ЗА СВОБОДУ! Чешские фото 1918-1920 гг.

Статьи 14 окт. 2024 г.

Текст Сергей Волков (в разработке, будет изменяться)

За свободу: иллюстрированная хроника чехословацкого революционного движения в России, 1914-1920 гг. Ещё один содержательный антикварный исторический источник с фотографиями на чешском языке о пребывании чехословацких легионеров в Сибири, любезно присланный из Чехии, человеком неравнодушным к истории. К сожалению, в Иркутске я не смог найти историков и музейных специалистов, способных ответить на вопросы о продолжительной дислокации чехословацких легионеров в нашем городе, что они делали 1 год и 7 месяцев Иркутске и какой след в истории оставили, где находился их банк, штаб, типография и почему о них совершенно забыли?

В Чехии, наоборот, о чехословацких легионерах и их долгом пути домой через всю Сибирь ежегодно издаются всё новые книги, снимаются фильмы и создаются компьютерные игры, в которых формируется благородный образ легионеров, сумевших героически пройти всю холодную воюющую Сибирь и вернуться домой, при этом умалчиваются или объявляются «лживыми и порой от начала до конца выдуманными большевистскими мифами» нелицеприятные факты о «злодеяниях злых чехов» – так их характеризуют слова в русской народной песне времен Гражданской войны. Однако независимо от политической конъектуры и выборочной чешской цензуры в изданных воспоминаниях чехословацких легионеров содержится важный массив исторической информации и большое количество малоизвестных для россиян документальных фотографий о жизни в Сибири в период 1918–1920 гг., которые представляют интерес для людей, интересующихся историей.

              В современных публикациях, как мантру, повторяют тезис советских историков: «чехословацкий мятеж вспыхнул в конце мая, после выхода ультимативного приказа Троцкого о разоружении чехословаков». При этом игнорируется предшествующие исторические факты, следовательно, нарушается причинно-следственная связь. По моему мнению, приказ Троцкого не был «детонатором» стихийного выступления чехословаков, он стал закономерной реакцией на предшествующие действия чехословацких войск и раскрытие планов их враждебных действий против большевистской власти, о которых сообщалось в Москву ещё в апреле, за месяц до их выступления. Известная телеграмма Троцкого была отправлена в ответ на уже начавшийся вооружённый мятеж (накануне был захвачен Марьинск), приказ Троцкого датирован 24 мая 1918 г., т.е. через 21 день после рассылки всем чехословацким эшелонам приказа капитана Гайды №38/1 от 3 мая 1918 г. о подготовке вооружённого мятежа. В приложении к этому приказу перечислен план действий, в т.ч. предусматривающий заблаговременную разведку в городах на Транссибе месторасположений советских комитетов и военных казарм. В плане действий, изданном в начале мая, за три недели до телеграммы Троцкого, говорится: «Во всех городах вдоль пути разоружить большевиков. В случае волнений на объекте в первую очередь застрелить большевистских лидеров. Захватить вокзалы (обезоружить большевистскую охрану), телеграфы, котлы и паровозы (=локомотивы)».

По большому счёту не столь важно, что явилось детонатором чехословацкого мятежа, планы военного штаба Антанты об использовании чехословацких войск в борьбе с большевиками (решение принято верховным советом Антанты 2 мая 1918 г., нота №25), частная инициатива чехословацкого капитана Гайды (приказ №38/1 от 3 мая 1918 г.), решение съезда делегатов чехословацких частей об открытом выступлении против Советской власти принятое 20 мая 1918 г. в Челябинске, или известный, последующий после всех этих событий, приказ Троцкого №377 от 25 мая 1919 г. об их разоружении. 25 мая Западно-Сибирский Совет сообщил о мариинских событиях в Москву. В ответ, после захвата Мариинска, последовала депеша народного комиссара по военным делам А.Д. Троцкого: «Все Советы под страхом суровой ответственности обязаны немедленно разоружить чехословаков".

