НАЙДЕННАЯ ШАМБАЛА. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ
Текст Сергей Волков
ТИБЕТ. НА КРЫШЕ МИРА
Кайлас и долина Гаруды. Здесь была Шамбала
Готовится к печати. 4-изд. 2025 г. с исправл. и доп.



Загадка местонахождения легендарной Шамбалы и ее поиски увлекли меня на многие годы. Начались они в начале 1990-х гг. в экспедициях по пустыне Гоби, где я впервые под звёздным небом у костра услышал о таинственной стране восточных мудрецов, надёжно спрятанной от непрошенных гостей, где-то в охранительной изоляции песков, а закончились на Крыше мира в Западном Тибете в долине Гаруды мифической реки Сита, которую разные исследователи не могли найти долгие годы. За двадцать пять лет путешествий по Центральной Азии мне удалось собрать увлекательные сведения о Тибете и легендарной Шамбале, организовать и провести двадцать экспедиций по всей Монголии (1990–2019 гг.), пересечь пустыню Такла-Макан в Китае, исследовать пещерные города в Западном Тибете, побывать на Памире. Экспедиционные маршруты по труднодоступным и малопосещаемым необычным местам, которые нам посчастливилось застать в первозданном состоянии, позволили испытать романтику открытий, найти там удивительные следы далёкого прошлого и редкие артефакты. С годами накапливалось всё больше полевого материала, анализируя который, стали понятны путанные описания пути в Шамбалу из буддийских дорожников и её возможное местоположение на старинной карте мира. Стало совершенно ясно, что первоначально в XI–XII вв. это была реальная буддийская страна за гималайским горами, куда ходили из Индии паломники и купеческие караваны, но со временем эту реальную историческую землю стали представлять чисто мифическим царством, по мнению религиозных тибетцев переместившуюся на набеса. Начиная примерно с ХI–XV вв. в Тибете начинает широко распространяться миф о Шамбале. В буддийском учении Калачакра её считают чистой землёй, особым раем, предназначенным для тех, кто находится на пути к просветлению: «Всякий, кто достигнет Шамбалы или родится там, уже не может упасть в более низкое состояние существования и достигнет нирваны либо в этой жизни, либо очень скоро после неё. Ламы добавляют, что Шамбала – единственная из чистых земель, которая существует на земле»[1].
Познакомившись с огромным массивом источников с различными сведениями о легендарном княжестве Шамбала, я стал думать, что скрывшееся во тьме веков мифическое царство буддистов находится ближе, чем многие думают. О её земном местонахождении просто забыли. Люди охотнее верят в скрытую от глаз небесную Шамбалу, чем в реально найденные руины её столицы. В поисках мифической Шамбалы, начиная со средних веков XX столетия, ламы и авторы многих опубликованных книг неоправдано отодвигали её местонахождение всё дальше от Тибета на север: сначала в горы Куньлунь – «страну Бессмертных», потом в Среднюю Азию и Сибирь, затем на берег Северно-Ледовитого океана и даже на Северный полюс. В истории такое случается, как, например, легендарная земля Баргуджин-Токум предков Чингисхана перемещалась в представлении людей от барабинской степи из Западной Сибири, сначала на восточный берег Байкала, а затем на Чукотку[2]. Чистая земля Шамбалы всё это время находилась рядом с Кайласом. После распространения буддизма в Тибете и искоренения бона память о стране Олмо (Шамбала), куда до VII в. свободно доходили караваны, у тибетцев была утрачена. В буддийских монастырях есть ранние тексты, в которых конкретно указано, что Шамбала располагалась южнее Кайласа на реке Сита, но уже с XVI– XVII вв. в знаменитых дорожниках в Шамбалу ламы обобщали все известные им сведения и описывали путь туда, ссылаясь исключительно на содержание своих мистических снов, и домысливали, что она возможно находится в Сибири или на другой планете. Поэтому бесполезно пытаться отождествить упомянутые в дорожниках географические названия, к тому же, возможно, неправильно переведённые с санскрита, с современными на картах. Описываемая география мало соответствует физическому миру, в повествование включены объекты, наблюдаемые в процессе глубокой медитации, озарениях и снах, так как тяжёлый путь в Шамбалу (высокие снежные перевалы, холод, голод, дикие звери, злобные духи и демоны) сопровождался обязательными специальными обрядами визуализации и сосредоточения на цели достижения в пути. Реальные объекты, видения из сна и озарения объединены в одном тексте, поэтому он недоступен для дешифровки. Попасть физически в Шамбалу из подобного сновидения лам вряд ли возможно, но можно найти местность, где располагалось Шамбала в древности – реальная страна, ушедшая в легенду.
