ЗАГАДКА КАМЕННЫХ САРКОФАГОВ НА БАЙКАЛЕ

Текст и фото Сергей Волков

На западном побережье озера Байкал в его центральной части, где находится обширная Тажеранская степь, удобная для выпаса скота, и в окрестностях Малого Моря, особо богатого рыбными запасами, сохранились многочисленные материальные следы проживания на этой территории человека с древних времен. Здесь сконцентрировано наибольшее количество открытых археологических объектов, остатков каменных стен, следов железоплавильного производства, древних стоянок и захоронений. Среди этих объектов каменной летописи, одной из неразгаданных загадок, остаются внушительные каменные саркофаги, непонятного предназначения, аккуратно сложенные из вертикально поставленных больших плиточных камней, компактно сконцентрированные в местности Шракшура на юге Малого Моря. Своим внешним видом, а камни совсем не маленькие, некоторые из них можно поднять только вдвоём, мне они показались похожими на стены Мани, сложенные подобным образом из камней в Тибете. По буддийской традиции в святых местах на них возлагают плоские камни с выбитыми или выгравированным на них просьбами к богам или мантрами. Практика гравировки на камнях известна лишь в Тибете и в культурах древних обитателей Анд в Южной Америке на камнях Ики.

Каменный саркофаг в местности Шракшура. Западное побережье Байкала

Если бы подобные гравированные камни обнаружили на байкальских пьедесталах, это помогло бы точно установить их предназначение, но никаких камней с надписями здесь не нашли, а местное население не сохранило в памяти преданий о предназначении этих каменных объектов. Их изучали археологи, разбирали кладку на отдельные камни, обнаружили под ними следы кострищ, но не нашли внутри следов захоронений, поэтому остановились на предположении, что плиточные прямоугольных сооружения из камней – пьедесталы, высотой около метра, предположительно культовые капища, так называемые «жертвенные комплексы», так как другого объяснения их предназначения пока дать не могут. Возможно это верно, возможно нет. Культовые места принято традиционно отмечать подношениями, но здесь не обнаружено никаких следов даров – ни старых, ни современных, нет ни монет, ни черепков разбитой обрядовой посуды. К тому же рядом с этими грудами камней нет никаких почитаемых святынь, а по обыкновению подобные каменные алтари, куда клали подношения, сооружались не в чистом поле, а у подножия особо почитаемых мест силы.

Если это шатровые захоронения, то где могилы с костными останками. Известно, например, монголы смещали каменный керексур над захоронением в сторону, чтобы затруднить поиски могилы. Может оказаться, что на самом деле это памятники над захоронениями, которые могут находиться глубже в земле, чем раскапывали археологи, левее или правее каменных кладок на поверхности земли. Находятся они на западном берегу залива Мухур рядом с дорогой, справа на пути от Черноруда к Сарме и отлично видны из окна автомобиля. Интересно отметить, что лет двадцать назад, параллельно автомобильной дороги в этом месте были видны также типичные для захоронений вертикально вкопанные в землю «сторожевые камни» в углах каменных линий, и следы этих линий шириной до4 метров, аккуратно выложенные крупными камнями, которые терялась через сотню метров в болоте. Сейчас эти камни едва заметны. В густом лесу встречаются ещё другие большие шатровые каменные сооружения, напоминавшие пирамидальные груды камней, типа центральноазиатских обоо, только сложены они не из маленьких камней, а из довольно больших и тяжёлых каменных глыб. Они уже сильно скрыты от взора большими деревьями и кустарником. Их много. Учёные предполагают, что это древний жертвенный комплекс, состоящий из большого числа наземных кладок различного размера из крупных камней. Однако, несколько странно на мой взгляд выглядит его месторасположение, он находится в заболоченном распадке, где протекает ручей, воды в котором в прошлом было больше, а не на вершине какого-либо сухого возвышения, где традиционно всегда устраивались святилища и захоронения. Место в распадке, подпитываемое водами ручья, больше подходит для обустройства пастбища, чем для жертвенного комплекса с захоронениями в сырой земле. Если принять во внимание аналогичные каменные объекты, известные на смежных территориях, например, севернее на побережье Малого Моря, на луговой равнине рядом с деревней Зама, где местные жители ещё помнят, что камни собрали в кучи их деды для расчистки постоянных мест сенокоса и пастбищ для более обильного роста травы – версия предназначения каменных пьедесталов в местности Шракшура может быть вполне прозаической. Такие большие приусадебные участки земли, расчищенные от камней и собранные в кучи, где всю зиму бродит скот, по-бурятски именуются утуг.

