НЕУЛОВИМЫЕ ВОЛОСАТЫЕ ЙЕТИ – ПРИВРАТНИКИ ШАМБАЛЫ
Текст Сергей Волков. Глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)

Среди тибетцев широко распространено поверье: «Где-то недалеко от главной вершины Гангдиских гор в западном Тибете есть таинственное место, называемое «Шамбала». Снеговик (снежный человек – йети) служит привратником – стражем на входе в Шамбалу и препятствует туда проникновению. Он обладает способностью свободно приходить и уходить из одного мира в другой. Если его поймать, он может открыть врата в Шамбалу и указать туда путь». В тибетских легендах утверждается что, встреча с йети обязательно приносит несчастье. Йети живут в самых диких скалах. Кто идет по его следам, никогда не возвращается, но, если вам удастся незаметно проследить за ним, вы попадёте в идеальный рай Шамбалы. Мифический гималайский йети – загадочное обезьяноподобное существо, обычно описывается как большой волосатый «снежный человек» или крупный прямоходящий примат. Его ещё никому не удалось сфотографировать, как и доказать его реальное существование. Особенности его внешности известны исключительно по словесному описанию редких наблюдателей. Он покрыт густым волосяным покровом по всему телу (в зависимости от мест наблюдения, чаще отмечают чёрный цвет, также – коричнево-рыжий или белый, седой), имеет рост более 2 метров, короткую шею, непропорционально большую приплюснутую голову с заострённой формой черепа и массивной нижней челюстью. Цвет лица – тёмный, с редкими и короткими усами и бородой, нос широкий, ноздри крупные. Глаза глубоко посаженные, взгляд настороженный. Мускулистое тело с длинными руками и короткими бёдрами. В Тибете его называют – йети, в Монголии – алмас, в Бурятии – Хун-горохон, в Америке – бигфут. По описанию, он напоминает реликтового гоминида доисторических времён (их потомки – неандертальцы вымерли около 40 000 лет назад). Сохранение реликтового вида человекоподобных существ с доисторических времён до наших дней не подтверждено научными доказательствами, и большинство исследователей считают сведения о встречах с ними в различных частях мира мифами, сказочным персонажем или ошибками идентификации. Возможно, что тибетские йети, на самом деле это обыкновенные красношёрстные гималайские медведи (Ursus arctos isabellinus), а монгольские алмасы – гобийские медведи мазаалай (Ursus Arctos Gobiensis), способные ходить на задних лапах. Гобийский медведь и гималайский бурый медведь действительно ходят на задних лапах, оставляют двуногие следы, а их шерсть может казаться «человеческой» в сумерках.
Индийский йог Свами Рами, написавший книгу о своих духовных практиках в гималайских пещерах, слышал о йети: «Пастухи рассказывали мне о существах, указывающих дорогу путникам в Гималаях. Они поведали мне много таких историй. Этих существ называют девами, или светлыми существами. Говорят, что девы способны совершать перемещения между ведомой и неведомой сторонами жизни. Они могут принимать физическое обличье для руководства людьми, но живут на своем собственном, нефизическом плане существования. В эзотерической науке и оккультизме рассказам об этих существах отводится много места, но современные ученые отвергают эту теорию, утверждая, что все это либо выдумки, либо галлюцинации[1].

О людях на границе Шамбалы, покрытых «шерстью чёрной овцы» упоминает также в своём путеводителе в Шамбалу панчен-лама VI Лобсанг Палден Еше: «Они встретили людей, живущих в лесу, с лицами, покрытыми волосами, словно шерсть чёрной овцы. Не было никаких записей о том, чтобы кто-либо шёл на север отсюда. Они также сказали, что недалеко от этих странствующих сект протекает река, называемая Сита. Поскольку прикосновение к ней мгновенно превращало тело в камень, никто не осмеливался туда идти. Эти утверждения не имеют никакого отношения к чьим-либо словам; все они были услышаны мной лично»[2]. Это одно из первых упоминаний волосатых людей, похожих на йети, проживающих на границе Шамбалы.
