющей в центре гору Кайлас («Девятиэтажная гора свастики»). Четыре луча свастики соответствуют четырем великим рекам, вытекающим из духовного центра нашего мира. Это реки, известные еще с глубокой древности индоариям, – реки Инд (Синду), Брахмапутра, Сатледж и Карнали, берущие начало вблизи священного озера Манасаровар и горы Кайласа.
А. Стейн в книге «Тибетская цивилизация»: «Бонпо имело свои «девять колесниц», линия учителей бона нисходит от девяти «богов света, чье коллективное имя напоминает девять ступеней Неба. В самом начале было «девять братьев и девять сестер». Все многообразие творения произошло от них»[2]. По тибетским источникам сообщается, что бонская религия не представляла собой нечто целое, и что под этим названием объединялось девять бонских религиозных направлений. Основных направлений было два: гью-бон (бон причины), подразделявшийся на четыре направления, и брайбуи-бон (бон результата), подразделявшийся на пять направлений[3].
В индуизме существует 9 сверхъестественных сущностей или планетарных божеств, известных как «граха». В индуистской символике «граха» обычно изображаются 9 квадратами, расположенными тремя рядами, по три в каждом. Центральный квадрат является солнцем, вокруг которого расположены остальные планетарные божества. Символика свастики заключена в ее 9-ти точках, которые представляют планетарные божества[4]. Оккультная тайна свастики, связь ее с боном и с горой Кайлас настолько запутана, что не надо удивляться самым невероятным гипотезам и возможной связи свастики с Шамбалой и Агарти, тем более что квадратная мандала Шамбалы тоже состоит из девяти квадратов, расположенных тремя рядами, по три в каждом.
Свастика (санскрит: «благополучие») – один из самых известных, всемирно почитаемых, древних магических символов, считается самой мистической и древней диаграммой. В Индии с древних времен свастику рисуют всегда и везде, где требуется признать благословение божественных сил. В бонских проповедях говорят о свастике как о благой творческой силе просветления, пронизывающей все области мироздания. Сущность бона связана со свастикой. Само слово бон происходит от юн-друнг-бон, что означает «проговаривать магические заклинания», или «повторять секретные формулы».. По утверждению немецкого профессора-индолога М. Мюллера правосторонняя свастика соответствует весеннему, прибывающему дню, а левосторонняя является символом летнего солнцестояния, с которого начинается убывания дня. Свастика с точками, круг с точкой и полумесяц – это звездное небо над землёй, солнце и луна. Свастика без точек – это нерушимая и вечная земля. Свастика на груди Учителей, отличительный знак сыновей Бога, отражение их небесного происхождения. Знак свастики на земле – знак святости местности.
Привлекательно по смыслу – создание мира из единой точки. Близки по сути разъяснения Р. Ганди объясняющего лучи свастики, исходящие из единого центра, как соответственно жизнь протоплазмы (ад), растительная и животная жизнь, человеческая жизнь и божественная жизнь. Согласно дальневосточной традиции: «Неизменная середина – это точка, где проявляется Действие неба. Центр свастики – место рождения Бога». Впоследствии, когда первоначальный смысл был утерян, свастика стала означать накопление благих заслуг путем повторения магических формул[5].

На тибетских тханках свастика изображается иногда в центре рисунка рядом с ваджрой (по тиб. – дордже), символом духовного могущества и божественного оружия, или по периметру с чередованием правосторонней и левосторонней свастик. Священники бон использовали знак свастики как магическое оружие величайшей силы. В тибетской мифологии распространен сюжет о падении магических предметов с неба, по мнению тибетцев произошли эти объекты из другого мира. В первую очередь к этим упавшим с неба объектам относится учение, заключенное в книге Чинтамани и магический жезл, золотой скипетр «Дордже» в отдаленные времена упавший с неба около монастыря Сера в Лхасе. Дордже состоит из короткой ручки и бутона лотоса на каждом конце, на бутоне лотоса покоится куб с изображением свастик на каждой грани. Дордже приписывают способность аккумулировать космические силы (владение небесным огнем) и метать молнии. Ваджра («молния», «алмаз») – в буддизме символ мгновенного, как вспышка молнии, просветления (бодхи). В иконографии буддизма изображается в виде двухстороннего пучка молний, исходящих из единой, круглой сферы. Особое развитие этот символ получил мифологии и ритуалах Ваджраяны. По энциклопедическому определению ваджра представляет собой стилизованное изображение боевой палицы (булавы) с заостренными навершием и отходящими от него острыми зубцами. Суммируя все определения, нетрудно заметить, что ваджра в первую очередь ассоциируется с оружием небывалой мощи, с оружием которое использовали боги, т.е. свастика, как и двойная ваджра связана с применением оружия.
Первоначально это слово означало «удар молнии бога Индры», позднее оно стало употребляться в значении особой субстанции, которой свойственна яркость, прозрачность и неразрушимость алмаза. В связи с этим фактом, обращает на себя внимание связь ваджры и свастики, как символов могущества и непобедимого оружия. Их символы часто размещаются на самых почетных местах или в числе первых священных символов. Характерно размещение свастики на тибетских тханках в центре рисунка рядом с ваджрой. Если ваджра – это символическое оружие «метатель молнии», олицетворяющее молнию, то символ свастика, часто используется с защитными функциями, подобно щиту. Алмазная ваджра (буквально «повелитель камней», обычно переводится как «метатель молний» или «алмаз»), согласно тексту Ригведы являлась «несокрушимым оружием» индийского предводителя богов Индры. Свастика в значении – «несокрушимое» и «вечное» может уподобляться защитному щиту, магическому оберегу.
«В традиции бон, – пишет Рамачандра Рао, – свастика «вращается» справа налево, то есть является левосторонней, в отличие от правосторонней свастики буддизма, символизирующей процесс «вращения» слева направо. Эта деталь объясняется характерной чертой бон: делать многие вещи в обратном порядке (обходить ступы по левой стороне, вращать молитвенные барабаны в обратную сторону и произносить мантры наоборот, например, «Ом Мани Падме Хум» как «мух-ем-пад-ни-мо»[6].
Как правило, исследователи не противопоставляют левостороннею и правостороннею свастики, и считают ее символизм единым. Рене Генон: «Основные традиции человечества (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.) содержат как право, так и левостороннею свастику, которые оцениваются не по шкале «добро – зло», а как две стороны единого процесса».
Однако символизм правостороннего и левостороннего движения хорошо вписывается в учение о двух силах в природе и вполне может соответствовать «пути правой руки» и «пути левой руки», поэтому гипотеза о разном символизме свастик может также иметь место.

