МАНАСАРОВАР - ГЛАВНОЕ СВЯЩЕННОЕ ОЗЕРО ТИБЕТА
Текст Сергей Волков
Перед Кайласом лежат два священных озера-близнеца Ракшас Тцо (Лангацо, La'nga Co) и Манасаровар. Первое из них по своей форме напоминает ущербную луну, второе – полную луну. Озеро Манасаровар по форме точнее напоминает грушу; длина – 26 км, ширина – 21 км. Оно приобрело статус священного благодаря сочетанию мифологических, религиозных и природных факторов, особо благоприятных для медитативных практик и духовного обновления на его берегах (божественная красота, отражение снежных вершин в бирюзовой воде, гнездование на нём белых лебедей, подчёркивающих чистоту, божественность и гармонию места). В индуизме озеро считается творением бога-творца Брахмы, который сначала задумал его в своём разуме («манас»), а затем воплотил на земле («саровар» – озеро). Считается, что святая вода Манасаровара способна очистить души людей от всех грехов и дарует духовное освобождение (мокшу). Это старейшее и самое священное место среди всех святых мест буддизма, индуизма и религии бон. Это идеальное озеро души, Шангри-Ла богов. Согласно текста путеводителя в Шамбалу, её столица– Калапа находилась между двумя озёрами: «с запада и востока его лежат два луноподобных озера: «Белых лотосов» и «Подобное уму», которое обладает свойством показывать образы, соответствующие содержанию сознания того, кто в него смотрит» (Манас и Лангацо). Сообщение между Калапой и девяносто шестью провинциями Шамбалы осуществлялось с помощью жезла, называемого «обладающий силой ума», достаточно было взять такой жезл в руку и лишь представить в уме место, в которое нужно попасть, как в миг оказываешься там.
Вода одного из озёр – соленая и черная, другого – пресная и прозрачная. Гора Гангдисе и озеро Манасаровар известны как «Святая гора и Священное озеро». Озеро Манасаровар находится на высоте 4590 м на обширном выровненном высокогорном плато Тибетского нагорья между Кайласом и самым высоким в центральных Гималаях снежным горным массивом Гурла-Мандхата (7694 м), эффектно отражающимся в бирюзовых лоснящихся на солнце недвижимых водах озера. Это самый высокогорный пресноводный водоем в мире с фантастически прозрачной водой (видимость до 14 метров), сквозь которую можно рассмотреть камешки на дне и плавающих рыб. На его берегах продолжительное время медитировали известные йогины и духовные учителя, в силу этого эта местность приобрела чудесные свойства и стала священной.
С незапамятных времен к Манасаровару приходят паломники со всей Азии для поклонгения святыне и очищения души. Они совершают кору (тиртха-янтра) – ритуальный обход вокруг озера длиной 82–90 км, который проходят пешком за 4 дня. На берегах Манасаровара расположены древние монастыри, самый известный из которых – Чиу Гомпа, принадлежащий школе Ньингма тибетского буддизма. Манасаровар окружают восемь буддийских монастырей. Маршрут коры вокруг озера и его исторические достопримечательности подробно описаны в путеводителе «Тибет», автор которого Алексей Перчуков досконально исследовал и лично прошёл все коры вокруг Кайласа и Манасаровара, рекомендую обязательно ознакомиться с путеводителем перед поздкой на Крышу мира.

В санскритской лирической поэме «Мегхадута» («Облако-вестник»), написанной в VI веке Калидасой, одним из самых выдающихся поэтов санскритской литературы, впервые разработана тема поклонения святыням – полёт облака к Кайласу и Манасаровару. О священном озере Калидаса говорил так: «Когда вода Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нём, он отойдёт в рай Брахмы. Кто пьёт его воды, отойдёт в рай Шивы и будет освобождён от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдёт в рай Брахмы. Его воды – жемчуг». Но вода в нем не просто пресная; анализы подтверждают, что она необычайно чиста и остается такой уже много тысячелетий.
Манасаровар – настоящий рай на земле. Полагают, что в этом озере цветут огромные лотосы, а по его поверхности плавают божественные лебеди, поющие восхитительными голосами. Вокруг озера произрастают сотни видов лекарственных трав. Вода в озере кристально прозрачна. Согласно буддийским легендам, святая вода в озере может смыть грехи. Чтобы очиститься от грехов, они босыми идут вокруг озера, омываются в его чистой холодной воде, пьют ее и набирают во фляги, чтобы отнести домой и поделиться с родственниками и друзьями.
