ТАИНСТВЕННЫЕ ВОЛОСАТЫЕ АЛМАСЫ ИЗ ПЕЩЕР МОНГОЛИИ

Статьи май 12, 2021

Текст и фото Сергей Волков

По Монголии. Гобийские экспедиции, Волков С.. Принт Лайн, 2017г. купить в интернет-магазине за 340р.
Иркутский путешественник Сергей Волков, участник и организатор шестнадцати экспедиций по пустыне Гоби и озеру Хубсугул, автор первого и единственного путеводителя на русском языке о Монголии, рассказывает...

ТАИНСТВЕННЫЕ ВОЛОСАТЫЕ АЛМАСЫ ИЗ ПЕЩЕР МОНГОЛИИ

В Монгольском Алтае от местных жителей очень часто можно услышать рассказы о существовании человекоподобных прямоходящих волосатых зверей, которые по-монгольски называются «хун гурэс» (человек-зверь) или «алмас». В отдалённых и совершенно безлюдных местностях мы неоднократно натыкались на скалы, буквально усеянные черными проёмами входов на недосягаемых для человека высоте, в этих богом забытых местах было легко поверить в возможное существование реликтовых существ или какого-либо ещё неизвестного науке вида, успешно скрывающихся от человека в самых труднодоступных горных пещерах, и сохранившим до наших дней черты обезьянолюдей далёкого прошлого.

Массив гор Цагаан-Богд-Уул (2480 м) обрамляет с юга Заалтайскую Гоби и является самым восточным отрогом в цепи тянь-шаньских гор. От главной вершины массива Цагаан-Богд до границы с Китаем около 15 километров и с вершины отчетливо видна территория соседнего государства. Горный массив интересен тем, что только здесь обитает гобийский медведь (мазалай) – реликтовое животное, живой свидетель другого климата и другого ландшафта, ставший, возможно, прообразом таинственных волосатых людей – алмасов, «снежных людей» Центральной Азии. В настоящее время видовой статус этого животного окончательно не прояснен. Считается, что это уникальная популяция бурого медведя, обитающего в обстановке настоящей пустыни. Однозначно связать только этого медведя с распространенными в Монголии рассказами о волосатых алмасах вряд ли возможно, слишком широко географически распространены свидетельства о встречах и наблюдениях таинственных алмасов.

Сведения о загадочных волосатых людях были известны давно. Европеец Ганс Шильтбергер, находившийся некоторое время в свите монгольского князя Едегея так описал в 1427 году диких людей Центральной Азии: «Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едегею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях». Согласно сведениям Г.Н. Потанина, «так называемые человекоподобные звери, живущие в лесу; их стати человеческие, они говорят человеческим языком, только тело их покрыто шерстью. Они ходят по двое, муж с женой. У женщины груди до колен, когда она бежит, то закидывает их за плечи»[1]. Шкуру алмаса видел в одном из буддийских монастырей, расположенных в пустыне Гоби, Н. Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции. Хорошо сохранившуюся волосатую ногу, предположительно, снежного человека, найденную летом 2003 г. в ледниках Алтая на Северо-Чуйском хребте, показали в центральных новостях по российскому телевидению. По заключению ученых, эта нога принадлежит неизвестному науке виду человека-животного и датируется возрастом в несколько тысяч лет. Рентген, сделанный в Алтайском аграрном университете, показал, что по строению костей это фрагмент ноги прямоходящего животного. Но, как обычно бывает в таких случаях, один раз рассказав о сенсации, о ней через некоторое время забыли. Сделан или нет анализ ДНК и к каким выводам пришли ученые установить мне так и не удалось. Вероятно, найденная «алтайская нога» еще долго будет вещественным доказательством в ряде публикаций о «снежных людях», а комментарий специалистов, что это нога принадлежит медведю, так как на ней есть характерные звериные когти, а не ногти как у людей, останется в узкой среде специалистов-ученых.

