ЗАСТАВЛЯЮЩИЙ ВЗДРОГНУТЬ ШАМАН-КАМЕНЬ

Статьи 15 сент. 2023 г.

ЗАСТАВЛЯЮЩИЙ ВЗДРОГНУТЬ ШАМАН-КАМЕНЬ. ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ В ИСТОКЕ АНГАРЫ

Текст и фото Сергей Волков

Шаман-камень на середине истока реки Ангара, чрезвычайно популярен у местного населения и легенду о нём обязательно рассказывают всем гостям на озере. Согласно известной легенды разгневанный Байкал бросил этот камень вдогонку своей дочери Ангаре, сбежавшей без его ведома к возлюбленному Енисею. По своей сакральной значимости Шаман-камень стоит в одном ряду с главным символом Байкала Скалой-Шаманкой на острове Ольхон и связан с древним преданием о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба по просьбе людей, страдающих от болезней и голода, вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Самый главный из них, старший и самый сильный Хан Хутэ-баабай (Хан Гхото-баабай) избрал местом пребывания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. Ама-Сагаан-нойон (Ама Белый господин), который входил в число главных 13 спустившихся с неба посланников верховных божеств, стал хозяином Ангары и выбрал для себя, чтобы лучше обозревать свои владения, местопребывание на макушке камня, выступающего из воды на середине незамерзающего и всегда стремительного истока Ангары. Исток реки Ангары самый широкий и крупный в мире. Ширина истока 863 м, максимальная глубина на перекате 4,8 м, минимальная может снижаться до 1,5 м.

Обычно на выступающую из воды скалу смотрят издалека с берега, и она представляется одним монолитным пирамидальным камнем, однако вблизи картина иная – это вершина гряды камней, весной вместо одного камня обнажены – от трёх до шести, протяжённостью около десятка метров, по которым опасно балансируя над стремительным потоком, можно перепрыгивая перемещаться. Камни в зависимости от времени года и уровня воды выступают из воды на разную высоту. До берега, правда, полкилометра ледяной воды со стремительным и мощным течением. Скорость течения здесь колеблется от 1,1 км/ч при высоком уровне воды до 5,5 км/ч при низком. В лоции Байкала указана максимальная скорость – 8 км/ч.

Старожилы вспоминают, что очень давно были года, когда исток мелел настолько, что смельчаки до Шаман-камня доходили с берега вброд. Об этом факте рассказывает директор Байкальского музея В.А. Фиалков, ссылаясь на данные многолетних наблюдений за уровнем воды в Байкале. В истории озера зафиксированы маловодные периоды, когда приток воды в озеро уменьшался настолько сильно, что обмелевший Ангарский порог в истоке реки становился доступных для перехода реки вброд. Сейчас, глядя на полноводный исток реки из озера, с проходящими по нему катерами и большими теплоходами типа «Баргузин», трудно представить, что до заполнения Иркутского водохранилища и подъема уровня воды в Байкале, было время, когда глубина реки на Ангарском пороге (перекат Исток) весной в маловодные годы была по колено. Об этом уже мало кто из опрошенных мной местных жителей помнит, оказалось, что даже профессиональные молодые гидрологи засомневались в этой возможности, когда я об этом их распрашивал. В самом деле найти подтверждения этому факту в опубликованных научных материалах оказалось проблемой, пока их недостаточно, а фотографий обмелевшего Ангарского порога просто найти не удалось, как и Шаман-камня до его затопления. Но кое-что интересно удалось собрать.

Исток Ангары. Из фондов чехословацких легионеров, 1920 г.

Коренной житель пос. Никола, правнук Сергей, вспомнил рассказ своей прабабушки Мироной Анны Фёдоровны, 1909 г. р, как жители из этого посёлка переходили вброд через реку на ст. Байкал для торговли пирожками и рыбой. На станции были торговые ряды, и многие жители с правого берега регулярно ездили на конях через реку для продажи рыбы пассажирам поездов, проходящих через станцию. Было это где-то в период 20-х гг. прошлого столетия. Дед утром увозил её на коне вброд через Ангарский порог (перекат Исток) на ст. Байкал, а вечером забирал обратно.

Этот рассказ подтверждает старожил Порта Байкал Викторовский Николай Николаевич, 1942 г.р., который расказывает, как местные жители регулярно переходили пешком с берега на берег через мелководный перекат Исток выше Шаман-камня ближе к Байкалу, где глубина и сила течения были меньше, было это в довоенные годы, выделив отдельно в своём рассказе период 1937–1938 гг., когда уровень воды был особенно низким. В то время из воды выступала массивная гряда из трёх камней Шаман, профиль которых походил на женскую голову с заплетённой косой, уходящей под воду. Ближе к правому берегу из воды выглядывал меньший по размеру камень Маленький Шаманчик, но течение там было быстрое, подняться вверх по реке на вёслах было невозможно, ходили при помощи шестов. В послевоенное время он помнит, как мальчишки на спор переходили через исток, глубина была где по колено, где по пояс, а если начинали плыть, то течение уносило их вниз по реке к селу Никола.