Предания рассказывают, что в белом озере лежит волшебный ключ, который открывает потайную дверь горы Кайлас, ведущую в долину мудрецов внутри горы, в Шамбалу. По убеждению мистиков, над ашрамами святых сияет аура (духовная энергия), которая иногда становится видимой для людей. Северную дверь Кайласа, можно увидеть с реки Дронглунг До.
Учение Агни-Йоги, согласно махатмы Мориа, «дано в Долине Людей, самых мудрых на земле, в долине Брахмапутры, которая берет свое начало из озера Великих Нагов. Где-то здесь до сих пор находится древняя башня с редкостной библиотекой знаний, недра которой породили поколения бодхисатв». Озеро Манасаровар известно под именем Озера Великих Нагов. По преданию, на больших цветах и листьях лотоса, плавающих на водной глади этого озера, любят отдыхать великие наги – сверхъестественные махатмы Шамбалы. Их фигуры с лучезарным нимбом вокруг головы часто видят местные жители.
Озеро также является летним жилищем священных белых птиц – лебедей. В ведической литературе лебеди упоминаются как существа, обладающие особыми способностями, например, способностью выбирать жемчужины из молока. Летом они обитают на озере Манасаровар, а зимой мигрируют на юг в индийские озёра. Когда величественный снежный массив Гурла Мандхата отражается в лоснящейся на солнце синеве озера, а по водной глади неспешно плывут стаи грациозных белых лебедей, в полной тишине слышатся их тихие клёкоты и редкие удары крыльев о воду – в эти мгновения приходит ощущение полного растворения в первозданной красоте.
Свен Гедин, первый европеец посетивший озеро в 1907–1908 гг., оставил о нём в своём дневнике восторженный отзыв: «Я в высшей степени наслаждаюсь путешествием, и не помню ни одного из своих впечатлений во время длительных скитаний по Азии, которое могло бы сравниться с неотразимой красотой этого ночного плавания. Две стаи гусей плавают по поверхности воды, создавая расходящуюся рябь волн. Вокруг стоит неописуемая тишина – неземная, прозрачная, эфемерная, и настолько тонкая, и нежная, что я едва смею дышать. Никакое богослужение, свадебный марш, гимн победы или панихида не производили на меня более глубокого и могущественного впечатления. Чудесное, манящее и пленительное Озеро! Объект истории и легенд, глазное яблоко богов и людей, отрада для утомлённого, мечта паломника, самое святое из всех священных озёр, ты, Тсо-Маванг – озеро озёр. Пуп древней Азии, где среди огромных вершин берут начало четыре самых знаменитые реки мира: Брахмапутра, Инд, Сатледж и Ганг… Манасаровар – это жемчужина среди всех озёр мира. Что же это за чудесное озеро! У меня нет слов, чтобы описать его. Я никогда его не забуду, до последнего своего дня, оно и сейчас живёт у меня в памяти как легенда, поэма и песнь. Я не припомню ничего такого из своего опыта, что могло бы сравниться с потрясающей красотой этого ночного путешествия[1]».
