ОБЩЕСТВО ТУЛЕ И МИФ О ДВУХ ИСТОЧНИКАХ СИЛЫ
Текст Сергей Волков, Иркутск. Глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)
ОБЩЕСТВО ТУЛЕ И МИФ О ДВУХ ИСТОЧНИКАХ СИЛЫ
В апреле 1918 года в Германии было основано «Общество изучения германской древности» («Общество Туле»). Название восходит к античным легендам о северном острове, якобы расположенном за пределами известного мира. Члены общества верили, что жители Туле – потомки арийцев, выживших после гибели Атлантиды, а сам остров –символ утраченной арийской расы. Идейными вдохновителями общества были профессор Карл Хаусхофер, геополитик и востоковед, и Рудольф Эскард, оккультист. Они считали, что Туле – это не просто остров, а Центральная Азия, включающая Тибет, Монголию и Гоби. Именно здесь, по их мнению, сохранились остатки древней арийской культуры, а сам регион стал «сердцем Земли» – ключом к мировому господству. Тот, кто овладеет этим центром, получит власть над планетой. Они опирались на легенду, будто тридцать–сорок веков назад в районе современной пустыни Гоби существовала высокоразвитая цивилизация. После катастрофы (по одним версиям – климатической, по другим – даже атомной) Гоби превратилась в безжизненную пустыню, а выжившие арии эмигрировали – одни на север Европы, другие – на Кавказ. Именно этих переселенцев Хаусхофер и его последователи считали прародителями «высшей расы».
Слово «Туле» восходит к античности. Греческий путешественник Пифей из Массилии (IV в. до н.э.) упоминал об острове, расположенном «в шести днях пути от Британии», где летом ночь длилась всего 2–3 часа. Современные исследователи, включая Н.Ф. Жирова, полагают, что речь шла о территории между 61° и 63° с.ш. — возможно, о Фарерских островах или Исландии[1]. Однако в мифологии «Общества Туле» этот географический образ был трансформирован: Туле перестала быть конкретным местом – она стала символом утраченного духовного центра арийской цивилизации.
Центральной мифологемой, легшей в основу нацистской эзотерики, стало представление о двух источниках силы, якобы существующих в глубинах Земли. Эта концепция, хотя и приписывается буддийским источникам, не имеет под собой реальной основы в традиционном буддизме, но активно циркулировала в западной теософии и оккультизме.
Согласно версии, изложенной французскими публицистами Луи Повелем и Жаком Бержье в книге «Утро магов» и восходящей к работам Рене Генона, после гобийской катастрофы учителя древней цивилизации ушли в подземные пещеры под Гималаями и разделились на два пути:
«Путь правой руки» – создал Агартху (Агарти), «Скрытое место добра», где живут мудрецы, посвятившие себя созерцанию и не вмешивающиеся в дела мира. Источник силы здесь – духовная чистота и медитация.
«Путь левой руки» – основал Шамбалу, центр материальной мощи и насилия, которым управляет «Царь Страха». С ним можно заключить союз, принеся жертвы и клятвы, и получить власть над миром[2].
Важно подчеркнуть: в подлинных буддийских текстах, включая русский перевод «Царя Мира» Генона, таких формулировок нет. Там говорится о святой земле, скрытой от непосвящённых, но не о «Царе Страха» или договорах с магами. Таким образом, нацистская интерпретация Шамбалы – это искажение и политическая ревизия буддийской легенды.