Европеец Ганс Шильтбергер, находившийся некоторое время в свите монгольского князя Едегея так описал в 1427 году диких людей Центральной Азии: «Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едегею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях». Согласно сведениям Г.Н. Потанина, «так называемые человекоподобные звери, живущие в лесу; их стати человеческие, они говорят человеческим языком, только тело их покрыто шерстью. Они ходят по двое, муж с женой. У женщины груди до колен, когда она бежит, то закидывает их за плечи»[3]. Шкуру алмаса видел в одном из буддийских монастырей, расположенных в пустыне Гоби, Н. Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции. Была ли эта шкура алмаса или принадлежала медведю установлено не было.
В 2003 году на Северо-Чуйском хребте в горах Алтая альпинисты обнаружили мумифицированную ногу неизвестного существа, покрытую рыжей шерстью. Находка вызвала широкий общественный резонанс, её показывали в новостях по центральному телевидению, но её научное изучение так и не было завершено. Нога была найдена на высоте около 3 тысяч метров. Она хорошо сохранилась благодаря мумификации: солнце и воздух высушили мышечную ткань. По строению костей учёные определили, что существо было прямоходящим. Нога полностью покрыта шерстью, включая подошву стопы, что указывало на передвижение по мягкой поверхности, возможно, по снегу. Большой палец состоит из трёх фаланг, тогда как у современного человека их две.
Рентген, проведённый в Алтайском аграрном университете, показал, что строение костей не соответствует ни одному из известной науки видов животных. Учёные отметили, что кости больше напоминают человеческие, чем медвежьи: у медведя они короткие и широкие, а у человека – длинные и узкие. Однако некоторые специалисты высказывали предположение, что нога может принадлежать неизвестной разновидности медведя. Для окончательного определения вида требовалось провести анализ ДНК. Однако это потребовало значительных финансовых затрат, и исследование так и не было выполнено. Среди возможных версий происхождения ноги назывались: неизвестный вид алтайского медведя, реликтовый гоминид (снежный человек, йети)
Вероятно, найденная «алтайская нога» еще долго будет вещественным доказательством в ряде публикаций о «снежных людях», а комментарий специалистов, что это нога принадлежит медведю, так как на ней есть характерные звериные когти, а не ногти как у людей, останется в узкой среде специалистов-ученых.
Множество экспедиций и исследований не нашли убедительных доказательств существования реликтовых гоминидов. Не обнаружено никаких их останков, ДНК-доказательств, ни шерсти, ни следов их проживания в гималайских пещерах, а также в монгольских норах, именуемых алмасин-добо – «холмы алмасов». Отсутствуют их достоверные фотографии. В 2017 г. исследование ДНК 9 образцов «волос снежного человека» показало, что 8 принадлежали медведям, 1 – корове. Современные экспедиции используют беспилотники с ИК‑камерами, но пока не зафиксировали ни одного «двуногого примата».
В 1958 году комплексная экспедиция на Памир под руководством К.В. Станюковича не обнаружила никаких следов снежных людей, хотя провела масштабные исследования. Генетические анализы волос, предположительно принадлежащих снежному человеку, показали, что они принадлежат известным животным: медведям, волкам, лошадям, овцам, коровам и даже современным людям. В 2013 году профессор Брайан Сайкс из Оксфордского университета исследовал два образца волос, предположительно принадлежащих йети, из Гималаев и Бутана. ДНК совпала с ДНК древнего полярного медведя, но не с неизвестным приматом.
В народном фольклоре народов, проживающих от Тибета до Байкала, снежные люди занимают заметное место. Рассказы о встречах с ними циркулируют до сих пор. Интересно отметить, что типично гималайские йети наблюдаются и на территории монгольской Гоби, и в горах Восточного Саяна.
