БАРХАННЫЕ ПЕСКИ ХОНГОРЫН-ЭЛС

Фото 6 июля 2023 г.

Фото и текст Сергей Волков

САМЫЕ ВЫСОКИЕ БАРХАНЫ МОНГОЛИИ –ПЕСКИ ХОНГОРЫН-ЭЛС

Каждая наша экспедиция по Монголии, как правило, включает посещение знаковых, понравившихся нам ранее мест, которые надолго запоминаются и возникает желание увидеть их снова. Знаменитые песчаные барханы Хонгорын-Элс («Светло-рыжие пески») к югу от хребта Гурван-Сайханы-Уул простираются на 185 километров, из них непосредственно высокие барханы тянутся на 120 км. Это одни из самых красивых золотистых барханных песков Монголии, масштабное зрелище которых весьма непривычно для сибиряков, проживающих среди зелёных таёжных просторов. Здесь летом по южному жарко и сухо, другие краски, чем на синем Байкале и совершенно другой мир с верблюдами и цветущим сине-фиолетовым  тамариском на золотом песке барханов. Это достойная цель для путешествия!

На горизонте цель нашего путешествия - пески Хонгорын-Элс

Пески Хонгорын-Элс включены в территорию Гурван-Сайханы-Нурууского национального парка, который примыкает к Большому Гобийскому заповеднику. Решение организовать заповедник в Гоби (занимает площадь более 5300 тыс. га) было принято правительством Монголии в 1975 г. Сегодня он один из крупнейших в мире, имеет статус биосферного. Эти внушительные барханные пески шириной от 3 до 15 км самые большие и высокие в монгольской Гоби, их высота достигает 100–300 метров, привлекают путешественников со всего мира. У их подножия есть зеленеющий луг с кристально чистым родником и живописный сайр с водой. У подножия желтых барханов находится единственный в этой местности природный источник (N 43°45¢945 E 102°15¢561, высота над уровнем моря 1375 м) с прекрасной пресной водой и рядом на коротком расстоянии протекает мелководная, неожиданно широкая для песчаной местности, речка Хонгорын-Гол, выходящая из-под земли и вскоре полностью исчезающая под песками.Источник воды расположен в 4,5 км ниже турбазы «Жууалчин-Гоби-II». Проезд к роднику закрыт шлагбаумом и запрещающим въезд знаком.

Добраться до этих уединенных мест непросто и в наши дни. Путешествие от ближайшего аэропорта в Даланзадгаде (200 км) требует целого дня тряски в автомобиле по ухабам горной дороги через горный массив Гурван-Сайханы-Уул, а на автомобиле из Иркутска – около 7–9 дней и становится настоящим большим приключением. Гряда высоких песчаных барханов Хонгорын-Элс находятся по пути на Нэмэгэтинскую впадину, поэтому каждый год, в зависимости от маршрута, с разных сторон, мы заезжаем для ночевки рядом с этими красивыми барханами.

На юг, вдоль основания пустынных гор пролегают большие гряды песчаных дюн, которые трудны для пересечения на автомобилях. Свирепый весенний ветер каждый год меняет очертания дюн и заносит дороги. Через эти места проходил караванный путь, по которому проходили тибетские караваны и монгольские паломниками, идущие в Лхасу или возвращающиеся оттуда. Этим путем прошла в апреле 1927 года и знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, возглавляемая профессором Н. Рерихом.

В первый раз, когда мы достигли песков Хонгорын-Элс, у нас не было ни GPS, ни опыта ориентирования в Монголии. Тогда, вблизи песков, мы несколько дней плутали среди незнакомых гор и по обширным межгорным впадинам. В дневниках тех поездок сохранились записи о непрерывных поисках дороги.

Движемся по высохшему сайру. Абсолютное бездорожье, никаких следов автомашин. На скалах ущелья спугиваем стадо горных козлов – по-монгольски аргали. Успеваем насчитать 12 голов, прежде чем они исчезают из вида. Наконец, после очередного резкого поворота ущелье внезапно расширяется, и мы видим перед собой совершенно пустынную широкую межгорную котловину. Склоны гор сильно изрыты потоками воды, так что ехать, кроме как дальше по руслу, практически негде. По далеким вершинам гор на горизонте пытаемся определить свое местоположение на карте.

Уже в сумерках вплотную приблизились к пескам. Соответственно садимся на все четыре колеса, так, что кроме, коротких досок, которые мы специально везли с собой на такой случай, приходится подкладывать под колеса и походный стол, и разорванный картон от продуктовых ящиков. Провозились мы с полчаса, все ворчали, зачем мы сюда залезли. В этих местах в каждую поездку кто-нибудь обязательно садился и приходилось доставать лопаты. Однако, как бы глубоко машина не закапывалась в песок, после откапывания ее лопатами всегда удавалось поддомкратить машину и выехать из песка без помощи другой машины.