Внутри каменный саркофаг Шракшура, длиной до4 ми высотой до1,5 м, доверху заполнен мелкими обломками, он имеют две, выложенные из камней камеры с костями различных животных. Учёные относят эту каменную загадку к стыку курыканской и раннебурятской эпох.

Доктор исторических наук А. Тиваненко в книге «Древние боги Байкала» пишет: «По внешнему виду эти памятники можно принять за кучи камней, собранных при расчистке сенокосного или пастбищного угодья. Однако местные буряты не признают их таковыми и не знают, кто и в какое время их соорудил. «Жертвенные комплексы» состоят из большого числа наземных кладок различного размера, овально вытянутой формы. Средние их размеры составляют 3–3,70×2,10–2,88 м при высоте 1,5 м. Большинство каменных ящиков внутри доверху заполнены мелкими обломками, а в планировке соблюдены подобия коридоров и проходов между сооружениями. При этом в центре занимаемой территории всегда выделяется один или несколько кладок особо крупных размеров. Состоят из трех видов капищ: алтари, жертвенные очаги и «кладки». Алтари отличаются более сложной конструкцией и имеют четкий вид каменных ящиков с двумя камерами. Заполнены жжеными костями животных. Очаги в основном розеточного типа из камней вокруг зольника с остатками жертвенных приношений. Под «кладками» подразумеваются овальные сооружения из плотно уложенных друг на друга нескольких слоев каменных плит, но они также заполнены костями жертвенных животных. Сосредоточение этих каменных сооружений в компактном месте пока не находит объяснения, но разгадка может исходить из названия самого залива Мухур. Как указывал П.П. Баторов (1920 г.) такие объекты именовались мухар-ширэ – «престол» (то есть жертвенник, на котором жгли головы, ноги и кости жертвенных животных и относились к числу стационарных долголетних культовых капищ общеплеменного значения.

Среди всех археологических объектов в Приольхонье эти каменные сооружения достаточно сложно датировать в связи с отсутствием в некоторых из них археологического материала. Присутствие в кладках следов многократных кострищ и обожжённых костей домашних и диких животных, в т.ч. нерпы, отсутствие на этих площадях древних стоянок – послужило основанием отнести их к жертвенникам, связав с культом почитания предков и духов местности. Традиционно плоские каменные кладки датируются широким хронологическим периодом между V и XIV вв. Нахождение плоских каменных кладок в Приольхонье достаточно частое явление. На этой территории исследовано более 200 подобных сооружений. Среди них наиболее известны Шракшура I, Хужир-Нугэ VII, Базарная II.

Для чего предназначались эти каменные саркофаги и когда они были построены остаётся загадкой. Для привлечения интереса к этим объектам можно озвучить ещё одну интересную версию. В «Сокровенном сказании монголов» говорится, что предки Чингисхана прибыли в Баргуджин-Токум переплыв Внутреннее море, а Чингисхан завещал похоронить себя на родине предков. Кого привезли на западный берег Байкала для захоронения монголы, оставившие после погребального обряда, напротив этого жертвенного места, на противоположном берегу Малого Моря, большой металлический котёл с конской головой на мысе Кобылья Голова острова Ольхон?

Ниже фрагмент научной статьи об изучении этих каменных саркофагов с перечнем обнаруженных в них фрагментов костей животных, не дающей ответа на главный вопрос для чего они предназначались.

 

Приложение, из научной статьи: ПЛОСКИЕ КАМЕННЫЕ ЖЕРТВЕННИКИ ПРИОЛЬХОНЬЯ (ОЗ. БАЙКАЛ). Т. Ю. Номоконова, Университет Британской Колумбии (Канада). О. И. Горюнова, Иркутская лаборатория археологии и палеоэкологии ИАЭТ СО РАН.

            Нахождение плоских каменных кладок, рассматриваемых как поминальные, жертвенные или ритуальные, в Приольхонье (западное побережье оз. Байкал от мыса Елохин до р. Большая Бугульдейка) достаточно частое явление [Горюнова, Свинин, 1995, 1996, 2000]. На этой территории исследовано более 200 подобных сооружений [Бердникова, Яковлева, Горюнова, 1989; Дашибалов, 1995; Харинский, 2001; Авраменко, Харинский, 2011]. Тем не менее среди всех археологических объектов в регионе эти конструкции достаточно сложно датировать и культурно идентифицировать в связи с частым отсутствием в них археологического материала или наличия не диагностируемых для хронологических построений изделий. Присутствие в кладках кострищ и фаунистических остатков, отсутствие на этих площадях древних стоянок – послужило основанием отнести их к жертвенникам, связав с культом почитания предков и духов местности. Традиционно плоские каменные кладки датируются в пределах широкого средневекового хронологического среза между V и XIV вв. С появлением радиоуглеродных датировок по плоским каменным кладкам значительно расширился хронологический диапазон их существования, охватывая все I тыс. н. э. [Авраменко, Харинский, 2011; Харинский, 2001]. Однако большинство плоских каменных сооружений из-за отсутствия датирующих материалов и радиоуглеродных датировок традиционно относятся ко 2-й пол. I тыс. н. э. 

