УШЕДШАЯ НА ДНО ЗЕМЛЯ – ЗАЛИВ ПРОВАЛ

Статьи 1 апр. 2021 г.

Текст и фото Сергей Волков

УШЕДШАЯ НА ДНО ЗЕМЛЯ – ЗАЛИВ ПРОВАЛ

В преданиях народов, живущих вокруг Байкала, сохранились рассказы о том, как возникло Великое море. В них говорится, что задолго до нынешнего времени, несчитанное число лет назад, на этом месте была земля с огнедышащей горой, из которой постоянно извергалось пламя. Однажды стоячий огонь возгорелся сильнее обычного, превратившись в могучий пожар, земля треснула, и огнедышащая гора провалилась под землю, образовав большой провал, куда стало затем стекать много рек, так появилось в этой местности большое море.

В бурятских легендах есть и объяснение значения имени Байкал: «Однажды земля содрогнулась, образовалась трещина и в ней запылал огонь, сжигающий все вокруг. Тогда люди стали просить бурханов остановить бедствие, но небо не вняло их мольбам. Тогда они стали просить «Бай, гал!» («Огонь, остановись!»). Огонь, услышав эти слова, стал затихать. На месте где он пылал образовалась большая трещина, которая наполнилась водой. С тех пор этот провал с водой стали называть Байгал».

Свидетельства из мифов о бурных тектонических процессах, происшедших в очень древние времена вокруг Байкала, могут быть дополнены событиями современности. Байкальский регион имеет высокую сейсмичность – это одна из наиболее сейсмически активных внутриконтинентальных областей планеты. ВПрибайкалье регистрируется более 8–9 тыс. слабых и сильных землетрясений в год, поэтому ученые образно называют Байкал «древним темечком Азии».

В памяти современных людей ещё свежи события 1862 г., когда при десятибалльном землетрясении в северной части дельты Селенги ушел под воду на глубину 8 м участок суши площадью 200 км2 с 5 улусами, в которых проживало 1300 человек, и образовался новый залив Провал. Старожилы этой местности до сих пор помнят и рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии в канун Нового, 1862, года. В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января (по новому стилю с 11 на 12 января) при сильнейшем землетрясении, продолжавшемся затем более года постепенно затухающими сотрясениями, под воды Байкала погрузилась часть Цаганской степи побережья озера. Это землетрясение назвали Цаганским по названию затопленной бурятской степи, привольно раскинувшейся к северу от устья р. Селенги. Как описывают хроники, жители деревень Дубинино, Шерашева, Инкина, Кударинской и Оймурской под вечер 30 декабря 1861 г. были напуганы сильным волнообразным колебанием почвы и громким подземным шумом.

Землетрясение произошло в третьем часу дня при ясной и морозной погоде. Катастрофе предшествовали слабые подземные толчки в районе дельты Селенги. Уже при первом подземном толчке лед потрескался и на берегу образовались щели, из которых выступила вода. На карге стояло зимовье крестьян, ловивших рыбу в Байкале. После обеда они, за исключением одной женщины, оставшейся в зимовье, отправились на Байкал вынимать снасти. Вытягивая сети, 12 рыбаков услышали подо льдом сильный шум, треск, мгновенно их подняло так высоко, что они как бы с горы увидели свое зимовье. От подземного удара лёд во многих местах разломился и из его щелей наверх выбросило осколки льда и фонтаны воды. Квалифицированное описание землетрясения и его последствий дал горный инженер Н. Лопатин, опубликовавший в феврале 1862 года собранные сведения в иркутской газете «Амур»: «Желая найти спасение на привычном убежище – земле, рыбаки хотели бежать туда, но неожиданное зрелище сильно взволнованной суши до того поразило их, что они кинулись далее на байкальский лед, который в то время был еще неподвижен. Едва только успели они отбежать, как волна, поднявшая их, быстро устремилась на берег, снесла зимовье и прошла две с лишним версты вглубь земли, уничтожив стоявший на пути лесок и зимовье вместе с находившейся там женщиной. Проезжавший мимо зимовья бурят пропал совершенно, нашли только части его костюма!». О судьбе рыбаков сообщалось в отчете Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Оказавшись на льдине отрезанными от суши, они более часа плавали по воде, и только когда стемнело, льдину прибило к небольшому островку. Лишь на следующий день после ночевки на острове они смогли выйти на берег. На третий день были найдены живыми две лошади, на которых рыбаки выезжали на лед вынимать сети.

На низменности Цаганской степи жители при землетрясении почувствовался сильный вертикальный удар, земля заволновалась, «как море», вздулась буграми, из вершин которых через широкие трещины выбрасывались песок и тёплая вода. Трудно было устоять на ногах, людей и домашний скот бросало из стороны в сторону. Как пробки вылетали деревянные срубы колодцев, и из них била фонтанами тепловатая вода, подчас на высоту до трех саженей. Разбушевавшаяся ночная стихия оказала глубокое воздействие на очевидцев. Некоторые из них падали в обморок, долго оставаясь без сознания, другие заболели от испуга, третьи – женщины – даже помешались в рассудке, два месяца спать ложились не раздеваясь, из опасения, что катастрофа повторится.