Был ли военный мятеж чехословаков стихийным или произошёл по приказу военного штаба Антанты? Единого мнения в ответах на этот вопрос нет у историков и через 100 лет исследований причин этого военного мятежа, ставшего основным детонатором к началу масштабной, кровопролитной и затяжной Гражданской войны в Сибири, подробнее об этом можно прочитать в книге «Гражданская война в России: взгляд через 100 лет»[1].


[1] Гражданская война в России: взгляд через 100 лет…

PDF этой книги доступен в сети. С ней можно ознакомиться, искать через поисковик

Для оценки роли чехословацких войск в разжигании Гражданской войны в Сибири важны их последующие деяния, а они хорошо известны из архивных материалов – это свержение советской власти, массовые расстрелы большевиков, карательные экспедиции, сопровождающиеся насилием и грабежами российского имущества в особо крупных размерах. Исторический факт заключается в том, что чехословацкие легионеры, волею судьбы, оказавшиеся в Сибири по пути домой, «попутно» свергли законную большевистскую власть в сибирских городах, после чего остались хозяйничать на чужой земле ещё на 1,5 года.

В городе находился штаб союзников Колчака – чехословацких легионеров и размещалось на постоянной основе 4000 солдат чешского контингента, что превратило в 1919 г. сибирский город в столицу чешских легионеров, ими здесь был даже открыт, ставшей позже знаменитым, чешский «Легиобанк» и типография ежедневных чешских газет.

15 января 1918 г. филиал Национального совета чешских и словацких земель (Чехословацкий национальный совет) во главе с Т. Масариком провозгласил чехословацкие вооруженные силы в России «составной частью чехословацкого войска, состоявшего в ведении Верховного главнокомандования Франции». Корпус полностью перешел на содержание союзников. «Первые деньги, – писал Масарик, – я получил от англичан... 80 тыс. фунтов стерлингов». В этой ситуации чехословацкий корпус превратился в возможный авангард союзнической интервенции. «В настоящее время между Пензой и Владивостоком находятся 70 тыс. вооруженных чехов, – писал Генеральный консул США в Иркутске Харрис, – это армия, которая может быть использована в качестве ядра, к которому присоединятся многие антибольшевики с целью свержения большевиков. … В связи с этим я рекомендую, чтобы чехи остались в данный момент в Сибири, и чтобы немедленно был рассмотрен вопрос о совместной интервенции».

Верховный военный совет в Версале, который возглавляли главы правительств Франции – Ж. Клемансо, Великобритании – Д. Ллойд Джордж, Италии – В. Орландо, представители от президента США – генерал Т. Блисс, от премьера Японии – граф Мацуи 2 мая 1918 года принимает решение использовать находившийся в России 50-тысячный Чехословацкий корпус, с февраля 1918 года перешедший в подчинение Франции. Этот документ содержал офици­альное решение использовать Чехословацкий легион для операций на территории Советской России.

К марту 1918 года вооружённая борьба за власть в Сибири прекратилась, закончившись полной и относительно бескровной победой большевиков. В момент выступления чехов, общая численность разрозненных групп белых подпольщиков на всей территории Сибири оценивается в работах историках от силы в 6–7 тыс. человек[1], причём не все их члены были вооружены, и без поддержки хорошо организованных и обученных военных частей Чехословацкого корпуса формирование нового антибольшевистского русского правительства в Сибири и восстание было обречено на провал. Уничтожение советской власти в городах с помощью чешских штыков, произведённое практически одновременно на обширной территории вдоль всей Транссибирской магистрали стало началом кровопролитной и широкомасштабной гражданской войны в Сибири с образованием протяжённого Восточного фронта.


[1] Голуб П.А…, с. 269.

В Сибири от Омска до Иркутска к дате мятежа в мае 1918 г. в поездах находилось 3,8 тыс. легионеров. Что делали в Иркутске чехословацкие войска с мая 1918 по февраль 1920 г.?