По сообщениям монголов, в пустынных горах Цагаан-Богдо и Монгольском Алтае водятся прямоходящие, волосатые существа ростом 1,5–2 метра с крепкими мышцами и большой грудной клеткой, тело которых покрыто густой шерстью буровато-желтого цвета или цвета кофе с молоком. По свидетельству очевидцев имеют смрадное дыхание. Случаи прямой агрессии по отношению к человеку очень редки, хотя замечено что алмас может быть злопамятным и его поведение свидетельствует о врожденном уме. Эти волосатые существа более выносливы, чем человек и идеально приспособлены к жизни среди природы, научились скрываться от людей и ведут ночной образ жизни. Почти все описывают существо одинаково. Отпечатки их ступней, часто бывают не менее 45-го размера. Рядом с логовом алмаса многие люди испытывают дискомфорт, потемнение в глазах, учащение пульса, что дало основание исследователям выдвинуть гипотезу о гипнотическом воздействии йети на человека.

Легенды добавляют, что алмасы отлично понимают человеческую речь, могут использовать острые камни при разделке туш крупных животных, живут в неприступных скалах, где у них имеются благоустроенные жилища, человеку они не показываются и ходят на задних лапах.

Свидетельства о встречах с алмасами в Монголии можно было встретить в печати еще в конце 1970-х гг. По рассказам очевидцев, пишет в своей книге «Памятники истории и культуры Монголии», первый заместитель Председателя Совета Министров МНР, председатель Госкомитета МНР по науке и технике, доктор исторических наук Д. Майдар: «Поиск так называемого обезьяночеловека (или живого неандертальца, синантропа, или «алмаса», «хунгурэсу», «снежного человека», или «йети») в Монголии имеет свою историю... Очевидцы свидетельствовали, что они прежде бродили стаями, ныне же встречаются очень редко в Алтайских горах (в Кобдоском или Баян-Ульгийском аймаках. Академия наук МНР организовала опрос местного населения этих аймаков об «алмасах». В Баян-Ульгийском аймаке о них свидетельствовали десятки людей, и из них 16 человек подтверждали, что сами видели «алмасов». Алмас представляет собой полуживотное-получеловека с рыжевато-черными волосами. Лицо без волос, живот покрыт редкой растительностью. Голова как бы заострена на затылке, лоб сплюснут, сильно выступают надбровные дуги, выдаются скулы. Ростом со среднего человека. Ходит «алмас» с полусогнутми коленями, сутуловат, косолап. У него широкие плечи, длинные руки. Большой палец ног оттопыривается. У женщин груди длинные. Алмасы пугливы, подозрительны, но не агрессивны, ведут ночной образ жизни. Их речи никто не слышал.

Встречали их в большинстве случаев в сумерках и на рассвете. Питаются они кореньями и растительностыо. Алмасы ищут безлюдные места, поэтому находятся в горах, отдаленных от населенных пунктов и кочевых станов, но держатся вблизи диких баранов (аргали) и диких коз. Когда скотоводы, например из Тангал сомона Баян-Ульгийского аймака, откочевывают от своих горных зимников на отдаленные летние пастбища, то их места в теплое время года занимают дикие бараны и дикие козы, а вслед за ними обычно появляются и алмасы. Скотоводы, по их рассказам, встречали алмасов парами, в одиночку, видели однажды и маленьклго алмасенка»[2].

Монгольский учёный, академик П. Ринчен опубликовал статью в журнале «Современная Монголия», где описал «алмасов». «Очень похожи на людей, но тело их покрыто рыжевато-черными волосами, совсем не густыми – кожа просвечивает между волосами, чего никогда не бывает у диких животных в степи. Рост средний, но алмасы сутуловаты и ходят с полусогнутыми коленями, косолапят, но быстро бегают. Могучие челюсти и низкий лоб. Надбровные дуги выступают. Не умеют разводить огонь». Последние встречи местных пастухов с алмасами в Баян-Ульгийском аймаке относятся к 1974 г.[3]