Индийский аскет Свами Пранавананда провел на южном берегу Манасаровара более двух лет в 1943–44 гг. в качестве обитателя монастыря Туголхо и совершил 24 обхода озера. О своём пребывании на берегах священного озера он оставил восторженные и эмоциональные записи: «Он был ошеломлен видом Священного Кайласа на северо-западе, пронзающего синее небо и окрашенного в янтарные одежды раннего утреннего солнца (которое еще не достигло других мест) и возвышающегося над Священным озером во всем величии и достоинстве, очаровывая даже неодушевленное творение. Ни одна овца или ягненок на овчарне не блеяли. Пока он размышлял о великолепии и всепоглощающей красоте Священной горы, она быстро сменила несколько одежд разных цветов и оттенков и в конце концов остановилась на обычном вечном серебряном одеянии, которое отражалось в ясном и спокойном голубом зеркале среднего озера. Ослепленный зрелищем, он опустил глаза к озеру, которое было прямо перед ним. Первый же взгляд на Священное озеро заставил его на некоторое время забыть о себе и даже об озере, и к тому времени, как он снова смог увидеть озеро, солнце уже поднялось достаточно высоко на восточном горизонте. Более чем на милю от берега вода в озере была заморожена молочно-белым льдом. Это было незабываемое и запоминающееся зрелище – середина озера живописно с незамерзающей темно-синей водой, совершенно спокойной и безмятежной, отражающей Кайлас, снежную шапку пика Понри и ослепительные лучи утреннего солнца. О! Как же он был счастлив! Он совершенно не может описать блаженство, которым он наслаждался, и мистическое очарование чарующего озера. «Страхи радости стекали по щекам, только чтобы застыть на парапете». Повсюду царила гробовая тишина. Подобно вечной тишине Нирваны, вокруг царила совершенная тишина. Какое существо могло быть на земле, которое не почувствовало бы и не слилось бы с этой возвышенной безмятежностью тишины Всемогущего? Он прислонился к парапету террасы и застыл, остолбенев от самого захватывающего великолепия и блеска возвышенной безмятежности духовной ауры двух самых святых мест на земле. Как же ему повезло, что он оказался под таким чудесным очарованием! Затем он потерялся в себе»[1].
«Середина озера спокойна и чиста, как зеркало, отражая серебристый клон Кайласа, если смотреть с южной стороны, или гигантские головы Мандхаты, если смотреть с северо-востока. В полнолуние, когда полная луна в зените, картина просто неописуема. На закате весь хребет Кайласа на севере внезапно превращается в огненную область, бросая наблюдателя в заклинание транса, и к тому времени, как он приходит в сознание, он видит только серебристую вершину перед собой. В другой раз, во время заката, вся Мандхата охвачена огнем, и ужасное пламя с клубящимися столбами дыма поднимается на западе, только чтобы очень скоро быть погребённым в глубинах бездонной тьмы; сцена просто завораживает. Иногда утро золотит вершины Кайласа и Мандхаты или изливает расплавленное золото на Священное озеро; ещё в другое время последние затяжные лучи заходящего солнца золотят снежные хребты, вид которых очень приятен и успокаивает как для глаз, так и для ума. В другом случае весь регион Кайлас-Манас был полностью покрыт толстым слоем снега с головы до ног, так что невозможно было отличить, где дом, где озеро, где земля, где земля. Нельзя отличить дом от палатки, озеро от земли, землю от ямы, холм от куста. Лунная ночь с ясным небом не поддается описанию и становится просто завораживающей. Возможно, лунный свет ярче всего на Тибетском нагорье»[2].

«Вокруг Святого Манасаровара растут семь рядов деревьев, и в нем находится большой дворец, в котором обитает царь Нагов (богов-змей), а поверхность озера подобна дуге с огромным вечнозелёным деревом джамболан (дерево богов), раскинувшимся во всю ширь неба, посередине озера. Спелые плоды обогащенные сладким, ароматом наливаются, как глиняные горшки. Падая в воду, плоды издают звук «джам», поэтому окружающая область земли называется «Джамбу-линг», Джамбу-двипа индуистских Пуран. Некоторые из плодов, упавших в озеро, поедаются Нагами, а остальные становятся золотом и опускаются на дно»[3].
[1] Swami Pranavananda. Kailas-Manasarovar, 1st ed. Calcutta: S.P. League, Ltd., 1949 г. – с. 29.
[2] Там же, – с. 22.
[3] Там же, – с. 9.
Озеро Манасаровар в индуизме, как и в буддизме, также священно, его воды лежат в тени великого Кайласа, это – озеро, рожденное в уме Бога. Оно было создано, чтобы показать могущество и величие манаса (ума) Бога-Брахмы. Изначально озеро называлось Манаса-сара, на тибетском название озера звучит как Мадро, «озеро прохладных вод» или Мапам-юмцо, «Непобедимое Озеро». Озеро также тесно связано с Шивой, чья обитель – гора Кайлас – возвышается рядом. Индуисты верят, что Шива и его жена Парвати омывались в Манасароваре, а само озеро – это шакти-питха, место, где упала правая ладонь Сати Деви.
