ВЕЧНО ПЛАЧУЩИЕ ВОДЫ. УТРАЧЕННОЕ ЧУДО ТИБЕТА В КЬЮНГЛУНГ НУЛКАРЕ

Статьи 16 июля 2024 г.

Текст и фото Сергей Волков

В 2006 г. в числе первых европейских путешественников, сразу после снятия запрета китайских военных властей на посещение долины Гаруды в верховьях Сатледжа, мне с друзьями удалось посетить это малоизвестное место и подробно осмотреть древние пещерные руины Серебряного дворца Гаруды – Кьюнглунг Нулкара, уверенно отождествляемые сейчас со столицей Шангшунга и даже возможно с буддийской Шамбалой. Чтобы полнее ощутить ауру этого легендарного места, мы провели здесь в полном одиночестве незабываемые, насыщенные яркими впечатлениями, полных пять дней, с упоением исследуя труднодоступные пещеры и много фотографируя. Нам сильно повезло, после утомительных переговоров в PSB по получению пермита (специального китайского пропуска с большой круглой красной печатью) мы получили разрешение на посещение этого, ранее закрытого для иностранцев, места. В то время эти руины никого не интересовали, автомобильной дороги к ним не было, они ещё не были отражены в путеводителях и не приобрели популярности как, например, уже ставшие широко известными, руины в Гуге. Ночевали мы, наблюдая за ярким звёздным небом непосредственно из пещерных проёмов, точно также как некогда жили древние жители этого совершенно забытого во времени столичного города древнего Шангшунга. В начале XXI века научный мир очень мало знал об истории существования добуддийского Шангшунга и зачастую относил её к мифам. По возвращению домой об этом путешествии я написал книгу «Тибет. На крыше мира», изданную московским издательством «АСТ» дважды в 2008 и 2011 гг. С момента первой публикации этой книги прошло более 15 лет. За это время было опубликовано большое количество новых научных данных по результатам китайских археологических исследований на Цинхай-Тибетском плато, доказавших раннее процветание Шангшунга до начала возникновения истории Тибета, в научный оборот введены переводы, неизвестных ранее бонских текстов, в которых в частности упоминается Серебряный дворец Гаруды, а появление современных нейронных сетей, с возможностью качественного перевода со всех языков, теперь позволяет легко знакомиться с большим массивом научных статей и PDF-книгами, изданными на английском, китайском и др. языках. Пришло время обновить текст. Собственно, я и не прекращал работу над ним. В 2020 г. я издал в Иркутске обновлённую и значительно расширенную редакцию книги под названием «Чистая земля Шамбалы. Тибет на крыше мира».

Похоже, что существует магия возникновения неразрывной связи с определёнными местами силами, для одних таким местом притяжения становится священный Кайлас, для меня входными воротами в Шамбалу стал Серебряный дворец Гаруды, интерес к которому сохраняется все эти годы. О новых наработках по этой теме в обновлённых главах новой книги.

Начну очередное, уже третье по счёту, обновление текста с «вечно плачущих вод», так в бонских текстах образно именуют горячие минеральные источники, вода которых с завораживающим постоянством и мелодичным журчанием, струится как слёзы по всему внешнему периметру из белоснежных природных чаш. Самыми известным в мире подобным термальным источником с каскадом террасных ванн из отложений травертина являются источник Памуккале в Турции, объявленный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Горячие тибетские источники в долине Гаруды в районе Кьюнглунга длительное время оставались практически неизвестными. Впервые попав на них в 2006 г. мы были поражены их красотой и девственным состоянием, к ним не было автодороги и каких-либо заметных следов посещения людьми. Казалось невероятным, что в них можно было запросто купаться без купальных принадлежностей в полном одиночестве, а вокруг на многие километры не было ни одной живой души. Запомнилась также, буквально фонтанирующая горячая вода, с температурой примерно 34-36 градусов, выходящая здесь обильными потоками из недр земли во многих местах. При её выходе на поверхность и охлаждении избыток солей выделяется в виде кальцита, образуя, изумительные по красоте, многоярусные белоснежные ступенчатые террасы из белого ноздреватого известкового туфа – травертина. Каскад террасных ванн заполнен горячей водой, которая непрерывно переливается и струится по стенкам чаш из верхних в нижние.