Другой местный старожил В.Л. Давыдов рассказывает, что через Ангару между дер. Большая Речка и ст. Подорвиха, расположенной на противоположном берегу, раньше можно было перебросить камень: «Какой вы запомнили прежнюю Ангару?

– Она была неглубокая и узкая. Можно было камень перебросить на другуюсторону. Мы и перебрасывали. Ангара была стремительная, летела, как стрела. У Малолетки Ангара кипела. Здесь были буруны. Зимой реку можно было легко перейти. Вставала она в один день, со дна…».

Кандидат исторических наук, краевед А. В. Тиваненко в своей статье о несостоявшемся в 1959 г. взрыве Ангарского порога для ускорения заполнения водой Иркутского водохранилища также упоминает об услышанных им свидетельствах возможности перейти Ангарский порог вброд: «Невероятно, но в середине ХХ века находились люди, едва не разрушившие естественную преграду в истоке Ангары и тем самым чуть не наделавшие много непоправимых бед. До образования Иркутского водохранилища перекат был переходим. Камни кое-где выходили на поверхность, и исток Ангары можно было свободно пересечь с берега на берег, перепрыгивая через расщелины».

Макушка скалы в то время была шириной больше 10 м и выступала из воды выше человеческого роста, на ней одновременно могло находиться 15-20 человек.

Старинное фото макушки Шаман-камня в истоке реки Ангара
Фото из альбома А. Фрейдберга "Байкал", 1971 г.
Снимок с экрана. Кинохроника 1957 г. Шаман-камень зимой

В 1861 г. кяхтинские купцы обратились в Главное управление Восточной Сибири с предложением проведения исследования фарватера Ангары с целью устройства непрерывного пароходного сообщения по водному маршруту Селенга – Байкал – Ангара – Енисей. В 1882 и 1883 гг. экспедиции иркутского золотопромышленника А.М. Сибирякова, инициатора исследования сибирских рек, изучили возможность судоходства на всём протяжении Ангары. Перекат Исток для судоходства трудностей не представлял, опасные камни на фарватере раздробили и вытащили из воды, чего нельзя сказать о нижнем течении Ангары с опасными порогами. 17 августа 1885 г. император Александр III рассмотрел представленное ему «Положение о буксирном пароходстве по реке Ангаре, учреждаемом потомственным почётным гражданином А.М. Сибиряковым», и утвердил его. С этого момента пароходная компания А.М. Сибирякова приступила к организации туерного судоходства по порожистому учас­тку фарватера Ангары. Для чего на опасных для судоходства порогах начиная с 1888 г. углубляли дно. С плотов опускали динамитные заряды и подрывали. Раскалывали крупные камни на фарватере и прокладывались по дну специальные цепи для туерных пароходов, которые должны были протягивать рейсовые суда. В начале девяностых годов XIX в. фарватер через все ангарские пороги выравнивался.

Аналогичные дноуглубительные работы в меньших масштабах проводились и на перекате Исток, как до революции, так и в советское время. Местные жители из пос. Никола ещё помнят, как всё лето в 1975–1976 гг. осуществлялась очистка фарватера от топляка и углубление дна черпаковым плавкраном каменисто-галечнаго дна на перекате Исток, и как со дна реки, в месте, где ушла под воду Иркутского водохранилища ст. Подорвиха, извлекали железнодорожные рельсы с затопленного участка железной дороги. В узком месте на реке Ангара у пос. Никола, где сейчас расположена база МЧС, ранее находилось боновое загрождение для сбора брёвен молевого сплава.

Лиственичное, устье реки Крестовка, 1840 г.
Лиственичное, Никольская церковь, из французской книги Le Tour du monde, 1894 г. Сейчас на этом месте трибуна, открытая в честь зимних олимпийских игр в 2013 г.