В монгольской прессе часто публиковались сообщения о встречах с алмасами, подобные вот этой заметке (Гоби-Алтайский аймак, Монголия, 30.04.1989): «В Монголии легендарного «снежного человека» именуют алмас. Как считают некоторые монгольские исследователи, алмас вполне мог бы сохраниться в отдаленных горных районах Монгольского Алтая. Изображения алмаса относящиеся к каменному веку обнаружены на стенах местных пещер. Предания утверждают, что в некоторых ламаистских монастырях Монголии скальпы, конечности и чучела алмаса служили предметами поклонения. Однако неуловимый герой легенд встретился недавно лишь некоему Рагчаа, охотнику. Если верить его словам, он сидел вечером у костра и вдруг услышал тяжелые шаги, а затем увидел, как огромное, покрытое густой шерстью человекоподобное существо замерло невдалеке от костра. Реакция у охотника была мгновенной – он схватил ружье и выстрелил. Алмас издал дикий крик, и поспешно вскарабкался прочь, по скалам, сообщала газета «Худулмур».

Для проверки этих сообщений в конце 30-х годов XX столетия в горы Цагаан-Богдо была направлена экспедиция Комитета наук МНР. Участники экспедиции много времени провели в горах, но подтвердить существование зверя-человека, волосатого алмаса, ей не удалось. Первыми учёными, увидевшими живого «алмаса» – гобийского медведя, стали географ Э.М. Мурзаев и его спутник ботаник А. Юнатов в августе 1943 г. «Мы успели заметить, – пишет в своих дневниках Э.М. Мурзаев, – что гобийский медведь не отличается большими размерами, был меньше бурого лесного медведя. Гобийский отшельник был темно-бурого цвета, поверх молодой темной шерсти виднелись пучки старого, линялого волоса, торчавшие на шкуре животного. Медведь быстро и ловко бежал, с ловкостью поднимаясь по склону долины. Монголы говорили, что гобийский медведь очень умен, осторожен, его трудно увидеть. Легенда добавляла, что гобийский медведь отлично понимает человеческую речь, живет в неприступных скалах, где у него имеется благоустроенные жилища, человеку он не показывается и ходит на задних лапах. Эти качества гобийского медведя суеверные кочевники объясняли так: гобийские медведи – это какие-то волосатые люди, они умеют говорить и живут в пещерах, где их редко кто может увидеть. Так родилась легенда о волосатых гобийских людях – алмасах»[4].

Область распространения белокоготного гобийского медведя очень небольшая – всего километров 50–60 в длину, общей площадью не более 10–15 тыс. км2. Численность животных на протяжении нескольких столетий не превышает 30 особей (1993 г.) Гобийский медведь питается различными кореньями, особенно любит ревень, который обычен в горах Цагаан-Богдо. Излюбленные места кормежки медведей приурочены к оазисам, где наиболее разнообразный растительный покров. Плодовитость у медведиц низкая, как правило, не более одного медвежонка. Для сохранения гобийского медведя в Гобийском заповеднике планируется создание зон полного покоя, куда будет запрещен доступ автомашин. Одна из первых фотографий гобийского медведя опубликована в 1998 г.[5]

В VIII Гобийской экспедиции по Монголии наш проводник рассказал о похищенном монголе, который в конце 1970-х годов 4 года прожил в пещере в плену у самки алмаса, которая закрывала вход в пещеру огромным канем. Из-за того, что самка непрерывно лизала ему спину, у него на спине выросли густые волосы. «Этого человека зовут Самдан, все знают об этом», – этими словами монгольский проводник закончил длинный рассказ об этом случае. В экспедиции 2003 г. мы целенаправленно расспрашивали старых людей об алмасах. К нашему удивлению довольно многие понимали, о чем мы спрашиваем и рассказывали дополнительные подробности. Так из их рассказов стало известно, что алмасы сейчас встречаются крайне редко. В основном они обитают высоко в горах и ведут ночной образ жизни, избегая людей. Разные монголы, проживающие на значительном удалении друг от друга, повторили примерно одинаковый рассказ о длинных отвисших грудях у самок алмасов, когда они убегают от людей, то забрасывают длинные груди за плечи. Снова нам рассказали о похищении самкой алмаса мужчины, который был сиротой, поэтому добровольно остался жить с алмаской. На этот раз, рассказ отличался от услышанной ранее версии и содержал дополнительные подробности. Мужчина жил с алмаской добровольно, у него был конь и его часто видели местные жители. Через 40 лет совместной жизни с самкой алмаса он вышел к людям, и его узнали жители сомона.