Недвижимая, изумрудная вода собирается в ослепительно белых ванных, в какой-то неуловимый момент чаша переполнялась, на краях появлялись капли, и пульсирующими струйками сбегали вниз – отсюда вероятно и происходит их название «Вечно плачущие воды». Мы были здесь в начале мая в период начала летней активности источников, к осени, как рассказывают очевидцы, объём воды в них заметно уменьшается. Выходы горячих вод находились также на противоположном берегу Сатледжа. Горячих минеральных источников в этой местности было такое множество, что первое время мы не могли найти обыкновенной родниковой воды для приготовления еды. Принимать горячие ванны, после ночёвок на полу пещер, и частого дневного исследовательского ползания по узким пыльным подземным проходам, было исключительным блаженством и удовольствием. Для куража и для памятных фото мы брали с собой спелые гранаты, и выкладывали сочные зёрна гранатов на тарелки, рядом с собой на белоснежных бортиках ванн. Не все участники нашей экспедиции решились на приём горячих ванн. Что за вода в них была мы не знали, эмчи-ламы, способные по глотку воды определять пять видов минеральных вод, никаких свидетельств для нас не оставили, поэтому принимать горячие ванны на высоте 4400 м, не зная их силу и состав решились не все участники нашей экспедиции, но я с Кириллом регулярно ходили купаться в горячих ваннах, поэтому сделали много фотографий, как сейчас оказалось, эти фото приобрели историческую ценность.

Повторить их более уже никто не сможет, как, впрочем, и узнать химический состав этих вод долголетия. В 2010 г. китайские военные проложили, построили вблизи террас горячих источников автомобильную дорогу и капитальный металлический мост через Сатледж, и вековая жизнь целительных вод прервалась. Если бы дорога обошла их дальней стороной, то, возможно, они до сих пор были бы живы и украшали бы эту легендарную историческую местность, добавляя чудесный колорит этой земле. По естественным геологическим причинам или из-за строительства моста и автодороги, горячая вода источников перестала изливаться на поверхность, природные ванны полностью высохли, белоснежность террас померкла, посерела и покрылась пылью. Вечно плачущие воды Кьюнглунга утрачены навсегда, они ушли в небытие, точно также как страна дакинь Уддияна, изначальная земля бона Олмолунгринг, земли просветлённых буддийских сиддхов Шамбала и Гуге… На опубликованных видеороликах в YouTube сейчас можно увидеть, как большие группы туристов ныне спускаются к Сатледжу прямо по сухим уступам травертинов, как по ступенькам лестницы. Посмотрите какими были эти источники ещё совсем недавно – в 2006 г. Они были геологическим чудом долины Гаруды, живым тибетским Памуккале, не успевшим получить мировую известность.

Интересно отметить, что, например, крупнейшие высокотемпературные гейзеры в Китае, расположенные на высоте 5086 м в том же регионе на южных склонах гор Гангдисе (хребет Кайлас) исправно продолжают извергаться уже более тысячи лет, а горячим источникам Кьюнглунга почему-то не повезло. Гейзеры «Дагэцзя», были упомянуты ещё в сочинении «Путешествие Ван Сюаня» (VI-VII вв.). Диаметр выброса столба воды высотой около 20 м может достигать 1,5–2 метров, и он громко ревет при распылении, что очень захватывает дух: «Вода бьет из ровной земли, и вода поднимается на пять или шесть футов в высоту. Она очень горячая, и мясо готовится, когда оно готовится воздух поднимается к небу, как туман».