Углубление фарватера на перекате Исток реки Ангара позволило увеличить глубину реки до 3 метров и обеспечить более безопасный проход крупнотоннажных судов через этот участок. Это значительно улучшило условия навигации для всех видов транспорта, включая суда большого тоннажа, которые ранее не могли пройти через этот участок реки. В 1965 г. по фарватеру с минимальной глубиной 2,9 м, вдоль левого берега, через перекат Исток из Байкала был выведен в Иркутское водохранилище ледокол «Ангара» с осадкой 4 м. Об этой уникальной проводке большетоннажного большого судна в подробностях рассказывает капитан ледокола «Ангара» Г.В. Лазо. В своих воспоминаниях он пишет: «Это случилось в 1965 г. Было решено «Ангару» увести в Иркутское водохранилище и установить на 21 километре. Промерили исток Ангары. Самая большая глубина – 290 см. Ледокол имел осадку 4 метра. Сняли 6 шлюпок, выгрузили балласт, запасные части. Осадка «Ангары» стала 380 см. Решили поднять «Ангару» лихтером. В порту было 2 лихтера «Крупская» и «Люксембург», грузоподъемностью по 1000 тонн каждый. Работа эта проходила в Порту Байкал против материального склада. Поставили ледокол между лихтерами, которые закачали водой все четыре трюма. Под «Ангару» с лихтеров подвели 15 концов троса диаметром 39 мм. Концы набили талями и закрепили. Потом подвели концы под оба лихтера и «Ангару» с внешней стороны лихтеров их также набили и заделали, чтобы лихтера при подъеме не могли крениться. Если бы не подали эти концы, лихтеры бы кренились и не подняли «Ангару» на нужную высоту. Таких концов было подано 10 штук. Всего под «Ангару» было подано 25 концов. Откачали воду из лихтеров. Ледокол поднялся почти на метр, осадка в корме под пяткой была 290 сантиметров. Воды на истоке было тоже 290 см. Никакого запаса воды не получилось. Решили вести ледокол с такой осадкой. Буксировку ледокола на 21 км должен был произвести п/х «Суворов», капитаном которого был Зыков Константин Михайлович. С лихтеров подали вожжевые одинаковой длины, которые заделали за буксир «Суворов». В первой декаде декабря 1965 г. п/х «Суворов» с л/к «Ангара», поднятым между лихтерами, отошел из Порта Байкал в Иркутское водохранилище. На истоке Ангары глубины были на пределе. Проходя исток, ледокол два раза задел дно. Первый раз при входе в исток, второй раз при выходе из истока. Но все шло благополучно. Ни один трос не лопнул. Когда повели «Ангару» в исток, большинство жителей собрались ее провожать. Выходили жители Молчановой, Деминой пади, прощаясь с «Ангарой». Мы дошли до пади Змеиной. Дальше был лёд. Решили оставить здесь до весны. В Змеиной снова накачали лихтеры водой, отдали все троса. «Ангару» на якоря поставили в Змеиной. П/х «Суворов» с лихтерами ушел в порт»[i].


[i] Лазо Г.В. Воспоминания Г.В. Лазо, капитана ледокола «Ангара». Краеведческие записки. Выпуск двенадцатый. Иркутск, 2005 г. – с. 143.

Шаман-камень – это надводный выступ Ангарского порога. Расположен практически посередине реки, чуть ближе к левому берегу, от правого берега – 500 м, от левого – 460 м, на расстоянии 445 м от истока (за нулевую точку отсчёта принято считать местоположение водомерного поста в Порту Байкал). Вода вокруг него никогда не замерзает из-за большой скорости течения и постоянства температуры воды (3,5°С), каждую зиму здесь образуется большая полынья протяжённостью 3–5 км, а на камне намерзает грибовидная ледяная шапка. Попасть к камню можно только по воде, он круглый год отделён от берега стремительным потоком ледяной воды и в зависимости от уровня воды выступает над поверхностью от 2 до 1 метра. С учётом подводной части общая высота скалы от дна до верхушки составляет 3,5–4 метра. В начале весны, из-за низкого уровня Байкала, камень возвышается над водой непривычно высоко – в рост взрослого человека. До строительства на Ангаре первой ГЭС до 1950 года уровень Байкала никогда не был постоянным. По естественным причинам ежегодно он изменялся в пределах 80–83 сантиметров, поэтому и высота камня на середине истока Ангары была весьма изменчивой, а стремительность течения заметна на глаз.

Лоция Иркутского водохранилиша с указанием глубин возле Шаман-камня в пределах 1,6-2,2 м. Постройка Иркутской ГЭС подняла уровень Байкала примерно на 80-90 см, поэтому в маловодные годы весной до Шаман-камня до образования Иркутского водохранилища можно было легко дойти на лошади вброд. На лошади можно преодолевать броды глубиной до 1,5 м

На современной лоции Иркутского водохранилиша указаны глубины возле Шаман-камня в пределах 1,6–2,2 м., на судоходном фарватере 3,5. Такая большая глубина фарватера на перекате Исток образовалась после работ по расчистке от камней и дноуглубительных работ проводимых на Ангаре с 1938 г. с помощью многочерпакового земснаряда, ранее она составляла максимум 1,2 м, и проводка судов вверх по Ангаре, с быстрым встречным течением, для выхода в Байкал осуществлялась при помощи конной буксировки бечевой вдоль левого берега реки. Постройка Иркутской ГЭС подняла уровень Байкала примерно на 80–90 см, и в итоге фарватер стал глубоким и полноводным. Местные жители помнят, как при углублении фарватера вдоль левого берега со дна реки даже извлекали железнодорожные рельсы.