Сами собой зазвонили колокола на церквах, попадали самовары и иконы в избах, самопроизвольно открывались двери домов и ворота усадеб. Из шкафов вываливалась посуда, опрокидывались табуретки, затрещали избы, начали разваливаться кирпичные трубы и печи. Началась всеобщая паника. Домашний скот ревел, люди молились и призывали духов о спасении. Испуганные люди выбегали из изб в морозную ночь без теплой одежды. Земля, будто вода, горбилась бегущими по ней волнами. Деревья и столбы заметно раскачивались, как пьяные. По свидетельству очевидцев, многие попадали на колени, истерически рыдая и взывая о помощи к Господу Богу. Люди сразу же начали вытаскивать и переворачивать лодки, которые были у каждой семьи, даже по две, зимой они находились у ограды каждого хозяина. Весь народ с пожитками и продуктами устроился в лодках, а вода быстро поднималась. Когда начало светать и далеко на востоке замаячила земля, высокая Оймурская гора, люди поплыли туда. Жители всех улусов спаслись, т. к. вода прибывала постепенно целые сутки. Скот спасти не удалось. Через 1-2 дня после провала земли в некото­рых местах были видны торчащие изо льда рога быков и коров, ко­торые завязли в болотистом грунте и замерзли стоя. Всю ночь продолжалось сильное колебание почвы. В темноте что-то звучно лопалось и с грохотом разрушалось. Домашние животные обезумели, и некоторые из них вырвались на улицу. Телеги сами собой перекатывались по дворам. К утру наступило затишье, но к полудню 31 декабря раздались три мощных подземных удара, разрушивших церковные колокольни. В воздух ударили фонтаны теплой воды, смешанной с грязью. Некоторые очевидцы рассказывали о выбивающихся из-под земли языках пламени. Как пробки, из земли вылетали срубы колодцев, фонтаны воды поднимались над землей на высоту четырех-пяти метров. Повсеместно земля растрескалась и стала оседать. Толстый лед на Байкале и на реке Селенге полопался, причем при этом высоко в воздух взлетали огромные фонтаны воды вперемешку с осколками льда и песком. Когда степь осела, байкальская вода, перемешанная со льдом, в трех местах прорвала береговую гряду и всесокрушающим шквалом понеслась стеной по степи. То, что не было разрушено водой, в порошок стерли огромные льдины, пришедшие из Байкала вслед за водяным валом. Согласно официальным документам, от затопления в результате землетрясения «в Цаганской степи пострадало более одной тысячи трехсот душ обоего пола. Погибло три человека, свыше тысячи домов, юрт и надворных построек, более пяти тысяч голов скота, много хлеба и сена». Эхо землетрясения докатилось до Иркутска, где на церквах самопроизвольно звонили колокола. Шум от землетрясения был слышен на огромной территории от Нижнеудинска на западе Иркутской области до Александровского завода в Читинской области.

Подробную запись в Иркутской летописи оставил Н.С. Романов: «1862 год. 12 января. Получены сведения, что наиболее разрушительные действия землетрясение 31 декабря произвело в северо-восточной части дельты реки Селенги на берегу Байкала в Кударинском ведомстве, в селениях: Кудара, Шарашева, Инкина, Красникова, Дубанина, Оймурги и бурятских улусах.
После сильного подземного гула, были такие колебания земли, что люди и скот не могли держаться на ногах, а 20-пудовые бочки с рыбой перекатывались во дворах с одного конца на другой. В земле образовывались щели, из которых шла вода с илом, из колодцев выбрасывало илистую воду на сажень вышины. Из трещины близ с. Инкиной в 1 аршин ширины и до 2 сажен глубины вода выходила с особенной силой и разлилась почти на версту. В деревне Красниковой образовался новый лог до 20 сажень ширины и 3 глубины, из которого вытек ключ. В Кударе купол церкви обрушился вовнутрь храма, а из образовавшихся в земле трещин выброшенный песок выбивал половицы в избах, и вода затопила землю на пол-аршина.

Через образовавшиеся трещины во льду Байкала затоплена водой Цаганская степь с пятью населенными улусами, в коих было 310 домов и 357 деревянных юрт, осела. Погибло 17 276 голов разного скота, 19 576 куч немолотого хлеба, 14 873 пуда зернового хлеба, 9500 пудов хлеба в муке, 97 934 копны сена. Всего на сумму 537 697 рублей. Кроме того, затоплено значительное количество пахотной и луговой земли. Люди заблаговременно спасались, т. к. вода прибывала постепенно целые сутки».

После землетрясения и образования нового байкальского залива местные жители еще долго привыкали к новому окружению. Известные родники с водой исчезли, вместо них появились новые в других местах. В песчаных увалах образовались пустоты, так что по ним стало опасно ходить. Сыпучий песок на ровном месте поглощал внезапно коров. По вновь образованному заливу Провал долгое время плавали торфяные острова, и еще несколько лет после землетрясения местные жители косили на этих плавающих островах траву, пока вода и ветер не разбили их полностью.