Рудольф Эскард и его единомышленники верили, что не все тайны, не все знание Туле исчезло. Луи Повель пишет: «Особые существа, посредники между людьми и «тем, что Там», располагают хранилищем сил, доступным для посвященных. Оттуда можно черпать силу, чтобы дать Германии главенство над миром, чтобы сделать из нее провозвестницу грядущего сверхчеловечества – мутированной человеческой породы. Настанет день, когда из Германии двинутся легионы, чтобы смести все препятствия на духовном пути Земли. Их поведут несгибаемые вожди, черпающие в хранилище Сил и вдохновленные Великими Древними. Таковы мифы, содержащиеся в арийской доктрине Эккарда и Розенберга, которыми эти пророки магического социализма напитали медиумическую душу Гитлера»[3]. Германская идея мирового владычества и сверхчеловечества была созвучна этим идеям и на поиски остатков арийской культуры в разные страны мира снаряжались экспедиции, в т.ч. и в Тибет, который рассматривался как начало арийской расы.
Интересные подробности по этой теме приводит писатель Л. Юзефович: «В том же году в баварском городе Байрете, где жил и умер Рихард Вагнер, состоялась первая встреча никому еще не известного Адольфа Гитлера с членами «Общества Туле». Оно представляло собой зародыш тайного ордена, чья цель – возродить немецкий рейх на принципах расы и романтизированного оккультизма, который считался древнегерманским. Одним из основателей этого общества был проф. Карл Хаусхофер, спустя полтора десятилетия ставший президентом Германской Академии. Он был дружен с известным шведским путешественником по Центральной Азии, этнографом и лингвистом Свеном Гедином и, вероятно, от него услышал тибетскую легенду о таинственном подземном царстве Агарты. Иногда ее отождествляли с Атлантидой. Это страна могущественных магов, носителей древней эзотерической культуры народа, обитавшего некогда на месте нынешней Гоби; после каких-то геологических катаклизмов, изменивших климат в этой части земного шара, они ушли с поверхности земли, поселились в пещерах под Гималаями и оттуда контролируют весь ход мировой истории через избранных ими народоводителей верхнего, наземного мира. В ином варианте о тех же всемогущих гималайских старцах – махатмах писала еще Блаватская, и сомнительно, что Хаусхофер всерьез верил в эту легенду. Но она подтверждала его собственную теорию о существовании великой гобийской цивилизации ариев, процветавшей примерно три-четыре тысячелетия назад. После того как эти места обратились в пустыню, арии переселились частью в Индию, частью – на север Европы. Считалось, что в Тибете еще сохраняются остатки арийской культуры, при Гитлере сюда снаряжались научные экспедиции с не вполне ясными целями. Легендарная Туле, т.е. Центральная Азия с Монголией и Тибетом, вошла в нацистскую мифологию как прародина германцев, как начало всех начал. В этом районе видели потаенное мистическое сердце мира. Его обладатель в конечном итоге обретет власть над всей планетой»[4].
Один из самых крупных идеологов Третьего рейха Карл Хаусхофер по данным печати осуществлял совместные с Г. Гурджиевым поездки в Тибет в 1903 и 1905–1908 гг. В 1923 году Карл Хаусхофер активно развивал геополитическую доктрину «Жизненного пространства» и, по некоторым данным, вдохнул новую жизнь в эзотерические кружки общества Туле. Символом общества Туле стала перевернутая свастика – как знак «северной» или «ледяной» арийской силы, противопоставленной южным и «декадентским» цивилизациям. Среди его членов числились Гитлер, Гиммлер, Геринг, Розенберг – будущие руководители Третьего рейха. Их привлекала идея о возрождении германской расы через возвращение к древним истокам, расположенным в Центральной Азии. Первое заседание НСДАП (тогда – Немецкая рабочая партия) проходило в помещении «Общества Туле». Многие его члены позже вступили в партию Гитлера, что сделало «Общество Туле» идеологической колыбелью нацизма.
Хаусхофер, друживший со шведским путешественником Свеном Гединым, вероятно, услышал от него легенду о подземном царстве Агарти – месте, где, по версии теософов, обитают могущественные махатмы, управляющие ходом истории. Хотя вряд ли Хаусхофер буквально верил в это, идея о тайных вождях, направляющих народы, идеально легла в его геополитическую доктрину.