Кьюнглунг Нулкар – пещерный город в Западном Тибете стал конечной точкой в этом многолетнем поиске. Серебряный дворец гаруды, так переводится это название, «Первоначальное святое место» в окружении термальных серных источников произвёл на меня неизгладимое впечатление. Это не просто пещерный комплекс – это священное место просветлённых махасиддхов, к которым шли за комментариями Калачакры. Здесь родился также прославленный учитель бон Тренпа Намка, его рождение, согласно летописей, произошло в стране Олмо, название которой в учении бон тождественно Шамбале. Если верить бонским текстам, хранящимся в местных храмах, Кьюнглунг Нулкар и есть та самая прародина священной Шамбалы, которую долгое время ищут ученые и путешественники. До меня здесь побывало совсем немного западных исследователей, доступ в этот приграничный с Индией район Тибета был открыт китайскими военными только в 2004 г. Сюда сразу же устремились любители приключений из разных стран. Увиденное в долине Гаруды так потрясло их, что австрийский путешественник Бруно Бауманн назвал этот найденный пещерный город «Атлантидой в Гималаях, последней открытой тайной Тибета», а тибетский проф. Намкай Норбу, одним из первых высказал предположение, что Кьюнглунг – найденная столица последнего короля Шангшунга. О тождестве земли Олмо, входившего в состав Верхнего Шангшунга, легендарной Шамбале упоминали раньше авторитетные востоковеды и тибетские ученые. Это место исследовал итальянский учёный Дж. Туччи ещё в 1935 г., однако руины Кьюнга ни с чем не отождествил. В конце 1990-х гг. были сделаны переводы новых бонских текстов из которых стали известны подробности истории Кьюнглунга – последней столицы королей Шангшунга.
В 2006 г. в числе первых европейских путешественников, сразу после снятия запрета китайских военных властей на посещение долины Гаруды в верховьях Сатледжа, мне с друзьями удалось посетить это малоизвестное место и подробно осмотреть древние пещерные руины Серебряного дворца Гаруды – Кьюнглунг Нулкара, уверенно отождествляемые сейчас со столицей Шангшунга, и даже возможно с буддийской Шамбалой. Чтобы полнее ощутить ауру этого легендарного места, мы провели здесь в полном одиночестве незабываемые, насыщенные яркими впечатлениями, полных пять дней, с упоением исследуя труднодоступные пещеры и много фотографируя. Нам сильно повезло, после утомительных переговоров в PSB по получению пермита (специального китайского пропуска с большой круглой красной печатью) мы получили разрешение на посещение этого, ранее закрытого для иностранцев, места. В то время эти руины никого не интересовали, автомобильной дороги к ним не было, они ещё не были отражены в путеводителях и не приобрели популярности как, например, уже ставшие широко известными, руины в Гуге. Ночевали мы, наблюдая за ярким звёздным небом непосредственно из пещерных проёмов, точно также как некогда жили древние жители этого совершенно забытого во времени столичного города древнего Шангшунга. После приобретения известности и описания в книгах руины Кьюнглунг Нулкара потеряли свои особые чудесные качества и превратились в обычное красивое место, доступное для всех желающих. Но мы застали их ещё неизвестными для мира, с занесёнными пылью реликвиями в пещерах, с ещё не пересохшими горячими источниками, и без металлических лестниц с перилами для туристов.
На момент нашего посещению Кьюнга в 2006 г. информации о нём было крайне мало, научный мир очень мало знал об истории существования Шангшунга и зачастую относил её к мифам. Лишь спустя десятилетия, после первых китайских археологических экспедиций и потрясающих находок, подтвердивших существование здесь древней культуры Шангшунга, появились первые книги и научные монографии, значительно расширившие представления об истории добуддийского Тибета. К началу 2025 г. на китайском и английском языках опубликованы десятки книг об исследовании Шангшунга. Ни одна из них пока не переведена на русский язык, но они доступны для ознакомления на языке оригинала в цифровом формате.