Во второй части книги Панчен-ламы VI Лобсана Балдана Ешея «Источник десяти миллионов чудес – Объяснение великого места сиддхов страны Шамбала», составленной в последней четверти XVIII столетия в Тибете, есть упоминание о местонахождении 80 тыс. источников: «Выдающиеся странники доходят близко до реки Сита10 (санскр. «Белая», совр. Сатледж).  Только немного в нее войдешь, тело превращается в камень (застывает от холода?) – поэтому идти невозможно. То, о чем рассказано ими, другие не видели. Сам я эти слова слышал… Оттуда прибудешь на гору называемую «Великая снежная» (Кайлас). От той снежной горы на востоке и западе в земле восемьдесят тысяч источников полностью смешавшись дают возникшую от этого великую реку, подобную озеру, [которая] протекая «неявно» на западе и востоке впадает в море. Она совершенно белого цвета и покрыта белой пеной. Сита, то есть «Белая» называется – так говорится в Большом комментарии Калачакры Хайдуба Шойжи Жалбо. Эта большая река Сита протекает, деля Джамбулин на южную и северную часть прямо по середине. Река очень холодная, кроме как у адских жителей такой не имеется. По великому качеству холода превосходит холодные пары и ветры над землей ... Тело, любой частью коснувшееся реки, каменеет – так объясняется. Сейчас жители Индии называют эту реку Бхаста. Позади (севернее) Кайласы – сторона Сумеру, впереди – сторона реки Сита. На её (стороны реки Сита) правой части (половине) имеется великая страна Шамбала».

Действительно в верховьях Сянцюаньхэ (Сатледж) имеются многочисленные выходы горячих подземных вод, приуроченных к тектоническим трещинам. Некоторые из них пользуются особой популярностью у паломников к Кайласу. На берегах реки Сатледж, примерно в 30 км выше по течению от долины Гаруды, находятся горячие источники Тиртхапури. Паломники традиционно приезжают сюда после совершения коры вокруг Кайласа. Тиртхапури считается третьим по важности местом паломничества в Западном Тибете после Кайласа и озера Манасаровар. Термальные источники, как свидетельство активной тектонической деятельности, широко распространены и в соседних землях на плато в Тибете. По данным китайского путеводителя «По Тибету Китая» в Тибете обнаружено 630 выходов геотермальных вод.

Более тысячи лет назад тибетцы обнаружили целебные свойства горячих источников. Тибетские легенды так трактуют их пользу. Однажды давным-давно летал в небе орел, внезапно его поразила стрела, и он упал с неба прямо в горячий источник. Искупавшись в источнике, он всплыл на поверхность, а потом снова взмыл в небо… Именно поэтому этот живительный источник прозвали «орлиным». В другой тибетской легенде говорится: «Из-за долгого путешествия ноги монаха испытывали невыносимую боль, поэтому он сел у источника, где обосновались вороны, и опустил ноги в источник. Через некоторое время по его телу прокатилась волна тепла, боль в ногах исчезла».

Свидетельством о пользе от горячих источников служит медицинский трактат VIII века под названием «Четыре закона тибетской медицины», в котором говорится, что тибетская медицина выделяет 5 видов термальных источников. Среди коренных тибетцев широко распространено верование в то, что горячие источники приобретают особенную силу в первую неделю августа по тибетскому календарю. Это время наиболее яркого свечения в ночном небе звезды Риши, почитаемой последователями древней тибетской религии бон. В эту неделю многие тибетцы устремляются к источникам и принимают ванны, к сожалению, принять горячую ванну в каскадных ваннах Кьюнглунга больше не получится – по неизвестной причине они перестали наполняться.

От истока Сатледж течет на северо-запад параллельно Гималайскому хребту, пока не находит место для его пересечения. Это место находится на расстоянии около 400 км по реке от истока. Наибольший интерес представляет узкая долина Сатледжа (Олмолунгринг) в его верховьях, где на протяжении около 200 км находятся многочисленные пещерные города, Кьюнглунг в 30 км ниже по течению от горячих источников Тиртхапури, Панха в 20 км ниже Кьюнглунга, Цапаранг, Тхолинг, Дунгкар в Гуге. Вся эта местность с пещерными комплексами именуется – «Великое место сиддхов, страна Шамбала». Рядом с Кьюнглунгом на берегах реки Сатледж находится также множество термальных источников.