Философские установки общества Туле были заимствованы как из буддизма, так и теософии. В результате такого слияния образ чистой земли буддистов – Шамбалы, был извращен до неузнаваемости: Шамбала стала союзом темных сил. В представлении нацистов Шамбала предстала в образе насилия и мрака, где властвует «Царь Страха», союз с которым может привести к овладению всем миром. С точки зрения буддизма, такие представления абсурдны – цели у буддизма благие и он по своей природе противник насильственных действий. Согласно предсказанию, именно воинство Шамбалы в будущем поможет одолеть силы зла в последней битве на Земле. Здесь уместно напомнить определение Гардже Кхамутрул Тулку, что каждый воспринимает Шамбалу по-разному: «Что же касается Шамбалы, то ее внешний вид меняется в зависимости от кармы. Например, одну и ту же реку боги зрят как нектар, люди – как воду, голодные духи (прета) – как гной и кровь, а некоторые животные – как место обитания…»[5]. Идеологи нацизма использовали легенду о Шамбале в нужной для них интерпретации. Проповедь геополитика Карла Хаусхофера о «возвращение к истокам» подразумевала необходимость завоевания всей Восточной Европы, Туркестана, Памира, Гоби и Тибета. Тибет виделся ему «сердцем земли», а тот, кто им владеет, – хозяин планеты.
Легенда, с которой Хаусхофер познакомился около 1905 г., как ее пересказывает Рене Генон в «Владыке мира» повествует: «После гобийской катастрофы учителя высокой цивилизации, обладатели знания, сыны Внешнего разума, поселились в огромной системе пещер под Гималаями. В сердце этих пещер они разделились на два «пути», правой и левой руки. «Первый путь» назвал свой центр «Агарти» («Скрытое место добра») – и предался созерцанию, не вмешиваясь в мирские дела. «Второй путь» основал Шамбалу, центр могущества, которой управляет стихиями, человеческими массами и ускорят приход человечества к «шарниру времени». Маги-водители народов могут заключить договор с Шамбалой, принося клятвы и жертвы»[6].
В русском переводе «Царь Мира» Р. Генона не содержится подобного текста, есть другое содержание не имеющие ничего общего с вышеприведенным фрагментом о гобийской катастрофе и возможности заключения договора магов-водителей с Шамбалой: «Согласующиеся свидетельства из всех традиций очень четко приводят к такому выводу: есть утверждения, что существует истинная «Святая Земля», прототип всех других «Святых земель», духовный центр, которому подчинены все остальные… В настоящий период нашего земного цикла, то есть в Кали-Юга, эта Святая Земля, охраняется стражами, скрывающими ее от взглядов непосвященных, обеспечивая при этом некоторые связи с внешним миром, на самом деле является невидимой, недоступной, но только для тех, кто не обладает необходимыми качествами, чтобы туда попасть»[7].
Господствующими научными идеями в нацистской среде была доктрина «Вель» – доктрина «Вечного льда», полой земли и «сверхчеловека». Доктрина «Вель» гласила, что миллионы лет назад на земле существовала сверхцивилизация людей-богов, гигантов, и что, пройдя через мутацию, селекцию и катаклизмы можно снова возродить расу «сверхлюдей». «Вель» учил, что предки немцев пришли с севера, где обрели силу в снегах и во льдах, а вера в мировой лед – естественное наследие нордического человека[8].