По возвращению домой об этом путешествии я написал книгу «Тибет. На крыше мира», изданную московским издательством «АСТ» дважды в 2008 и 2011 гг. С момента первой публикации этой книги прошло более 15 лет. За это время было опубликовано большое количество новых научных данных по результатам китайских археологических исследований на Цинхай-Тибетском плато, доказавших раннее процветание Шангшунга до начала возникновения истории Тибета, в научный оборот введены переводы, неизвестных ранее бонских текстов, в которых в частности упоминается Серебряный дворец гаруды, а появление современных нейронных сетей, с возможностью качественного перевода со всех языков, теперь позволяет легко знакомиться с большим массивом научных статей и PDF-книгами, изданными на английском, китайском и др. языках. Пришло время обновить текст. Собственно, я и не прекращал работу над ним. В 2020 г. я издал в Иркутске обновлённую и значительно расширенную редакцию книги под названием «Чистая земля Шамбалы. Тибет на крыше мира». Появившиеся новые сведения побудили меня в третий раз дополнить и обновить первую редакцию своёй, ранее изданной, книги «Чистая земля Шамбалы» с учётом введённых в научный оборот новых документов и научных фактов. Похоже, что существует магия возникновения неразрывной личной связи с знаковыми для человека местами посещений, для одних таким местом силы и притяжения становится священный Кайлас, для меня входными воротами в Шамбалу стал Серебряный дворец гаруды, куда очень похоже состоялось главное путешествие в моей жизни. В новой книге – дополнения по этой теме, интерес к которой сохраняется все эти годы.

Для большинства людей Шамбала по-прежнему остается символом духовных исканий, до сих пор не найденным мифическим царством просветленных мудрецов, расположенным где-то за пределами нашего физического мира, достигнуть которого могут только чистые помыслами и сердцем. В действительности все это не совсем правильно, вполне возможно, что местность Шамбуган (Шамбала, состоящая из 96 княжеств) уже давно найдена в долине Сатледжа (река Сита) и известна сейчас под названием королевство Гуге. Именно в этом главном месте в истории распространения буддизма в Тибете образовалось в древности королевство, где буддизм получил государственную поддержку и было возведено в XI–XII вв. 108 буддийских монастырей. Прекрасно сохранившиеся пещерные города и буддийские храмы здесь сконцентрированы в колоссальном количестве. Это – ключевой район для поиска легендарной земли мудрых Махатм. Определив местоположение реки Сита, на берегах которой в древности располагалась Шамбала, и историческое время её процветания можно найти точные указатели её местонахождения и доказательства её существования в древности. Среди множества придуманных людьми мифов о вымышленной буддийской стране существуют конкретные научные факты, говорящие о её реальности в древности, игнорировать которые будет неверно. Чтобы убедиться в правильности исторических описаний и своих выводов, а попутно опровергнуть еще одно утверждение, что Шамбала не может быть найдена на этой планете, я сложил рюкзак, сел в самолет и с двумя друзьями вылетел в Китай, чтобы проникнуть в Тибет и посетить легендарную землю. С большими приключениями, совсем несвойственными XXI в., без китайского пропуска – пермита мы тайно проникли в Тибет, где были вынуждены заплатить штраф за нелегальное проникновение, и получили вожделенные пропуска в секретную Долину Гаруды, до которой, как это не парадоксально звучит, оказывается можно доехать практически на обычном рейсовом автобусе, который ходит до населённого пункта, расположенного в нескольких километрах от пещерного города…
В статьях энциклопедий можно прочитать: «Шамбала – мифическая страна, находится севернее реки Сита (местоположение неизвестно) в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. В народных легендах Тибета и Гималаев Шамбала – своего рода рай на земле; это страна могущественных Махатм, или Великих Мастеров, которые управляют судьбами человечества. Большинство исследователей отождествляют легендарную реку Сита с Таримом, другие – с Сырдарьей. Хотя такое место в мире, которое представляет Шамбалу, и может существовать, оно не является реальной землей из некоего мифа. Считается, что Шамбала не может быть обнаружена на этой планете или даже в другом дальнем мире». Осмелюсь утверждать, что все от начала до конца в этих определениях неверно.
Начнем с того, что будет ошибочным считать страну мифической, если в официальной «Синей летописи» тибетского буддизма говорится, что в Шамбалу в XI–XIII вв. свободно ходили паломники вместе с купеческими караванами, и путь в которую описан в специальных «Дорожниках в Шамбалу». Да и как может быть страна, подарившая миру религию бон и Калачакру не существовать на самом деле. Реальность существования Шамбалы подтверждалась странниками и монахами, приносящими из Шамбалы священные буддийские рукописи. Количество подобных текстов из Шамбалы настолько значительно, что Далай-лама XIV однажды заметил: «Если такое множество текстов Калачакры прибыли из Шамбалы, как может страна быть только фантазией?»
