Жертвенный алтарь - шаманское капище на горе Ехэ-Ёрдо

Статьи 1 февр. 2022 г.

Текст и фото Сергей Волков

На вершине горы Ехэ-Ёрдо есть жертвенный алтарь и капище под каменными плитами, о котором не знают даже современные приольхонские шаманы.

Точно сказать, практиковалось ли жертвоприношение рогатого скота на горе Ехе Ёрдо в древности, уже невозможно, но перед самой вершиной с западной, более пологой стороны, где обычно поднимались шаманы, есть одно любопытное место, спрятанное от посторонних глаз среди хаотичного нагромождения камней на южном склоне горы. Под двумя массивными 5-метровыми плоскими каменными плитами, судя по подложенным между ними большими камням, специально приподнятыми с помощью усилий многих людей на каменные подпорки, образовалась искусственная полость, достаточная для укрытия от дождя и посторонних глаз нескольких человек. Любопытно, что эта полость под большими плитами с одной стороны полностью закрыта, сложенной каменной стенкой, где могут расположиться несколько человек.

На Ёрдынских играх 2005 г. я показал это капище бурятским шаманам, они его увидели впервые, и никто из них ничего не мог о нём рассказать. При внимательном осмотре внутри были обнаружены засыпанные песком следы углей, осколки от разбитых бутылок водки, что свидетельствует о разжигании здесь огня и проведении обрядов совсем недавно. О сохранившейся среди современных бурят традиции приносить здесь в жертву баранов, свидетельствует факт обнаружения мной рядом с этим местом туши чёрного барана в 2004 г. Большая плоская плита с углублением по середине могла использоваться как жертвенный алтарь при проведении шаманского обряда. Ниже этого капища с западной стороны на крутом склоне горы накопился плодородный слой почвы, где растет колючий 2-метровый кустарник – карагана. Это единственное место на сопке Ехэ Ёрдо, где кустарник вырос до таких больших размеров, что косвенно указывает на внесение здесь в почву пищевых отходов после проведённых обрядов. На вершине горы сооружён современный каменный алтарь – положена небольшая каменная плита на груду камней для подношения монет.

Сохранилось устное предание о том, что богатый местный житель, дедушка-богач Дали-баян, проживавший в устье Анги, своим овцам не знал счета. Перед играми этот богач устилал шкурками белых ягнят все склоны священной сопки Ёрдо, и она становилась белоснежной, наподобие сверкающей мифической горы Сумеру. Белый цвет с древних времен считается священным среди бурят и монголов. Можно предположить, что устилание белыми шкурами вершины носило магический характер «очищения» и «освящения» сопки. Характерно, что во время праздника на вершину сопки поднимались только шаманы, больше никто не имел такого права.

Возрождение Ёрдынских игр вызвало интерес к происхождению корня ёрд в названии двух сопок в долине Анги, по имени которых получил название праздник.

Гипотеза о связи названия этой горы с уйгуро-финским корнем «ёрд» – «земля» (древнеисландское iord– «земля») и отождествлении духа – хозяйки горы Ёрдо со скандинавской богиней земли Iord на мой взгляд весьма спорная. В бурятских мифах нет никаких звуковых аналогий с именем скандинавского божества Ёрд. Рядом находится еще одна куполообразная возвышенность, именуемая местным населением Бага Ёрдо (малый выступ), которую при всем желании никак нельзя соотнести с «малой уйгуро-финской богиней земли», так как таковой просто не существует. Богиней земли в бурятских мифах значится Улгэн. Описанный в бурятских летописях обряд почитания богини земли Улгэн сильно отличается от содержания проводимых игр у горы Ехэ Ёрдо.

В классическом бурятско-русском словаре К.М. Черемисова есть перевод с бур. ёрдойхо – «торчать, выступать, выдававаться», «выступающий, торчащий перед глазами» (монг. ёрдойх и ёрдгор). Отсюда и название двух небольших куполообразных сопок в степной долине р. Анга Ехэ ёрдойхо и Бага ёрдойхо, и поэтому, нет никакой необходимости для толкования местных бурятских географических названий, переносить на байкальскую землю с удаленных территорий черкесского бога ветра Ёрд или уйгуро-финский корень «ёрд», не имеющих никакого отношения к байкальской земле. К тому же лингвисты обоснованно указывают, что скопление согласных в конце слова противоестественно для бурятского языка. Традиционное произношение бурятами названий сопок, звучит как – Ехе Ёрдо и Бага Ёрдо.

Подробнее, см. развёрнутый и полный текст:

ПРЕДАНИЯ О ГОРЕ ЕХЭ-ЁРДО
Текст и фото Сергей Волков ПРЕДАНИЯ О ГОРЕ ЕХЭ-ЁРДОГора Ехэ Ёрдо находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анги, в 9 км отпос. Еланцы (в 4 км от моста на дороге Еланцы – МРС через р. Ангу, ниже потечению). Она в одиночестве приметно возвышается среди ровной поверхности долиныи из-за прави…

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.