25 мая 1919 г. на Тихвинской площади состоялся парад чехословацких войск в честь годовщины со дня низложения советской власти

В иркутских Красных казармах на постоянной основе квартировал пехотный 3-й полк. В Иркутской летописи упоминаются военные парады, смотры, спортивные состязания. Например, 25 мая 1919 г. на Тихвинской площади состоялся парад чехословацких войск по поводу низложения советской власти, ведь они стали настоящими властелинами Сибири.

На параде в честь годовщины низложения советской власти французские и английские генералы вручили чешским легионерам награды за выполнение военной задачи по уничтожению большевистской власти в Сибири
Вручение британских наград ген. Боуз. Всего на церемонии было вручено 16 британских наград. Французские награды вручал подполковник. Всего на церемонии было вручено 25 французских наград: Длинная очередь военнослужащих 1-го полка, награжденных Крестом Св. Георгия, который им передал русский полковник. Были награждены на этой церемонии членам 1-го полка всего 49: 1× KsvJ2, 18× KsvJ3 и 30× KsvJ4 Сичева при содействии штабного офицера Чехословацкой Республики.

В Иркутске начала работать чехословацкая типография, осуществляющая выпуск широкого спектра печатных изданий. Печатался «Ческословенски деник» [«Чехословацкая ежедневная газета»]; всего вышло 717 номеров этой газеты (последний вышел 18 июля 1920 г.), имевшей большой тираж, приблизительно 11 тысяч экземпляров. Печатались также еженедельная газета «Славянский голос», еженедельные журналы «Официальный вестник», «На страже», «Чехословацкий воин» и «Чехословацкая беседа».  Сатирический журнал «Гоупачки» [«Качели»]. «Чехословацкий военный журналист», иллюстрированная ежемесячная газета, где отдельные фотографии сопровождались подписями на четырех языках (чешском, русском, французском, английском.

ЗОЛОТО КОЛЧАКА
PDF Золото Колчака. Чехословацкие легионеры. Американский экспедиционный корпус в Сибири (1918–1920). , 2021. - 384 с.

Подробнее о чехословацких легионерах, колчаке и Гражданской войне в Сибири. Печатное издание, книгу Золото Колчака можно заказать через Авито-доставку

Создали чехословацкий «Легиобанк» в Иркутске, чтобы регулировать поступающие к ним денежные потоки. По прибытии в Прагу на основе вывезенных из России ценностей «Легиобанк» стал одним из крупнейших банков Чехословакии, в 1920 г., меньше чем за год, золотой запас Чехословакии возрос втрое – с 6 до 18 тонн, а когда пресса стала интересоваться откуда появилось столько золота, мгновенно исчезла «Золотая книга» банка, в которой фиксировались все поступления золота на баланс банка.

BČL сообщила об определенном количестве золота и других драгоценных металлов неясного происхождения. По состоянию на 31 мая 1920 года он стоил 295 250 фр. фр., стоимостью 56 фр. о., серебро за 95 фр. о. и платина за 5 939 фр. фр., но более подробная информация об оригинаторе и способе приема пропала без вести.58 ссылка VHA v Praze, f: MV v Rusku, Banka čsl. legií, k. 5. В своем валовом балансе по состоянию на 30 апреля 1920 года BČL указала золото на сумму более 1,5 миллиона чешских крон. а к июлю из Сибири прибыло еще 133 кг золота. В связи с отсутствием документов как с чешской, так и с российской стороны, которые бы внесли ясность в происхождение этого золота, остается без ответа вопрос о российском золоте и его доле в создании Легиобанка, видимо, он будет навсегда открыт.