По религиозным представлениям, озеро вместе с обителями символизирует образ великого Колеса жизни с восемью спицами. Верующие совершают здесь парикраму, священный обход, занимающий от четырех до шести дней. Предание гласит, что именно здесь находится земной рай, и в нем произрастают травы, лечащие от всех болезней духа и тела. Действительно, в окрестностях Манасаровара растет много видов лекарственных растений; здесь же бьют целебные радоновые источники. Само озеро богато форелью, карпами и другими пресноводными рыбами. Манасаровар – самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии. Кайлас и Манасаровар называются идеальной священной парой: мужское и женское начала, отец-небо и мать-земля. Считается, чтобы паломничество вокруг Кайласа было гармоничным, необходимо предварительно совершить кору – священный обход озера.
Всего в 3 км от озера Манасаровара на высоте 4752 м находится озеро Ракшас Тал («Озеро демонов»). Вода в озере соленая, на озере часто наблюдается заметная рябь на воде, по берегам почти отсутствует растительность. Сатледж вытекает из северо-западного угла Ракшас-Тала, где река настолько глубокая, что её нельзя пересечь вброд. Несмотря на свою непосредственную близость к озеру Манасаровар, Ракшастал не разделяет традиции поклонения со своим восточным соседом. Озеро Ракшастал, названное «дьявольским», считается резиденцией Раваны, десятиголового короля демонов Цейлона в индуистской мифологии. В буддизме озеро Манасаровар, круглое, как солнце, и озеро Ракшастал, имеющее форму полумесяца, считаются соответственно «яркостью» и «тьмой». В его соленой воде не растут водоросли и нет рыбы, что резко контрастирует с пресной водой озера Манасаровар (обитает 7 видов рыб).

Гурла-Мандхата расположена напротив горы Кайлас на противоположном берегу озера Манасаровар не является таким популярным местом паломничества, как Кайлас, но популярна среди альпинистов (на неё разрешены восхождения в отличие от священного Кайласа). Эти три объекта образуют сакральный треугольник, где:
· Кайлас считается обителью Шивы в индуизме и центром мироздания в бонской традиции.
· Манасаровар – одно из Трёх Священных Озёр Тибета, место для очистительных ритуалов и омовений.
· Гурла-Мандхата дополняет эту святую триаду, усиливая духовное значение региона.
В религии бон Гурла-Мандхата известна как Такри Трабо («Благословенная вершина, подобная тигру»). Она относится к Четырём Великим Несотворённым Горам Существования, где Кайлас (Тисе) считается самой важной. В древних текстах гора описывается как место, напоминающее индийского полосатого тигра, с вершиной, похожей на клыки молодого тигра, и средней частью из синего сланца, ясного, как небо. В старинном путеводителе Камчог Танзина «Зеркало Кайласа» упоминается, что на снежной горе Гурла Мандхата, пребывает Сарасвати – богиня мудрости, искусства, и красоты. Считается, что небесные дэвы спускаются купаться в озеро между 3 и 5 часами утра. «Озеро украшено различными, видами растений на его берегах обитают многие виды водоплавающих птиц, которые приятно поют. У каждого берега Манасаровара свои сокровища. На востоке – это пять видов драгоценного песка, на юге – пять видов благовоний, на севере – пять видов гальки с божественными символами и сакральными знаками»
При посещении священного озера рекомендуется: «Обратно нужно идти по той же самой дороге, которая ведёт к озеру, при необходимости останавливаясь по пути на отдых. Так как в этот паломнический маршрут обычно нелегко отправиться, то рекомендуется спокойно провести несколько дней в медитациях, либо у горы Кайлас, либо на берегах озера Манасаровар, откуда можно наслаждаться видом священной горы и совершить ритуальное омовение в Манасароваре. Паломнику или туристу не следует упускать возможность и извлечь максимальную благодать из этих святых мест, пробыв здесь, как минимум, несколько дней. Не следует проявлять чрезмерную поспешность. Паломники должны считать обязательным для себя каждый день выделять время для спокойной медитации и созерцания лазурной глади обворожительного озера. Забудьте ненадолго о времени и пространстве, поразмыслите над вопросами – Откуда начала свой путь Лодка нашего Жизненного Пути? Где Она сейчас? Куда Она направляется? Какова цель этого путешествия? Ради чего Оно совершается? И какова взаимосвязь между Лодкой и её Создателем?».
[1] Arnold Heiln and A. Gamer. Central Himalaya, Qeological obaervetione of swim expoditim 1836.