Правосторонняя (вращение по часовой стрелке) свастика может рассматриваться как символ начала и созидания, левосторонняя – символ конца. В Китае, ориентированная по часовой стрелке свастика отождествлялась с силой ян, против часовой стрелки с силой инь. По часовой стрелке – символ отцовства, против – материнская.
На тибетских тханках правосторонние и левосторонние свастики часто размещаются поочередно по углам тханки, по периметру, символизирующему непрерывный круг перерождений: начало – конец – вновь начало и вновь конец. Левостороннюю свастику кладут на грудь посвященным после их смерти.
«Некоторые школы мусульманского эзотеризма, которые придают кресту огромное символическое значение, называют «божественной стоянкой» центр этого креста, определяемого как место, где соединяются все противоположности и разрешаются все противоречия»[7]. Центр свастики одновременно рассматривается как точка начала, исхода, а также как и точка конца, завершения. Можно встретить соответственно этому определения центробежной и центростремительной свастик.
Вращательное движение подчеркнуто в кресте Джайна («четвероногий крест»), в котором изогнутые части креста изображаются ступнями человеческих ног.
Вращательное движение по часовой и против часовой стрелки по эзотерической теории отражает существование двух источников сил в мире.
Правосторонняя свастика (направление вращения: по часовой стрелке – движение солнца по небу в Северном полушарии, концы свастики направлены влево) – символ изначального духовного центра, путь правой руки: означает естественное начало, естественный ход вещей, Солнце, свет, жизнь, процветание, удачу, движение вперёд.
В работах теософов этот символ соотносят с Агарти: Невмешательство в дела человечества, духовное развитие, белая магия, источник силы, порожденный созерцанием, считается символом благих намерений. В индуизме – символ Солнца, бога Сурьи, процветания, добра. В буддизме – один из 32 знаков Будды, символ его стопы, означает вечное движение Дхармы, гармонию, благополучие. Путь правой руки (дакшина-марга) символически ассоциируется с югом. Он далек от крайностей и придерживается правил ведийского социального поведения. Этот путь предначертан каждому человеку от рождения, и свернуть «влево» можно лишь посредством соответствующего посвящения[8].
Левосторонняя свастика (направление вращения: против часовой стрелки, концы свастики направлены вправо) – путь левой руки: в теософской традиции этот символ соотносят с Шамбалой – означает конец естественного хода вещей, подчинение и управление силами природы и человечеством, кто заключит союз с Шамбалой – станет владыкой мира, черная магия, источник силы, порожденный материальным развитием, считается символом вредоносной магии (левосторонняя свастика распространена в бонпо, принята официальным символом нацизма (видоизменена: повёрнута на 45 и изображается в белом круге на красном фоне). В традиционных восточных учениях – связана с луной, ночью, внутренним миром, медитацией, трансформацией. В некоторых формах тантризма может символизировать неортодоксальные чувственные практики, употребление возбуждающих и наркотических средств и алкогольных напитков. По свидетельству известного исследователя индийской культуры, автора книги «Тантра» Г. Ферштайна путь левой руки (вама-марга) связан с севером и ассоциируется с достижением освобождения и овладением силой (паранормальными способностями). Практически все тантры этого ответвления были утеряны, и современные практики знают о них лишь по названиям.
Фундаментальный принцип в тантре – «Колесо времени» вечно вращается по часовой стрелке, по ходу солнца. Ось этого колеса закреплена на вселенской горе Меру. В современных представлениях свастика – знак солнцеворота, т.е. времени года – прибывания или убывания продолжительности светлого дня. Возможно, знак земли – древней полярной прародины ариев, где день и ночь длилась по полгода, или изначального духовного центра.
В справочнике «Тибетские буддийские символы» говорится: «В буддизме ваджраяны свастика, в сущности, символизирует элемент земли и его неразрушимую стабильность»[9].

[1] Тулку Урьен Ринпоче. «Наставление по практике дзогчен в затворничестве» в книге «Откровения тибетских отшельников». М.,2006 г. с. 18.
[2] А. Стейн. Тибетская цивилизация. Париж,1962 г.
[3] Б.И. Кузнецов. Древний Иран и Тибет. История религии бон. СПб.,1998 г., с. 268.
[4] Р. Багдасаров. Свастика: священный символ. М.,2001 г., с. 42.
[5] Рамачандра Рао. Тантрические традиции Тибета. М.,2002 г., с. 126.
[6] Рамачандра Рао. Тантрические традиции Тибета. М.,2002 г., с. 134.
[7] Рене Генон. Символы священной науки. М.,2002 г., с. 92.
[8] Г. Фёрштайн. Тантра. М.,2002 г., с. 202.
[9] Роберт Бир. Тибетские буддийские символы. Справочник. М., 2014, с. 137.