В ав­густе 1919 го­да пред­ста­витель че­хос­ло­вац­ко­го пра­витель­ства в Си­бири пи­сатель Ф.В. Крей­чи по­сетил в Ир­кут­ске цен­траль­ную сбер­кассу. Он пи­сал: «На од­ной из ши­роких ир­кут­ских улиц на­ше Фи­нан­со­вое уп­равле­ние за­нима­ет це­лый дом. В ком­на­тах с го­лыми сте­нами у гру­бых сто­лов тес­но си­дят ле­ги­оне­ры-чи­нов­ни­ки и вы­пол­ня­ют уто­митель­ную, от­ветс­твен­ную ра­боту. Здесь при­нима­ли вкла­ды от ле­ги­оне­ров в Во­ен­ную сбер­кассу, ко­торая сох­ра­нит сбе­реже­ния и вып­ла­тит их толь­ко на ро­дине. Здесь ку­ют да­леко иду­щие пла­ны пос­тро­ения на­шей хо­зяй­ствен­ной по­зиции в Си­бири и в Бан­ке Ле­гио, ко­торый бу­дет ор­га­низо­ван... Ду­шой это­го уп­равле­ния яв­ля­ет­ся под­вижный и энер­гичный май­ор Ф. Шип».

Основной задачей чехословацких войск, поставленной им военным штабом Антанты, была охрана транссибирской магистрали от Байкала до Омска. Об их карательных походах в поисках партизан подробно сообщается в российских изданиях о Гражданской войне в Восточной Сибири.

Например, жестокие бои произошли между красными и белочехами в районе Нижнеудинска. В сражении участвовало более 1000 бойцов с каждой стороны. Как при таких масштабах сражений, оценивать их «героическую и бескровную» дорогу домой? 16 августа 1918 г. на озере Байкал чехи напали на красногвардейскую Байкальскую флотилию и с помощью своей артиллерии, установленной на баржу, расстреливают и полностью сжигают гордость сибиряков – паром­ледокол «Байкал».

8 Декабря 1918 г. в Александровском централе под Иркутском политзаключенными было поднято восстание с целью побега. Побег не удался. Александровский гарнизон успел выставить пулеметы и преградить выход из тюрьмы. Восстание было подавлено белогвардейскими и чехословацкими частями с невиданной жестокостью. Чехами из Усолья была привезена 76 мм батарея. Из пушек стреляли по заключенным в упор. Пулеметы ставились в двери камер и расстреливали заключенных в упор. Бойня продолжалась 3 дня. От этого массового убийства погибло более 600 человек.

Совсем не случайно в памяти людей надолго сохранился образ «злых чехов», а от их памятников вскоре после их ухода не осталось никаких следов. Ниже, текст песни алтайских партизан (1919 г):

«Отец мой был природный пахарь,
А я работал вместе с ним.
На нас напали злые чехи,
Село родное подожгли.
Отца убили в первой схватке,
А мать живьем в костре сожгли…

Горит село, горит родное,
Горит вся родина моя!»
[1]

 

Предательски нарушив в мае 1918 г. договорённости с большевиками о невмешательстве во внутренние дела России и свергнув их власть, Чехословацкий корпус, став формальным иностранным военным союзником правительства Колчака, уже через год после оккупации всего Транссиба в декабре 1919 г. повторно совершает чёрное предательство уже по отношению к своему союзнику. 24 декабря 1919 г. в Иркутске чехи поддержали эсеровский антиколчаковский мятеж, воспрепятствовав его подавлению иркутским гарнизоном генерал-­майора Е.Г. Сычева. Эсеровский мятеж в Иркутске поставил в тяжёлое положение отступающую Сибирскую армию и предрешил судьбу Верховного правителя Колчака.

8 января 1920 г. чехи направили свой бронепоезд «Орлик» с эшелоном солдат против семёновцев в Михалево (30 км от Иркутска), позже после боя захватили дивизион бронепоездов: «Беспощадный», «Мститель», «Разрушитель» вместе с командующим генерал­майором Л.Н. Скипетровым в порту Байкал. Присвоили полковую кассу.

7 февраля 5­тысячный чешский контингент в ультимативной форме воспрепятствовал наступлению армии Войцеховского на Иркутск, эти вмешательства, решающим образом, повлияли на расклад сил противоборствующих русских сторон в Гражданской войне на востоке России.

