Первые свидетельства о народах, населявших обширную территорию за Каменным поясом Земли Русской (Урал) в ранних средневековых трудах фантастичны и скудны, что свидетельствует о слабой осведомлённости западноевропейских авторов об этой удалённой и малоизвестной восточной территории. И только в XVI–XVII вв. в известиях первых западноевропейских путешественников появляются более достоверные сведения о её коренных обитателях. Гравированные изображения, выполненные как самими авторами, так и профессиональными художниками, специально включаемыми для зарисовок с натуры в состав экспедиций, украшали публикуемые известия путешественников. Многие из этих старинных книг ныне стали библиографической редкостью, а те из них, которые были изданы только на иностранных языках, ныне практически недоступны для широкой читательской аудитории. Ниже извлечения из исторических описаний этнографических рисунков коренных народов Сибири, дающих наглядное представление о быте и традиционной национальной одежде. В трудах западно-европейских путешественников и учёных XIII–XVII вв. для иллюстраций об их путешествиях по Сибири использовались великолепные литографии и акварельные рисунки, выполненные талантливыми рисовальщиками и художниками, дающие детальное представление о быте коренных народов и географических особенностях неизведанных земель. Авторство большинства иллюстраций, например, из «Путешествия» Избранта Идеса, трудов «Тартария» Н. Витсена остаётся неизвестным.
ГДЕ НАХОДИТСЯ СВЯЩЕННАЯ ГОРА
В книге Избранта Идеса» (1704): «Способ и место принесения клятвы. Когда им необходимо принести друг другу клятву, они отправляются к озеру Байкал, где находится гора, почитаемая ими как священная, до которой можно доехать в два дня. На этой высокой горе они произносят торжественную клятву; по их мнению, тому, кто клянется ложно, не сойти с горы живым. Гору, чтят они уже много лет, здесь же часто убивают и приносят в жертву скот».
В книге Николааса Витсена (1692):«Когда они произносят клятву, то отправляются к священной горе около Байкала, где и клянутся. Они считают, что произносящий ложную клятву оттуда не возвратится. Там же они приносят в жертву разный скот».
Комментарий: Это не может быть гора в Тунке или на острове Ольхон, как об этом написано в научном комментарии к тексту, так как ехать до них в XVII веке надо было больше недели. По продолжительности 2-х дневного пути это может быть гора только в истоке Ангары, напротив особо почитаемого камня Шаман, ныне носящая название Камень Черского. К сожалению установить её предшествующее название пока не удаётся.
Сухопутная дорога от Иркутска до Листвянки была утомительной, и когда после дождей поднималась вода, сообщение прерывалось на несколько дней. На путь вверх по реке из-за стремительного и мощного течения уходило до недели.
Лиственничное Зимовье, отстоящая почти на 9 геогр. миль (61 верста) к югу от Иркутска, ...чтобы проплыть это небольшое расстояние вверх по реке, судно, на котором Георги совершал плавание по Байкалу, полудащаник (т.е. плоскодонное судно, подднимающее до 1000 пудов груза), употребило восемь дней" (Риттер, Землеведение Азии. т.6, 1879 г.).
О горящей трещине-пещере
В книге Избранта Идеса» (1704): «Выше Иркутска, неподалеку от города, к западу, находится пещера, которая некогда извергала пламя; но из нее в настоящее время выходит лишь небольшой дым. Местные жители рассказывали мне, что в ней в течение многих лет держался огонь и что погас он лишь недавно. Так как почти каждую осень в этих краях случаются землетрясения, хотя и без больших разрушений, я полагаю, что эта пламенеющая пещера благодаря им закрылась, ибо она представляет собою не что иное, как большую трещину в плотном грунте, в коем некогда, по-видимому, залегали некоторые легко воспламеняющиеся жилы, ныне выгоревшие. Тем не менее даже теперь, если глубоко воткнешь в это отверстие палку и станешь шевелить ею пепел, оттуда исходит еще некоторый жар. Неподалеку от этого места я видел большой монастырь, у подножия которого в реку Ангару впадает река Иркут; по имени ее назван город».
В другом переводе: «Горящая пещера. Напротив города, на восточной стороне, находится горящая пещера, которая в течение нескольких лет очень сильно пылала, но теперь как будто погасла, ибо из нее или очень мало идет дыма или совсем не идет. Это довольно большая расщелина в скале, откуда ранее выбивался сильный огонь, который теперь как будто заглох; но если воткнуть в расщелину длинную палку, то она делается горячей. Против города лежит красивый монастырь, как раз в том месте, где река Иркут, по имени которой назван город, впадает в Ангару недалеко от Байкала. Осенью здесь часто ощущаются землетрясения, приносящие, однако, мало вреда».
В книге Витсена (1692) также упоминается горение вблизи Иркутска: «очевидцы рассказывали мне, что видели недалеко от озера Байкал огненные болота». Все последующие путешественники также упоминали об этой горящей пещере, однако европейский путешественник Л. Ланг пишет в дневниках 1715–1716 гг., что горящей пещеры около Иркутска, о которой писал И. Идес, больше не видно. Хотя, как сказано, со слов Избранда, «об этой пещере или трещине в земле около Иркутска упоминают положительно, кажется, все авторы, писавшие в конце XVII и XVIII вв. об Иркутске».
Комментарий: О продолжительном горении какой пещеры вблизи Иркутска идёт речь в тексте научного комментария нет. Спелеологи также не смогли найти никаких следов этой пещеры у мркутска. Возможно это горели торфяникм в долине реки Ушаковка вблизи Иркутска.
Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.