Но, как и в случае с таинственным олгой-хорхоем гобийских песков, кроме косвенных подтверждений, в виде рассказов местных жителей, да редких слепков с непонятных больших отпечатков босых ног никаких других доказательств существования алмасов пока не обнаружено. Несмотря на многочисленные рассказы, до сих пор нет достоверных свидетельств существования алмасов, не обнаружено их логово, кости или какие-либо следы обитания. В 1979 году в МНР работала английский археолог, д-р М. Шэкли, которая, исходя из опросных данных и предварительных результатов своих археологических находок, выступила в печати с обоснованием возможности выживания «деградировавших неандертальцев» в глухих горных районах Азии, включая Монголию.

АЛМАС ИЗ ПЕЩЕРЫ ХОЙД-ЦЭНХЭРИЙН

В одну из поездок на бензозаправочной станции в Алтае мы разговорились с дедом, который давным-давно учился в Советском Союзе. Он с явным удовольствием говорил на ломанном русском языке и неожиданно начал рассказывать о бездонной пещере около сомона Манхан в Алтайском горном районе. Он рассказал нам также поразительные подробности об алмасах – загадочных волосатых существах с гор, больше известных под названием «снежный человек». Его рассказ, изменил наши планы, и мы приняли решение разыскать эту пещеру. До неё около 450 км пути. Так на нашем маршруте возник новый объект для посещения, на поиски которого в результате мы затратили 4 дня.

Среди крупных пещер Алтайского горного района выделяется пещера Хойд-Цэнхэрийн, расположенная на территории Манхан сомона Ховд аймака. Пещера примечательна своими наскальными рисунками. Самыми ранними петроглифами на территории Монголии принято считать рисунки из пещеры Хойд-Цэнхэрийн. Свое название пещера получила от речки, протекающей вблизи. Рисунки в пещере – явление довольно редкое для Монголии и Сибири. По отрывочным сведениям, полученными до поездки от российских криптозоологов, мы знали, что в пещере Хойд-Цэнхэрийн, имеется наскальное изображение, предположительно, реликтового гоминида (снежного человека). Нам хотелось найти эту пещеру и подтвердить это сообщение, особенно после красочного рассказа о ней старого монгола, случайно повстречавшегося нам, в городе Алтай. Сведения о таинственных волосатых людях были известны давно, но никаких фотографий и, тем более, наскальных рисунков нам известно не было.

Наиболее значима большая пещера с древними рисунками. Эта пещера (N47°20¢825² E91°57¢339², высота 1690 м) расположена на высоте 48–50 метров над уровнем долины. Характерно, что координаты пещеры приводимые в английском путеводителе и диссертации монгольского ученого Э. Авирмэда не совпали с фактическими. Мы проверили данные также по шести другим пещерам, в которых бывали раньше, и каждый раз убеждались, что расхождение было настолько существенным, что найти по координатам монгольских источников пещеры просто невозможно. Погрешность достигала до 20 км! Большой черный вход пещеры отлично виден от реки. Пещера обвального типа. Протяженность ходов составляет 220 м. Площадь – 880 м2. Объем – 2640,0 м3, высота пещеры от пола до куполообразного потолка составляет примерно 20 м.

Пещера имеет две ветви. В большой пещере образовалось несколько ниш, которые могли служить в древности жилищем для человека. Об этом свидетельствуют и многочисленные рисунки, оставленные на стенах и сводах этих ниш. Отличающиеся высокой художественностью они вызывают большой интерес у исследователей – историков и археологов. Подробное описание наскальных рисунков в 1966 г. сделано Монголо-Советской историко-культурной экспедицией под руководством российского археолога профессора А.П. Окладникова. В пещере обнаружены самые ранние петроглифы на территории Монголии. Рисунки выполнены темно-красной краской. Исследователи выделяют 14 композиционных групп, среди которых есть изображения птиц, похожих на страусов, и слонов, не встречающихся больше нигде на наскальных рисунках в Монголии. Своеобразны и другие изображения, такие, как деревья-«елочки», знаки в виде стилизованных рогов, бумерангов и других загадочных символов.