Одно из первых сообщений о снежном человеке на территории Бурятии опубликовано в 1906 г. в книге Г.М. Осокина «На границе Монголии». В ней опубликована легенда «О двужильных людях», записанная со слов крестьянина из села Преображенского Федора Васильевича Шульгина в 1887 г.: ««Слышал я, рассказывали, будто где-то на юг от нас жили давным-давно волосатые люди. Ростом – со столбы воротные, силища такая, что, говорят, если дров надо было, то целое дерево руками валили да потом руками же из него щепы кололи. Коня на всем бегу за хвост останавливали. Веры не знаю какой были, только жили долго – верно лет по двести, одежду звериную носили. Не знаю по вере, али так ли, все камни в кучи сваливали, да и камни такие, что двум коням не увезти. Мало только, говорят, было, их – скоро перемерли»[4].
Особую популярность получили в середине XX века сообщения альпинистов об обнаружении следов огромных босых отпечатков ног на заснеженных вершинах гор, непригодных из-за высокогорья для нахождения там людей с босыми ногами. В 1951 году британский альпинист Эрик Шиптон при восхождении на Эверест на высоте 5800 метров обнаружил на снегу необъяснимую длинную серию следов, которые он приписал снежному человеку. Отпечатки были очень большими, около 36 сантиметров в длину, причём большой палец был особенно крупным. Однако позже учёные изучили снимки и пришли к выводу, что на них запечатлён отпечаток лапы медведя или другого дикого животного, деформировавшийся в результате таяния льда. Подобные следы позже многократно фиксировали в Гималаях, на Памире, Восточном Саяне. Следы на снежном фирне размером в две человеческих стопы фотографировали и затем публиковали в книгах. Появились десятки книг, повествующих о поисках неуловимых снежных людей. В 1954 г. английская газета Daily Mail для поисков «снежного человека» профинансировала даже специальную научную экспедицию в Гималаи, результаты которой были затем отражены в книге Ралфа Иззарда «По следам снежного человека».
В 1962 году, когда разговоры о гобийских алмасах снова распространились в стране, Монгольская академия наук официально приступила к изучению легенд об алмасах. В период поисков алмасов в 1962–1964 гг. было собрано 28 достоверных первичных сообщений о встречах с дикими людьми. Наибольшее количество свидетельств относилось к небольшому ареалу в западной части Монголии, самой пустынной и девственной части Монгольского Горного Алтая на высотах от 3791 до 4374 м над уровнем моря. Очевидцы описывали «человека-зверя», в частности так: «Ногти на руках и ногах были очень длинными, загнутыми внутрь, а две груди были недлинными и прилипали к телу. Это была самка животного». Был даже найден похожий на это описание антропоморфный петроглиф, высеченный на скалах Мухар Джалги, перед небольшим озером Санг-Далай (сомон Хохморт, аймак Гоби-Алтай). На изображении видны длинные вытянутые вдоль туловища руки ниже колен и сплошная шерсть на теле.
В дополнение по этой теме, могу добавить личный рассказ, как мы искали в одной из наших Гобийских экспедиций рисунок алмаски в пещере Хойд-Цэнхэрийн, расположенной на территории Манхан сомона Ховд аймака. Эта пещера (N47°20¢825² E91°57¢339², высота 1690 м) расположена на высоте 48–50 метров над уровнем долины. Большой черный вход пещеры отлично виден от реки. Пещера обвального типа. Протяженность ходов составляет 220 метров, высота пещеры от пола до куполообразного потолка составляет примерно 20 м. Подробное описание наскальных рисунков пещеры в 1966 г. сделано Монголо-Советской историко-культурной экспедицией под руководством российского археолога профессора А.П. Окладникова. В пещере были обнаружены самые ранние петроглифы на территории Монголии. Рисунки выполнены темно-красной краской. Исследователи выделяют 14 композиционных групп, среди которых есть изображения птиц, похожих на страусов, и слонов, не встречающихся больше нигде на наскальных рисунках в Монголии. Среди них – животное тойхоо с длинной шеей, как у динозавра, принято считать, что это страус, но вполне возможно, что это изображение лебедя.