В 1935 г. было основано объединение «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков», впоследствии институт Аненербе. Основателями общества стали Генрих Гиммлер и Герман Вирт. По приказу Гиммлера «Аненербе» в 1942 году было включено в личный штаб рейхсфюрера СС, которому подчинялось 50 институтов, в задачу которых входило научно обосновать расовую теорию нацистов и оккультное изучение древних знаний, дающих власть над природой. Первым руководителем Аненербе стал проф. Герман Вирт, голландец по происхождению, автор нескольких фундаментальных эзотерических трудов. Президентом общества «Наследие предков» стал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, провозгласивший, что: «Нация живет счастливо до тех пор, пока помнит о своем прошлом и о величии своих предков». Научные отделы созданного института «Аненербе» охватывали широкий круг дисциплин: астрономия, биология, ботаника, геология и минералогия, германское искусство, естествознание доисторического периода, генетика растений и др. Были созданы и специфические исследовательские отделы – геральдики и родовых эмблем (рунология), индогерманских и финских культурных связей, индогерманской (нордической) музыки, отдел карстов и пещер, народной медицины, отдел оккультных наук. С 1938 по 1943 гг. институт Аненербе проводил археологические раскопки в Болгарии, Австрии, Польше, греческой Олимпии, Словакии, Сербии, Украине. Под патронажеи Аненербе прошла экспедиция в Тибет под руководством Э.Шефера.
Интерес к тайным центрам силы был не только у нацистов. В СССР в 1920-е годы Александр Барченко, учёный и эзотерик, разработал концепцию сохранения знаний доисторической цивилизации в тайных братствах Тибета и Афганистана. В 1924 году он возглавил секретную лабораторию ОГПУ по изучению психических сил мозга. Его доклад о возможности контакта с «очагом Шамбалы–Агарти» заинтересовал высшее руководство страны, включая Г.В. Чичерина, который поддержал идею экспедиции в Лхасу.
Однако проект не был реализован из-за нехватки средств. Барченко так и не побывал в Тибете. В 1937 году он был арестован, а в 1938-м – расстрелян. Его архивы засекречены и утеряны.
На допросе Барченко заявил: «В своей мистической самонадеятельности я полагал, что ключ к решению социальных проблем находится в Шамбале–Агарти, в этом конспиративном восточном очаге, где сохраняются остатки знаний, опыта того общества, которое находилось на более высокой стадии социального и материально-технического развития, чем современное общество. А поскольку это так, необходимо выяснить пути в Шамбалу и установить с нею связь»[9].
Для верующих буддистов остается верным высказывание гималайских мудрецов, которые говорили: «Поиски чистой земли и сферы знаний Шамбалы, благодатно влияют на карму любого живущего, а за сознательное и постоянное устремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Учение Шамбалы, настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знания Шамбалы, сама по себе благодатна, и может кардинально изменить жизнь человека здесь на земле, в этой жизни».
Настоящая Шамбала – это не центр власти, а путь внутреннего очищения, недоступный тем, кто ищет силу через насилие: «Тот, кто ищет Шамбалу мечом, найдёт только пустыню. Тот, кто ищет её сердцем – обретёт свет».

[1] Н.Ф. Жиров. Основные проблемы атлантологии. М.,2004 г., с. 312.
[2] Луи Повель ссылается в этой цитате на «Книгу Дзян», которую кроме Е. Блаватской никто из иследователей не видел. В другой своей работе «Утро магов» об источниках двух сил, он говорит со ссылкой на работу Р. Генона «Царь мира». Однако в опубликованном русском переводе Р. Генон «Царь мира» фрагмента этого текста не содержится вообще, поэтому точно определить, кому принадлежит формулировка: «Шамбала – град насилия», кроме как, всего вероятней, самому Л. Повелю не представляется возможным.
[3] Луи Повель, Жак Бержье «Утро магов». Киев,1994 г., с. 315.
[4] Л. Юзефович. Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга. М.,1993 г. с. 10.
[5] Гленн Муллин. Наследие Калачакры. М.,2002 г., с. 178.
[6]Луи Повель Жак Бержье «Утро магов». Киев,1994 г., с. 322.
[7] Рене Генон. Царь мира /перевод Б. Виногродского/. Коломна,1993 г., с. 76.
[8] М. Демиденко. По следам СС в Тибет. СПб.,2003 г., с. 90.
[9] Игорь Емец. В поисках затерянных городов. М.,2002 г., с. 255.