Свидетельства об ее местоположении в древности имеются в бонских и буддийских текстах, карты этой страны до сих пор висят на стенах бонских монастырей, точно известно, что находилось это царство в правой части реки Ситы. Правильно определив местонахождение реки Ситы, можно уверенно обозначить расположение Шамбалы в древности. Не берусь утверждать, на основании каких источников и умозаключений, в умах исследователей возникли версии о тождестве легендарной Ситы современных рекам – Тариму и Сырдарье, мне таких подтверждений найти нигде не удалось. А вот о гималайской реке Сите свидетельства в исторических летописях есть. В ведический период Сатледж был известен индусам на санскрите как Sutudru, Sutudri, Sitadru, отсюда и сокращенное название реки Сита[3]. Удалось найти и другие доказательства, в том числе оригинал бонской карты в тибетском монастыре Гуругьям с указанием источника реки Сита, бьющего из глотки слона у подножия Кайласа. В древних текстах говорится, что река Сита вытекает из Химаванта (Гималаев) от ледника Кайласа и впадает в Западное море (Аравийское море). Этому описанию соответствует только единственная гималайская река – Сатледж.
В бонском тексте «gZer-mig» и «gZi-brjid» местоположение Шамбалы указано конкретно – в долине по течению реки Сита на юго-западе от Кайласа. Одним из самых авторитетных документов о Шамбале считается трактат панчен-ламы VI Лобсан Балдан Ешея «Источник десяти миллионов чудес», составленный в последней четверти XVIII столетия в Тибете. В нем говорится: «река Сита протекает, деля Джамбулин на южную и северную часть прямо по середине. Сейчас жители Индии называют эту реку Бхаста, позади (севернее) Кайласы – сторона Сумеру, впереди (южнее) – сторона реки Сита. На ее (стороны реки Сита) правой части (половине) имеется великая страна Шамбала».
Большинство исследователей ХХ века считали легендарный тибетский рай мудрецов – Шамбалу мифическим царством, не являющейся реальной исторической страной, которую нельзя обнаружить на нашей планете. Путешествие в Шамбалу – духовное, а не физическое, объясняли они. Шамбала невидима для духовно неподготовленных людей и лежит на границе физической реальности, подобно шарниру времени, соединяющему физический мир и мир запредельный. Попасть в нее могут только чистые сердцем, продвинутые йогины в совершенных снах и видениях. Однако, переводы бонских текстов, осуществленные в последние годы, говорят о Шамбале, как о реальной земной стране в прошлом. Последователи бон, древней добуддийской религии Тибета, заявляют, что в действительности Шамбала – это Олмолунгринг, Первоначальное Святое Место, родина их первого великого учителя Шенраба, источник их учения, которая в древности располагалась вокруг горы Кайлас, священной как для индусов, так и буддистов. Основываясь на указаниях этих древних текстов, Шамбала сегодня может быть идентифицирована с высокой степенью вероятности с местностью в Западном Тибете юго-западнее горы Кайлас, в длинной долине от Кьюнглунга до Гуге, где протекает бурный Сатледж. Главные духовные религиозные центры находились здесь во время процветания и могущества империи Шангшунг (приблизительно – с 600 г. до н.э. до VII в.) сначала в бонском Кьюнглунге, затем после его разрушения и упадка, главный духовный центр после распространения буддизма в Тибете переместился в буддийский монастырь Тхолинг западного тибетского королевства Гуге (866 г. – 1635 г.). Этот район, протянувшийся от тибетского Кьюнглунга до Гуге по долине Сатледжа с большим количеством слабо изученных пещерных городов вероятнее всего и стал прооброзом легендарной Шамбалы со своими 96 княжествами. На хронологической шкале время процветания легендарной Шамбалы может быть отнесено предположительно к периоду XI–XII вв. Маркерами времени её существования являются летописные упоминания Уддияны и Шамбалы как реальных стран, которые посещали торговые караваны и паломники в VII–XI вв., а также достоверные историчекие факты о дате распространения доктрины Калачакра в древнем Тибете. Основателем первой школы Калачакры, по тибетской традиции, считается Атиша (982–1054) – индийский ученый буддист, который в 1042 году прибыл в Западный Тибет по приглашению царей Гуге и провёл там три года, проповедуя в буддийском монастыре Тхолинга. В то время этот монастырчкий комплекс был самым влиятельным во всём регионе. В результате буддизм распространился по всему Тибету, а внутри учения Калачакра появился миф о Шамбале.