Рисунок алмаски в пещере Хойд-Цэнхэрийн, расположенной на территории Манхан сомона Ховд аймака.
Единого мнения среди исследователей на тождественность этих рисунков определенным животным нет. Ясно, что мамонты, страусы и драконы если и проживали в этой местности, то это было на заре человеческой жизни. Мамонты вымерли 20–15 тыс. лет назад, страусы обитали во время неолита, о чем свидетельствуют находки бус из скорлупы страусов в пещере Чихэн. Из числа этих рисунков особенно загадочен рисунок тэмээ хун (верблюжий человек), хотя меня до сих пор не покидает некоторое чувство сомнения, не является ли он результатом шутки современных номадов, так как в академическом отчёте 1966 г. об исследовании рисунков в пещере указано, что среди них нет изображений человекообразных существ. Темно-красной краской выделено примитивное изображение контура верхней части туловища «верблюжьего человека» с непропорционально большой головой. На туловище отчетливо видны контуры двух грудей. Предположительно это изображение реликтового гоминида – «снежного человека». Изображения людей на древних петроглифах встречаются не так часто, и как правило исследователи всегда отмечают присутствие человека на рисунках рядом с животными. Характерно, что этот рисунок местные жители связывают с представлениями об алмасах. Либо этот рисунок появился позднее и нарисован современными шутниками, либо по какой-то непонятной причине остался незамеченным учеными, во что поверить очень трудно. Наш проводник на ломанном русском языке пояснил, что самки йети, с большими отвисшими грудями до колен, любят похищать мужчин и запирать их в своих пещерах, что по ночам они выходят из пещер. Их ночные крики в этой местности были слышны ещё лет десять назад.

В VIII Гобийской экспедиции по Монголии наш проводник рассказал о похищенном монголе, который в конце 1970-х годов 4 года прожил в пещере в плену у самки алмаса, которая закрывала вход в пещеру огромным канем. Из-за того, что самка непрерывно лизала ему спину, у него на спине выросли густые волосы. «Этого человека зовут Самдан, все знают об этом», – этими словами монгольский проводник закончил длинный рассказ об этом случае. В экспедиции 2003 г. мы целенаправленно расспрашивали старых людей об алмасах. К нашему удивлению довольно многие понимали, о чем мы спрашиваем и рассказывали дополнительные подробности. Так из их рассказов стало известно, что алмасы сейчас встречаются крайне редко. В основном они обитают высоко в горах и ведут ночной образ жизни, избегая людей. Разные монголы, проживающие на значительном удалении друг от друга, повторили примерно одинаковый рассказ о длинных отвисших грудях у самок алмасов, когда они убегают от людей, то забрасывают длинные груди за плечи. Снова нам рассказали о похищении самкой алмаса мужчины, который был сиротой, поэтому добровольно остался жить с алмаской. На этот раз, рассказ отличался от услышанной ранее версии и содержал дополнительные подробности. Мужчина жил с алмаской добровольно, у него был конь и его часто видели местные жители. Через 40 лет совместной жизни с самкой алмаской он вышел к людям, и его узнали жители сомона.
По сообщениям монголов, в пустынных горах Цагаан-Богдо и Монгольском Алтае водятся прямоходящие, волосатые существа ростом 1,5–2 метра с крепкими мышцами и большой грудной клеткой, тело которых покрыто густой шерстью буровато-желтого цвета или цвета кофе с молоком. По свидетельству очевидцев они имеют смрадное дыхание. Случаи прямой агрессии по отношению к человеку очень редки, хотя замечено что алмас может быть злопамятным и его поведение свидетельствует о врожденном уме. Эти волосатые существа более выносливы, чем человек и идеально приспособлены к жизни среди природы, научились скрываться от людей и ведут ночной образ жизни. Почти все описывают существо одинаково. Отпечатки их ступней, часто бывают не менее 45-го размера. Рядом с логовом алмаса многие люди испытывают дискомфорт, потемнение в глазах, учащение пульса, что дало основание исследователям выдвинуть гипотезу о гипнотическом воздействии йети на человека.