Академик А.П. Окладников считает эти изображения древнейшими на территории Монголии и относит их возраст к эпохе верхнего палеолита (15–20 тыс. лет назад). Он пишет: «Перед нами, несомненно, древнейший художественный памятник Центральной Азии из числа известных в настоящее время, по своему возрасту относящийся к эпохе верхнего палеолита. Вывод этот имеет значение не только для Монголии, но он важен и в более широком культурно-историческом плане».

Все рисунки в пещере находятся слева от входа в небольших сухих нишах, заканчивающихся меандрами (древними стоками воды). Рисунки располагаются на стенах и потолке. Если изображения тэмээ (верблюда), слона или мамонта с характерными изогнутыми бивнями споров не вызывает, то вот другие рисунки дают возможность для высказывания различных гипотез. Среди них –животное тойхоо с длинной шеей, как у динозавра, принято считать, что это страус, но вполне возможно, что это изображение лебедя. Энэд Буга Байна (олень) с очень длинным извивающимся хвостом, как у дракона. По мнению учёных, это изображение оленя с ветвистыми рогами. Единого мнения среди исследователей на тождественность этих рисунков определенным животным нет. Ясно, что мамонты, страусы и драконы если и проживали в этой местности, то это было на заре человеческой жизни. Мамонты вымерли 20–15 тыс. лет назад, страусы обитали во время неолита, о чем свидетельствуют находки бус из скорлупы страусов в пещере Чихэн. Из числа этих рисунков особенно загадочен рисунок тэмээ хун (верблюжий человек), хотя меня до сих пор не покидает некоторое чувство сомнения, не является ли он результатом шутки современных номадов, так как в академическом отчёте 1966 г. об исследовании рисунков в пещере указано, что среди них нет изображений человекообразных существ. Темно-красной краской выделено примитивное изображение контура верхней части туловища человека с непропорционально большой головой. На туловище отчетливо видны контуры двух грудей. Аналогов подобных изображений среди наскальной живописи древних людей исследователям неизвестно. Предположительно это изображение реликтового гоминида – «снежного человека». Изображения людей на древних петроглифах встречаются не так часто, и как правило исследователи всегда отмечают присутствие человека на рисунках рядом с животными. Характерно, что этот рисунок местные жители связывают с представлениями об алмасах.

В научной монографии об этой пещере и ее рисунках, изданной в Новосибирске в 1972 г. по материалам монголо-советской экспедиции 1966 г. под руководством академика А.П. Окладникова рисунок «алмаса» не упоминается и говорится об отсутствии в пещере рисунков человеческих фигур. Либо этот рисунок появился позднее и нарисован современными шутниками, либо по какой-то непонятной причине остался незамеченным учеными, во что поверить очень трудно.

Монгольский ученый Д. Майдар пишет об этих рисунках: «Петроглифы Хойт-Цэнхэра отличаются от остальных наскальных рисунков Монголии, как выбитых, так и выполненных красной краской, прежде всего местонахождением в пещере. На стенах пещеры изображены дикие круторогие быки, бараны-аргали, лошади. Верблюд. Тут же нарисованы странные птицы, похожие на страусов. И, наконец, слоны. Есть, как будто и змеи. Для этих пещерных рисунков Западной Монголии характерно отсутствие человеческих фигур»[6].



[1] Г.Н. Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883 г. Вып. 4, стр. 185.

[2] Д. Майдар. Памятники истории и культуры Монголии. М., 1981 г., стр. 21.

[3] Д. Баянов, И. Бурцев. Алмасы Монголии, журнал «Природа», № 7, 1985 г.

[4] Э.М. Мурзаев. Годы исканий в Азии. М., 1973 г., стр. 265.

[5] П.Д. Гунин. Е.А. Востокова. Е. Матюшкин. Охрана экосистем Внутренней Азии. М., 1998 г., стр. 111.

[6] Д. Майдар. памятники истории и культуры Монголии. М., 1981 г., стр. 29.

Теги