Я стою на берегу Сатледжа у подвесного мостика, в начале тропы к Кьюнглунгу, и размышляю, на сколько это место совпадает с древними описаниями Шамбалы. Чуть выше на берегу находятся высохшие травертиновые ванны и действующие серные источники с ослепительно белым травертином. От поселка до подвесного мостика через Сатледж и начала тропы по правому берегу Сатледжа к Кьюнглунгу 1,5 км. Судя по всему, большого количества автомашин здесь не бывает. Это тоже странность Кьюнглунга, даже если бы рядом не было руин древнего города, травертиновые ванны с горячей минеральной водой должны были бы привлекать сюда массу местных жителей. Но следов частых посещений людей и дороги в 2006 г. ещё не было. Белоснежные ванны, стояли наполненные кристально чистой бирюзовой термальной 30-градусной водой, нетронутые временем и людьми. Удивительное зрелище!

Долина Сатледжа в этом месте, украшена реющими разноцветными молитвенными флагами лунг-та на длинных веревках, натянутых с одного берега на другой. Их делают пяти цветов, соответствующих пяти первоэлементам (земля, вода, огонь, ветер, пространство), в результате чего они приходят в гармонию. На многих молитвенных флагах есть изображение «Ветра-коня», которое ассоциируется с конем удачи. Такого украшения нет даже на знаменитых источниках в Тиртхапури, расположенных примерно в 30 км выше по течению. Горячие источники Тиртхапури, тесно связанные с именем гуру Римпоче. Тибетские паломники, как правило, совершают здесь омовения после завершения обхода Кайласа. Здесь есть храм и всегда присутствуют люди. На источниках около Кьюнглунга, наоборот, ни души, как будто это запретная территория.

Источники на Сатледже с древних времен получили известность, благодаря лечебным свойствам воды. В бонских текстах говорится, что все реки и ручьи в этой местности обладают силой целебного нектара. В Кьюнглунге, на левом берегу есть как высохшие террасные травертиновые ванны, так и заполненные горячей водой от выходящих на поверхность термальных серных источников. В Турции в Памуккале есть подобные ванны, но они сильно пострадали от наплыва туристов. На Сатледже все первозданно и выглядит совсем нетронутым. Местность с источниками «кипящей воды, дарующей молодость» известна с древних времён. Чуть выше мостика, примерно в 100 м, находятся сверкающие белизной потрясающие ванны с горячей водой с привкусом сероводорода. Полежать в таких ваннах после пыльных пещер, несравненное блаженство, что мы с удовольствием сделали несколько раз. Травертин – известковый туф, образующийся отложением из воды в местах выхода вод, обогащенных карбонатом кальция. Вода буквально закипает внутри скалы, отчетливо слышно ее непрерывное бульканье как при кипении чайника, и изливается настолько горячей, что в ней невозможно стоять босиком, стекая, ниже в ваннах она становится прохладнее и в этих естественных ваннах удобно лежать, погрузившись в теплую воду практически всем телом.

Конечно, мы не можем устоять против блаженства купания в теплой воде. После недели без душа и холодных ночевок в пыли пещер из теплых ванн просто не хочется вылезать. Свойства воды для нас неизвестны, поэтому время обмывания мы по возможности ограничиваем. Бывают случаи, что, перекупавшись в незнакомых минеральных водах, можно перевозбудиться и не уснуть после них всю ночь. Вода источника содержит серу и другие полезные для человека вещества и эффективно действует против разных заболеваний. Весной и осенью сила напора воды в источнике минимальна, зато концентрация минеральных веществ достигает максимального значения и в этот период эффективность лечения наилучшая. Поэтому разовое весеннее обмывание в горячих источниках для нас вполне можно засчитать за двойное.