Легенды добавляют, что алмасы отлично понимают человеческую речь, могут использовать острые камни при разделке туш крупных животных, живут в неприступных скалах, где у них имеются благоустроенные жилища, человеку они не показываются и ходят на задних лапах.
Свидетельства о встречах с алмасами в Монголии можно было встретить в печати еще в конце 1970-х гг. По рассказам очевидцев, пишет в своей книге «Памятники истории и культуры Монголии», первый заместитель Председателя Совета Министров МНР, председатель Госкомитета МНР по науке и технике, доктор исторических наук Д. Майдар: «Поиск так называемого обезьяночеловека (или живого неандертальца, синантропа, или «алмаса», «хунгурэсу», «снежного человека», или «йети») в Монголии имеет свою историю... Очевидцы свидетельствовали, что они прежде бродили стаями, ныне же встречаются очень редко в Алтайских горах (в Кобдоском или Баян-Ульгийском аймаках. Академия наук МНР организовала опрос местного населения этих аймаков об «алмасах». В Баян-Ульгийском аймаке о них свидетельствовали десятки людей, и из них 16 человек подтверждали, что сами видели «алмасов». Алмас представляет собой полуживотное-получеловека с рыжевато-черными волосами. Лицо без волос, живот покрыт редкой растительностью. Голова как бы заострена на затылке, лоб сплюснут, сильно выступают надбровные дуги, выдаются скулы. Ростом со среднего человека. Ходит «алмас» с полусогнутми коленями, сутуловат, косолап. У него широкие плечи, длинные руки. Большой палец ног оттопыривается. У женщин груди длинные. Алмасы пугливы, подозрительны, но не агрессивны, ведут ночной образ жизни. Их речи никто не слышал.
Встречали их в большинстве случаев в сумерках и на рассвете. Питаются они кореньями и растительностыо. Алмасы ищут безлюдные места, поэтому находятся в горах, отдаленных от населенных пунктов и кочевых станов, но держатся вблизи диких баранов (аргали) и диких коз. Когда скотоводы, например из Тангал сомона Баян-Ульгийского аймака, откочевывают от своих горных зимников на отдаленные летние пастбища, то их места в теплое время года занимают дикие бараны и дикие козы, а вслед за ними обычно появляются и алмасы. Скотоводы, по их рассказам, встречали алмасов парами, в одиночку, видели однажды и маленьклго алмасенка»[5].
Монгольский учёный, академик П. Ринчен опубликовал статью в журнале «Современная Монголия», где описал «алмасов». «Очень похожи на людей, но тело их покрыто рыжевато-черными волосами, совсем не густыми – кожа просвечивает между волосами, чего никогда не бывает у диких животных в степи. Рост средний, но алмасы сутуловаты и ходят с полусогнутыми коленями, косолапят, но быстро бегают. Могучие челюсти и низкий лоб. Надбровные дуги выступают. Не умеют разводить огонь». Последние встречи местных пастухов с алмасами в Баян-Ульгийском аймаке относятся к1974 г.[6]
В монгольской прессе часто публиковались сообщения о встречах с алмасами, подобные вот этой заметке (Гоби-Алтайский аймак, Монголия, 30.04.1989): «В Монголии легендарного «снежного человека» именуют алмас. Как считают некоторые монгольские исследователи, алмас вполне мог бы сохраниться в отдаленных горных районах Монгольского Алтая. Изображения алмаса относящиеся к каменному веку обнаружены на стенах местных пещер. Предания утверждают, что в некоторых ламаистских монастырях Монголии скальпы, конечности и чучела алмаса служили предметами поклонения. Однако неуловимый герой легенд встретился недавно лишь некоему Рагчаа, охотнику. Если верить его словам, он сидел вечером у костра и вдруг услышал тяжелые шаги, а затем увидел, как огромное, покрытое густой шерстью человекоподобное существо замерло невдалеке от костра. Реакция у охотника была мгновенной – он схватил ружье и выстрелил. Алмас издал дикий крик, и поспешно вскарабкался прочь, по скалам, сообщала газета «Худулмур».