Вымышленная (небесная) страна Шамбала, также как полярная гора Меру, это – знакомые многим образованным людям слова и понятия, но недостижимые в действительности объекты на физическом плане нашей Земли. Достичь их можно только в своём воображении, практикуя Калачакру. Цель этого духовного поиска на пути к себе – перерождение в чистой земле, где все счастливы и не существует болезней и страдания. В крайне тяжёлых высокогорных условиях существования подобные размышления о чудесной земле помогали выживать глубоко религиозным тибетцам. Они верили, что когда-то очень давно жители Шамбалы, по мере успехов в процессе постижения Калачакры, стали сиддхами – йогинами, достигшими сверхобычных способностей. Вследствие этого их страна (спрятанная долина) обрела духовную чистоту и стала недоступной (невидимой) для обычных людей, хотя и находилась ранее где-то в нашем мире. В итоге длительного развития мифотворчества слава и величие реальной древней страны уже в средние века переплелись с вымышленной. Олмолунгринг – длинная долина Сатледжа, ставшая колыбелью добуддийской цивилизации Шангшунга, после своего исчезновения и забвения, по мнению тибетцев переместилось на небо и стала прообразом небесной Шамбалы. В бонских текстах конкретно говорится, что Олмолунгринг тождественна Шамбале. Легенда, возникшая в новой доктрине – буддийском учении Калачакра в 1027 г., превращает Шамбалу в обширную страну с 96 княжествами, её столичный город Калапа, согласно сакральной географии, в которой перемешаны реальные географические объекты и вымышленные, располагается южнее Великой Снежной (Кайлас). Для убедительности мифа в средние века буддийскими учёными сочиняется хронология царей Шамбалы, удлиняющая историю её существования вплоть до эпохи Будды Шакьямуни, поэтому ни одно из имён легендарных царей Шамбалы нельзя найти в существующих тибетских хрониках о реальных исторических царских династиях. Согласно этому списку, в наше время Шамбалой правит Ригдан XXI Анируддха (санскр. «Беспрепятственный», тибетский перевод имени – Магагба). Воцарился в Шамбале в 1927 г., будет править 100 лет. Однако, где он сейчас правит и существует ли он вне буддийской доктрины – большой вопрос.
В представлении тибетцев Шамбала – единственная из чистых земель, которая существует на земле. Достичь Шамбалы или родиться в ней – равносильно достижению нирваны при жизни. Сами тибетцы уже забыли о древних географических названиях и считают, что Шамбала, если и находилась в Тибете, то сейчас скрылась во времени и если искать ее, то нужно идти из Тибета на север – в таинственные горы Куньлунь, в Монголию, Синьцзян (северо-западная провинция Китая) или даже в Россию. Некоторые тибетцы думают, что для поиска недосягаемой страны нужно отправиться еще дальше на север. Споры о возможном точном месторасположении Шамбалы не утихали до последнего времени. Однако при всем этом разноречивом хоре разных мнений, если поинтересоваться о Шамбале у знающих бонских лам непосредственно в Тибете, то они вам покажут то место, которое раньше было Олмолунгрингом, известной на западе под именем – Шамбала. Для них нет никакой тайны Шамбалы, да сейчас она скрылась, как все исчезнувшие во времени древние страны и переместилась на небо, но ее следы на земле сохранились до сих пор. А если внимательно вчитаться в переводы древних текстов, можно обнаружить массу незамеченных ранее точных указателей местоположения Шамбалы. Остаётся только разводить руками и удивляться разноообразию придуманных фантазий о всесильной Шамбале до сих пор управляющей миром.
В этой книге рассказывается о поисках Шамбалы – мифического, тибетского рая, чистой земли буддистов. Свою точку зрения, не всегда совпадающую с общепринятыми убеждениями, я в тексте по возможности максимально подкрепляю многочисленными цитатами и точными ссылками на первоисточники, чтобы сомневающиеся читатели могли самостоятельно обратиться к этим книгам.
Неисчерпаемы тайны земли – загадки запретных территорий в охранительной изоляции пустыни Гоби, таинственные обители восточных мудрецов в гималайских пещерах, загадочная связь всего этого с прародиной человечества на Белом острове, да мало ли, причин для новых и новых путешествий! Научные исследования со временем смогут объяснить многие загадки истории. Но пока этого не произошло, остаются неразгаданными тайны, есть повод для новых экспедиций, приключенческий дух и романтика которых доступны всем желающим и в наши дни!
Увлекательных Вам путешествий,
с пожеланием найти свою Шангри-Ла
Сергей Волков


[1] Э. Бернбаум. Путь к Шамбале. М.,2005 г., стр. 18–19.
[2] Подробнее С. Волков. Легенды и предания Ольхона. Иркутск, 2024 г.
[3] Shitadru в санскритском глоссарии Житадру (शितद्रु) – река Сутлей, Сатледж. Производные формы: śitadruḥ (शितद्रुः). Источник: DDSA: практический санскритско-английский словарь.