В 1949 г. собиратель и исследователь фольклора семейских – староверов Забайкалья Л.Э. Элиасов записал рассказ местного жителя Е.Д. Перфильева в пос. Поворот Кабанского аймака БурАССР о событиях 1862 г.: «Провал на Байкале при моем отце был. Он мне про него часто вспоминал, и от него вся наша деревня знала, как и что там пошло. Про провал не то что страшно рассказывать, но и вспоминать шибко больно. Много в те дни провала людей на всю жизнь калеками осталось: кому ноги, руки поломало, кто умом тронулся, а кто с горя, когда нагишом остался и из нужды горькой не выбрался, беднягой на тот свет ушел.

Куда было деваться в то время бедному мужику? Жить нечем, ложись и помирай. Когда все это случилось, вера в бога потерялась. Видать и он перед силой природы слаб. Те, кто раньше говаривал, что все делается божьей волей, перестал в это верить. Нам, простым мужикам, стало понятно, что не силой божьей горы, реки, озера, моря и океаны созданы, а волей природы, которая в себе громадную силу таит, и пока человек немощен, она будет с ним делать все, что хочет.

В воле божьей спасение, когда сам не знаешь, что надо делать, и когда не знаешь, что вокруг тебя твориться. Опосля байкальского провала все старики начали говорить, что и сам Байкал так же произошел, как этот провал. Значит, и деды тоже правильно передавали, что от огненный и водяных столбов между горами вода затопила пади, и на том месте море-Байкал стал. Этой правде народ теперь крепко верит».

В 2020 г. жители Иркутской области были напуганы сильным землетрясением утром 10 декабря, повторившись вечером того же дня. Оно случилось также в районе залива Провала, образовавшегося в далеком 1862 году после разрушительного Цаганского землетрясения. Толчки 10 декабря 2020 г. были интенсивностью в эпицентре 7,6 балла.

ЗАРЯЖЕННЫЕ ПУШКИ ПОСОЛЬСКОГО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Посольские песчаные косы, Северная и Южная, имеют на топографических картах общее название – полуостров Карга, отделяют залив Посольский сор, вода которого летом хорошо прогревается. Южная коса имеет длину 7 км – это самая протяженная молодая коса на Байкале. Ширина ее колеблется от 30 до 200 м. Северная коса после подъема уровня воды в Байкале, вызванного подпором Иркутской ГЭС, интенсивно размывается и отмирает. В селении Посольск находится Посольский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1681 г. на берегу Байкала.

Место для монастыря было выбрано на байкальском мысу, где в 1651 году были убиты и похоронены члены русского посольства в Монголию: царский посол Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл и спутники. Монастырю присвоен статус памятника архитектуры Российского значения.

В 1650 г. Василий Колесников сопровождал Ерофея Заболоцкого, направлявшегося в Китай и Монголию для установления дипломатических связей между этими странами и Московским государством. В районе нынешнего селения Посольск, на восточном берегу Байкала, на посланцев напали бурят-монголы, натравленные местными князьками. Ерофей Заболоцкий был убит. В 1681 г. на этом месте был основан посольский Спасо-Преображенский монастырь в память об убитом после. В монастыре хранится памятная чугунная доска с надписью: «Здесь погребено тело раба Божия российского посла Ерофея Заболоцкого, в 1650 году в сопутствии монгольских послов шедшего с мирными предложениями к хану Сецену и вероломно на сем месте убиенного монголами». На другой чугунной доске: «На пролитой здесь христианской крови в 1681 году пришедшие из Москвы проповедники веры монгольским язычникам, игумен Феодосий и иероманах Макарий с братией, основали монастырь в память убиенного посла, названный Посольским».

Среди исторических хроник монастыря сохранилась любопытная заметка о четырех монастырских пушках, остававшихся заряженными почти столетие. После нападения беглых каторжан в конце 70-х гг. XVIII в. монастырю были вверены три большие чугунные и одна медная пушки. К ним были приставлены башкирские казаки, которые, не будучи искусными артиллеристами, заранее зарядив пушки, по-видимому, забыли об этом. Пушки, заряженные порохом и ядрами, простояли на открытом воздухе во дворе монастыря почти 100 лет до 1866 г., пока однажды монастырский казначей к Пасхе не решил покрасить и прочистить их. К своему изумлению, казначей обнаружил, что пушки стоят заряженные чугунными и каменными ядрами и начинены порохом.

Монастырь просуществовал до 1920-х гг. После закрытия здание Спасо-Преображенского посольского монастыря использовали сначала под клуб, затем под школу и под лечебничу для психически больных детей. За этот период строения храма пришли в полное запустение, а ограда была частично разрушена. Вновь православный приход зарегистрирован 30 августа 1995 г. С марта 2000 г. монастырь возрожден как мужской.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.