Для проверки этих сообщений в конце 30-х годов XX столетия в горы Цагаан-Богдо была направлена экспедиция Комитета наук МНР. Участники экспедиции много времени провели в горах, но подтвердить существование зверя-человека, волосатого алмаса, ей не удалось. Первыми учёными, увидевшими живого «алмаса» – гобийского медведя, стали географ Э.М. Мурзаев и его спутник ботаник А. Юнатов в августе 1943 г. «Мы успели заметить, – пишет в своих дневниках Э.М. Мурзаев, – что гобийский медведь не отличается большими размерами, был меньше бурого лесного медведя. Гобийский отшельник был темно-бурого цвета, поверх молодой темной шерсти виднелись пучки старого, линялого волоса, торчавшие на шкуре животного. Медведь быстро и ловко бежал, с ловкостью поднимаясь по склону долины. Монголы говорили, что гобийский медведь очень умен, осторожен, его трудно увидеть. Легенда добавляла, что гобийский медведь отлично понимает человеческую речь, живет в неприступных скалах, где у него имеется благоустроенные жилища, человеку он не показывается и ходит на задних лапах. Эти качества гобийского медведя суеверные кочевники объясняли так: гобийские медведи – это какие-то волосатые люди, они умеют говорить и живут в пещерах, где их редко кто может увидеть. Так родилась легенда о волосатых гобийских людях – алмасах»[7].
Но, как и в случае с таинственным олгой-хорхоем гобийских песков, кроме косвенных подтверждений, в виде рассказов местных жителей, да редких слепков с непонятных больших отпечатков босых ног никаких других доказательств существования алмасов пока не обнаружено.
Неуловимые гималайские йети и монгольские алмаски в народном фольклоре всё больше становятся сказочными персонажами, похищающими одиноких мужчин, подобну Серому волку из сказки Шарля Перро «Красная шапочка».
Тибетцы верят, что Шамбалу охраняют снеговики. Согласно сутрам Калачакры на последнюю битву с силами зла: «Из Кайласа выйдет войско…». Хотите верьте, хотите нет, но «внутри горы по убеждению эзотериков есть обширная сеть подземных лабиринтов. Но там не спят в хрустальных гробах атланты или древние лемурийцы. Вместо этого – город, скрытый заклятием. Он устроен подобно пчелиным сотам, а между его этажами подвешены металлические цепи вместо лестниц. Именно оттуда, согласно сутрам Калачакры, должно выйти «волосатое войско Шамбалы». Очевидно, это и есть центральное подземное логово всех гималайских йети. А возглавят войско – волосатые самки‑дальновидцы, алмаски. Проникнуть в их логово, можно наняв в проводники йети»…

[1] Жизнь среди гималайских йогов. Духовный опыт Свами Рамы. М., 2002 г., с. 197.
[2] Лобсанг Палден Еше. Путеводитель в Шамбалу. Перевод Ци Цзисяня и Ци Вэньсю. Серия «Культура Шангри-Ла», Пекин, 2018 г. (на кит. яз.).
[3] Г.Н. Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883 г. Вып. 4, стр. 185.
[4] Машкович Б. Криптиды Бурятии. с.2.
[5] Д. Майдар. Памятники истории и культуры Монголии. М.,1981 г., стр. 21.
[6] Д. Баянов, И. Бурцев. Алмасы Монголии, журнал «Природа», № 7,1985 г.
[7] Э.М. Мурзаев. Годы исканий в Азии. М.,1973 г., стр. 265.