Раскопки объекта проведены отрядом экспедиции ИЛАП ИАЭТ СО РАН - ИГУ в 2006 г. В результате вскрыты 4 плоские овальные кладки: № 1-2, 5-6 (кладки, обозначенные как № 3 и № 4, оказались естественными скоплениями камней). По конструкции и составу археологического материала искусственные сооружения ориентировочно были датированы V–X V вв. [Горюнова, Батракова, 2009].

Кладка № 1 – сплошная, овальной формы, размерами 2,18x1,49 м, ориентированная большей стороной по линии С-Ю (рис. 2, 7). Сооружение состояло из крупных плит, уложенных в 1–2 слоя плашмя или под наклоном (до 30–45°). Археологический материал обнаружен в кладке и под ней. Среди находок отмечены: 20 фрагментов гладкостенной керамики с толстыми стенками от одного плоскодонного сосуда (керамика без орнамента), галька-отбойник, 10 криц и 7 костей неопределимых млекопитающих (Mammalia), из которых один фрагмент лопатки и одна кость со следами жжения. Под кладкой зафиксированы отдельные угольки.

Объект находится на южном склоне горы, расположенной в основании мыса Шракшура (в 0,7–0,8 км к северо-северо-западу от его оконечности), на северо-западном побережье Мухорского залива Малого Моря оз. Байкал, в 5,8 км к северо-востоку от пос. Черноруд. Высота его размещения – 52 м над уровнем Байкала. В его составе 2 каменные кладки, сооруженные рядом друг с другом (на расстоянии менее 1 м). Они размещены на ровной площадке, по линии ССВ-ЮЮЗ. Предварительная датировка комплекса X–XIV вв. [Номоконова, 2001].

Кладка № 1 – сплошная, овальной формы, выложенная из плит в 2–3 слоя, плашмя (рис. 3,1). Ориентация сооружения большей стороной по линии ССВ-ЮЮЗ, размеры: 3,7x2,5 м. Археологический материал и остатки кострища зафиксированы непосредственно под кладкой. Среди находок фрагменты толстостенной керамики с гладкой поверхностью без орнамента от сосудов простой закрытой формы (104 фрагмента, возможно, от 2 сосудов). Один из них восстановлен графически. Сосуд простой закрытой формы с округлым дном (рис. 3, 2). Диаметр венчика – 28 см, наибольший диаметр тулова – 32 см, высота сосуда – 20 см. Остальной материал представлен железными изделиями: втульчатым крючком (рис. 3,4) и обломком плоской пластины с отверстием (рис. 3,3), 95 кусками крицы и 42 остатками фауны. Среди фаунистических остатков определены 7 костей нерпы, нижняя челюсть суслика (Urocitellus undulates), 32 фрагмента недиагностичных млеко­питающих (включая остатки зубов и ребер), коракоидрода сиг/омуль (Coregonus spp., возможно, сига, судя по размерам) и ребро рыбы (рис. 3,5). Кости нерпы принадлежат как минимум трем индивидуумам: половозрелой и двум особям возрастом до одного года. Элементы скелета представлены фрагментом черепа, бедренной костью, большой и малыми берцовыми костями и фалангами.

Кладка № 2 - овальной формы, сплошная, размерами 4,4x3,5 м (рис. 3, 6). Она выложена из плит в 2-3 слоя, плашмя. Ориентация кладки большей стороной по линии С-Ю. В северо-западной и юго-восточной ее концах плиты располагались наклонно (под углом 45–50°). В центре сооружения – плиты разрозненные. Под кладкой обнаружен археологический материал и три кострища размерами: № 1 - 0,25x0,20 м (мощность – 5 см), № 2 – 0,85x0,65 м (мощность – 6 см), № 3 – 0,65x0,40 м (мощность – 3 см). В заполнении кострищ отмечены неопределимые битые кости и фрагменты толстостенной керамики без орнамента. Археологический материал представлен: крицей – 107, остатками фауны – 59, обломками железных изделий – 4 (в основном недиагностичных и обломком стержня четырехугольного в сечении – рис. 3,8), фрагментами толстостенной керамики с гладкой поверхностью (22 экз.) от одного сосуда.

Так кто и зачем сложил эти камни в такие большие кучи? Ответа нет до сих пор.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.