ЖЕРТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ – КАМЕННЫЕ ПЬЕДЕСТАЛЫ ШРАКШУРА
Текст и фото Сергей Волков
ЖЕРТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ – КАМЕННЫЕ ПЬЕДЕСТАЛЫ ШРАКШУРА
Пролив Малое Море в южной части сужается до узкого пролива Ольхонские Ворота, западнее которого находится большой мелководный залив с песчаными берегами – Мухур. Залив углубляется в сушу на 8 км и имеет среднюю глубину 4–5 м. В самом конце в него впадает река Кучелга. В переводе с бурятского мухур – «тупик, конец».
На берегах озера находится множество молитвенных и жертвенных мест, где совершалось поклонение Байкалу. С давних времен необычная мощь ветра из ущелья Сармы особо почиталась местным населением. Следы особого поклонения можно обнаружить в месте выхода реки Сарма из ущелья, где на левом берегу реки имеются древние рисунки на скале. В месте выхода Сармы из ущелья, в 2,5 км от пос. Сарма, у подножия Приморского хребта на левом берегу реки, в 1987 г. обнаружены древние рисунки, нанесенные красной охрой. Писаницы размером 1,7´2,0 м расположены под небольшим карнизом на ровных гранитных поверхностях, обращенных к юго-западу. Рисунки плохо сохранились и хорошо просматриваются только после увлажнения скал. Композиция их включает символ в виде трезубца, стилизованное изображение человека и аморфные пятна.
Рядом следы каменной стены, некогда преграждающей вход в ущелье и подобие святилища. Возможно, как и в другие сакральные ущелья Байкала, вход в сарминское ущелье, где обитал и откуда дул свирепый ветер для древнего человека был запретным, отсюда и отсутствие свидетельств о древней тропе по долине р. Сармы, туда просто существовал запрет ходить – было наложено шаманское табу на его посещение.
Ещё одной загадкой, хотя эти каменные жертвенные комплексы изучали учёные, остаётся большое скопление в одном компактном месте в местности Шракшура десятков плиточных прямоугольных сооружений из камня – пьедесталов, высотой около метра, предположительно культовых капищ, так называемых «жертвенные комплексы», так как другого объяснения их предназначения пока дать не могут. Находятся они на западном берегу залива Мухур непосредственно рядом с дорогой, справа на пути от Черноруда к Сарме и отлично видны из окна автомобиля. Параллельно автомобильной дороги видны таже следы широкой до 4 метров, выложенной по краям крупными камнями старой дороги к святилищу, которая теряется через сотню метров в болоте. В густом лесу встречаются ещё другие крупные плиточные и шатровые каменные сооружения, заросшие большими деревьями, что свидетельствует о почтённом возрасте этих каменных капищ. Учёные предполагают, что это древний жертвенный комплекс, состоящий из большого числа наземных кладок различного размера из крупных камней. Внутри каменная кладка, длиной до 4 м и высотой до 1,5 м, доверху заполнена мелкими обломками, некоторые из них имеют две, выложенные из камней камеры с костями различных животных. Местное население не сохранило в памяти преданий о предназначении этого места. Учёные относят эту каменную загадку к стыку курыканской и раннебурятской эпох.
Доктор исторических наук А. Тиваненко в книге «Древние боги Байкала» пишет: «По внешнему виду эти памятники можно принять за кучи камней, собранных при расчистке сенокосного или пастбищного угодья. Однако местные буряты не признают их таковыми и не знают, кто и в какое время их соорудил. «Жертвенные комплексы» состоят из большого числа наземных кладок различного размера, овально вытянутой формы. Средние их размеры составляют 3–3,70×2,10–2,88 м при высоте 1,5 м. Большинство каменных ящиков внутри доверху заполнены мелкими обломками, а в планировке соблюдены подобия коридоров и проходов между сооружениями. При этом в центре занимаемой территории всегда выделяется один или несколько кладок особо крупных размеров. Состоят из трех видов капищ: алтари, жертвенные очаги и «кладки». Алтари отличаются более сложной конструкцией и имеют четкий вид каменных ящиков с двумя камерами. Заполнены жжеными костями животных. Очаги в основном розеточного типа из камней вокруг зольника с остатками жертвенных приношений. Под «кладками» подразумеваются овальные сооружения из плотно уложенных друг на друга нескольких слоев каменных плит, но они также заполнены костями жертвенных животных. Сосредоточение этих каменных сооружений в компактном месте пока не находит пока объяснения, но разгадка может исходить из названия самого залива Мухор. Как указывал П.П. Баторов (1920 г.) такие объекты именовались мухар-ширэ – «престол» (то есть жертвенник, на котором жгли головы, ноги и кости жертвенных животных и относились к числу стационарных долголетних культовых капищ общеплеменного значения.
Среди всех археологических объектов в Приольхонье эти каменные сооружения достаточно сложно датировать в связи с отсутствием в некоторых из них археологического материала. Присутствие в кладках следов многократных кострищ и обозжённых костей домашних и диких животных, в т.ч. нерпы, отсутствие на этих площадях древних стоянок – послужило основанием отнести их к жертвенникам, связав с культом почитания предков и духов местности. Традиционно плоские каменные кладки датируются широким хронологическим периодом между V и XIV вв. Нахождение плоских каменных кладок в Приольхонье достаточно частое явление. На этой территории исследовано более 200 подобных сооружений. Среди них наиболее известны Шракшура I, Хужир-Нугэ VII, Базарная II.