 В книге "За свободу" обнаружилась редкая фотография сгоревшего штаба чехословацких войск в декабре 1919 г. на ул. Большая в Иркутске. Он располагался в доходном доме Я.К. Патушинского (на этом месте сейчас находится четырёхэтажный жилой дом К. Маркса, 5). Рядом с ним сохранился красный кирпичный дом (К. Маркса. 7в) с мемориальной доской на стене, в которой говорится, что в этом доходном доме Я.К. Патушинского в 1918 г. размещался революционный трибунал. Никаких упоминаний о размещении в этом здании в 1919 г. чехословацкого штаба ген. Сыровы нет, однако на фотографиях 1919 г. чешские флаги вывешаны на двух соседних друг с другом зданиях, - белом деревянном и красным кирпичным, которые судя по подписям к фото оба были доходными домами Я.К. Патушинского?

Все следы пребывания чехословацких войск в Иркутске канули в лету. Нет абсолютно ничего об их миссии в Иркутске 1918-1920 гг. в Краеведческом музее и в Музее города Иркутска, даже научные сотрудники в Доме-усадьбе Сукачёва, где летом и зимой 1919 г. проживал генерал Сыровы уже ничего об этом не знают. На лекциях, котороые я изредка читаю, люди удивлённо спрашивают, а что в Иркутске делали чехословацкие войска?

В Иркутской летописи, составленной Ю.П. Колмаковым упоминается пожар в штабе чехословацких войск. 8 декабря 1919 г. В доме Патушинского на Большой улице, где находились правление дежурного генерала, канцелярия генерала Я. Сыровы и Штаба чехословацких войск, в 8 часов утра возник пожар. Сильный огонь повредил передний фасад здания. Имущество и документация не пострадали

По приказу французского командования Чехословацкому корпусу поручалась охрана Сибирской магистрали в десятиверстной зоне по обе стороны полотна дороги в интересах союзников. Захватив всю Транссибирскую магистраль и получив над ней полный контроль, чехи полностью остановили своё движение, никуда уже выезжать не спешили, и их «долгая дорога домой» растянулась на два года, по словам чешского капитана Э. Кадлеца: «Мы остаемся и мы остаемся хозяевами Сибири»[1].


[1] РГВА. Ф. 1198 к. Оп. 1. Д. 989/5217. Л. 6.

Сохранившаяся после пожара в штабе 8 декабря 1919 г. карта дислокаций партизанских отрядов, пролежала более 100 лет в семейном архиве в личной папке адъютанта генерала Сыровы капитана Скацеля Прислана из Чехии.

Штабная карта из личного архива Скацела. "Дедушка любил, - пишет его внук - он брал и играл в карты: В штабе их приняли очень многие, как мне говорят. Карта просто лежала в папке с разными документами моего дедушки. Подписано майором Грабчиком и начальником разведки капитаном К? Обычно подписывался Клечандой, но тогда он был более высокого ранга, и это не подпись его. Сводка тоже от 15.11.1919". Карта содержит полную информацию по данным чешского штаба о количестве партизан вдоль Транссиба в Иркутской области на конец 1919 г. Публикуется впервые с любезного разрешения его внука Г. Скацела. Для историков по теме Гражданская война в Сибири и партизанское движение это очень ценный источник. Спасибо внуку Скацела сохранившему это военный документ и передавший его для публикации!

Правление Колчака, верховную власть которого признали все лидеры Белого движения, но так и не признал никто из союзников, было недолгим, уже через год после его провозглашения Верховным правителем России на управляемой им территории возник антиколчаковский партизанский фронт, направленный также против присутствия в Сбири его союзников - чехословацких войск. В результате белого террора, карательных экспедиций чехословацких легионеров по деревням в зоне Транссиба вся крестьянская Сибирь ополчилась против Колчака – в антиколчаковском народном движении к концу 1919 г. объединилось около 150 тыс. сибирских партизан (по донесениям американского консульства против крайне непопулярного колчаковского правительства было до 97 % сибиряков). Прилагаемая карта из чешского щтаба ген. Сыровы свидетельствует о массовом партизанском движении, направленном против Колчака и его союзников. Отдельные партизанские формирования превышали численность в 3000 бойцов.


[1] Пермяковский сборник. ОГИ, 2010 г., т. 2, с. 306.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.