На противоположном правом берегу Сатледжа, также находится множество выходов теплой и горячей воды, у нас даже возникает проблема с обычной водой. Среди этого обилия минеральных вод нам долго не удается найти обычной пресной родниковой воды и первые дни мы вынуждены использовать какую-то неизвестную нам по составу теплую минеральную воду. Одна из наших ночевок прошла в палатках на зеленой лужайке на берегу Сатледжа. Утром на восходе я выглянул из палатки и был поражен, при низком освещении восходящего солнца весь берег Сатледжа буквально клубился туманом паров над выходами многочисленных теплых и горячих источников. Горячих источников оказалось значительно больше, чем это казалось при полуденном освещении, днем просто не видно пара от десятков и сотен источников. Причем без анализов видно, что температура, химический состав, а значит и целебные свойства воды в них не одинаковы, и поэтому могут излечивать от разных болезней. В знаменитом описании пути в Шамбалу у панчен-ламы Еше Елоя, говорится, что в Шамбале тысячи источников собираясь вместе, образуют явно и неявно текущую реку. Пожалуй, это место, как никакое другое подходит под это описание. И свойства Шамбалы, где люди жили долгие годы, не болея и не старясь, возможно, на самом деле объясняются не святостью ее жителей, каждодневно практикующих изучение Калачакры, а отражают чудодейственные свойства находящихся здесь многочисленных источников. Все целебные свойства воды, описанные мудрецами, присущи водам этих разнообразных источников, благодаря лечебным свойствам воды через несколько лет регулярного ее употребления процесс старения замедлялся, поэтому и говорили, что в Шамбале люди живут, не старея много лет.

В 2006 г. здесь ещё не ощущалось цивилизации, место казалось заброшенным и редко посещаемым людьми, мы проехали сюда без дороги по камням, а водитель нанятой нами машины в Дарчене, даже не знал о существовании в этом месте развалин большого пещерного города. Пешеходный мостик через Сатледж был обвешан головами обезглавленных чёрных яков, по религиозным верованиям тибетцев, охраняющих мир живых от злобных демонов царства мёртвых. Местное население до сих пор в силу своей религиозности боится и избегает посещений любых пещерных городов мёртвых. По этой причине многие пещеры с исторически важными артефактами остаются нетронутыми до наших дней.

К 2020 г. это место приобрело обустроенный цивилизованный вид и романтичность затерянного царства пропала. После публикаций в мировых СМИ о найденной гималайской Атлантиды: «Серебряный дворец Гаруды – найдена столица Шамбалы» и показа документальных фильмов о Кьюнглунге китайские власти открыли доступ туристам в это место, в 2015 г. сюда была проложена автомобильная дорога и построен автомобильный мост рядом со старым пешеходным. Белоснежный ванны с термальной водой серных источников, примерно с 2014 г. перестали наполняться водой и пересохли. Жертвенные головы яков, подвешенные ранее под пешеходным мостиком, исчезли, у подножия города были возведены современные строения для хранителя и взимания платы за посещение, а для удобства осмотра развалин была построена протяжённая металлическая лестница и из пещер постепенно пропали все ценные артефакты. Романтическая аура таинственности и особые свойства спрятанной местности, для посешения которой требуется везение и настойчивая целеустремлённость, безвозвратно исчезли, место ставшее доступным для всех желающих, потеряло свои волщебные свойства и превратилось в обычную Мекку для паломничества туристов.  Нам очень сильно повезло, что в 2006 г. мы оказались здесь в числе первых европейцев, когда здесь ещё не было посетителей, и ещё имели возможность жить в пещерах и находить в них буддийскую скульптуру и древние манускрипты с цветными гравюрами.

Об истории исследования Серебряного дворца Гаруды в следующей главе.

Таких фото больше не сделать. Источники пересохли после 2010 г. Снято в 2006 г.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.