Пески Хонгорын-Элс - сплошное море барханных песков до горизонта

Перед нами едва ли не отвесно поднимаются величественные барханы Хонгорын-Элс совершенно необычное для нас, сибиряков, зрелище. У их подножия мы разбили лагерь и остановились на ночлег. Рано утром, в предрассветные сумерки, когда медленно угасают звезды, мы, закутавшись в теплые вещи, взобрались на вершину самого высокого песчаного барханы, чтобы встретить момент появления солнца из-за гор. Остывший за ночь песок – холодный, на нем не посидишь долго. Начинается утренний ветер, и песок струится вокруг ботинок. Синий купол небосвода чист, нет ни единого облака, не слышно никаких звуков, кроме завывания ветра в ушах и звона тишины. На восходе возникает редкое ощущение единства с миром – стремительно розовеющее небо и неуловимый момент кратковременного появления яркого золотистого цвета песков. Насыщенный золотистый цвет песков бывает не всегда, только при ясной погоде и синем-синем небосводе. Мы совершенно одни в этом обособленном песчаном царстве и долго любуемся непривычной для нас картиной сплошного моря песка, на создание которого природа потратила миллионы лет. Плавные линии барханов красиво получаются на фотографиях, но стоит задуть ветру, и идиллия быстро заканчивается. Дольки разрезанной дыни покрываются песком, а цифровые фотоаппараты приходится заворачивать от пыли в рубашку. О чудесах этих песков с древних времен рассказывается в легендах. Местные араты не раз слышали в ветреные дни чарующие мелодии, отчетливые удары барабанов, призывные голоса. Легенды рассказывают о погребённых под песком караванах и городах.

Недалеко от турбазы «Жуулчин-Гоби-II» в песках есть сайр (43°44,0 N и 102°22,3 E) с отвесным песчаным обрывом с восточной стороны, по которому можно пересечь пески на автомобиле. Эта дорога (35 км) ведет в Сэврэй, где есть автозаправочная станция. От Сэврэя уходят дороги в Нэмэгэтинскую впадину. Рядом с дорогой после Сэврэя, на почерневшей от пустынного загара скале, можно осмотреть наскальные рисунки, на которых видны фигуры охотников с луками и горные козлы (N 43°33,835 E 102°01,270).

Кроме автомобильного перехода через пески по сайру на Сэврэй можно попытаться объехать песчаные барханы. Одна из таких дорог была проложена нами в 2003 г. и огибает пески с востока, другая с запада – этот путь наиболее живописен, можно увидеть самые крупные и высокие барханы и маршрут проходит среди живописных саксаулов, некоторые из них выше автомобиля. Для проезда по этому пути лучше иметь проводника.

Постоянные участники 20-ти Гобийских экспедиций в сайре на переходе через пески

Начиная с Х в. необыкновенные чудеса мира удалённых стран стали описывать в особом жанре занимательной космографической литературы 'адха'иб – «Диковины суши и моря», где географические данные сочетаются с фрагментами мифов и фантастическими вымыслами. Своего наивысшего развития этот жанр достиг в космографиях XII–XIII вв., в книгах раннего средневековья встречается множество сказочных историй о песках гремучих, словно сирены завлекающие. Если идешь по ним – скрип раздаётся, если топнешь – ворчать, как собака, сердито будут, а при сильном ветре воют, как джины в пустыне. Никто не знает, кто это и откуда берется тот звук, о чудесах этих песков с древних времен рассказывается в легендах. Местные араты не раз слышали в ветреные дни чарующие мелодии, отчетливые удары барабанов, призывные голоса. В определенные дни песок необычайно скрипел, издавая звук ворчащей собаки, или начинал чисто звенеть, напоминая переливы флейты или звучания высоких нот органа. Говорят, что это происходит от перемещения песков. Ветер в песках Хонгорын-Элс постоянно дует с запада на восток и при сильном ветре отчетливо виден песчаный шлейф от вершины бархана в восточном направлении. Чем восточнее, тем ниже высота барханов. Самые высокие барханы находятся с западной стороны песков. Их несложно пересечь пешком. С вершины высоких барханов видно окончание песков с южной и северной стороны, а вот на восток они протянулись узкой полосой до самого горизонта. Их формирование продолжается и сегодня. Постоянно дующий с запада ветер засыпал на востоке знакомую нам дорогу, но об этом мы узнали только когда по ней поехали.

80 000 км по Монголии
PDF С. Волков. Фотоальбом 80 000 км по Монголии 2020 г. по заказу Тойота Центр Иркутск и в продажу не поступал. История 20-ти экспедиций по Монголии.
Подробнее о Монголии в моей книге Гобийские экспедиции. Доступна для покупки Авито-доставкой на Авито

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.