Из справки о перекате «Исток»: «Габариты судового хода на Иркутском водохранилище определяются исключительно габаритами левого судового хода в истоке реки Ангара (перекат Исток). При проектном уровне 350 см над «0» графика в/п Исток гарантируются глубина 2,0 м, ширина 30 м, радиус закругления 500 м. Правый судовой ход на перекате Исток имеет глубину на 30 см меньше, чем левый».

В Морском Сборнике за 1870 г. в статье «Ангара и реки, впадающие в Байкал» А. Сгибнева, старшего адъютанта морского управления при штабе командующая войсками Восточной Сибири указаны глубины возле Шаман-камня: «Исток Ангары перегорожен грядою гранитных валунов, через которые переливается Байкал. В средине истока возвышается, на сажень от воды, огромный камень, имеющий в окружности до 7 сажень (=15 метров) и известный под названием Шаманского. В гряде этих камней есть два прохода, из коих один глубиною 11/2 (= 1,07 м), а другой 2 аршина (= 1,42 м). При выходе из Байкала Ангара имеет течение до 3 миль в час и на пространстве 20 верст от Байкала никогда не замерзает»[i].

В записке подполковника Романова, составленной специально для генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьёва в 1853 г. указаны максимальные глубины на фарватере на перекате Исток: «У правого берега в нормальную воду – 4,5 фута, в малую – 3,5 фута, у левого – 5 фут, в малую воду – 4 фута» (1 фут = 30,48 см), т.е. в маловодные годы максимальные глубины на фарватере составляли всего 1,06–1,21 м[i].


[i] ГАИО Ф31 – Оп. 3. – Д. 290 – Л. 6-11 об. Из книги С. Гольдфарб. Ангара. Река. Иркутск, 2016 г. – с. 56.


[i] Сгибнев А. Ангара и реки, впадающие в Байкал. «Морской сборник», №4, 1870 г.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (СПб, 1890–1907 гг.) об этом камне сообщается следующее: «Шаманский камень – Иркутской губернии и уезда, гранитная скала почти у самого истока реки Ангары из озера Байкал. Исток этот на протяжении 1/2 версты в длину преграждается грядой подводных камней, часть которых выдается местами над поверхностью реки. Один из них, отличающийся своими размерами и расположенный почти на середине истока реки, и есть Шаман-камень. В старину скала эта была почитаема шаманами как местопребывание Эмман-саган-нойна – непобедимого белого божества, которому они приносили жертвы на этом камне. Здесь же в известных случаях буряты приводились к присяге. Ныне все это отошло в область преданий. На скале замечают ежегодно уровень воды в озере, который понижается».

Живописная Россия Т. 12. Ч. 1 : Восточные окраины России. Восточная Сибирь. - СПб. ; М., 1895

О том же писал в середине XVIII столетия И.Г. Георги в гла­ве о бурятах: «Самою тяжкою клятвою почитается то, когда кля­нущийся подходит близко к так называемому Шаманскому кам­ню, находящемуся на юго-западном берегу Байкала, неподале­ку от реки Иркута. Камень сей называется на бурятском языке «Аеху Чолан», т.е. страшная каменная гора, и они верят, что ка­мень сей лжецов поражает скоропостижной смертью».

В древности местные жители Приангарья наделяли Шаман-камень чудодейственной силой. На Шаман-камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь; сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы он сознался в содеянном. Если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. При решении особо запутанных спорных дел присягу буряты принимали только в одном месте, а именно: на Шаманском камне в истоке Ангары, где, как считалось, «познаётся всякая справедливость и истина». Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг него.

В конце XIX века писатель Д.И. Стахеев со слов местных жителей записал: «камень назван шаманским потому, что буряты шаманской веры признают его за обиталище онгонов (духов). К этому камню приезжают буряты за 300–400 верст, и перебравшись на лодках на самый камень, входят будто бы в непосредственное сношение с обитающими на нём духами. Нередко к этому таинственному месту привозят они своих собратьев, в чём-либо обвиняемых, и заставляют произнести здесь отрицание преступления. Шум волн, разбивающихся о камень, высота его над водою, фантастичность самого места и полное убеждение в присутствии на нём невидимых духов – всё это разом действует на присягавшего, и виновный большей частью не может скрыть своего преступления; он со страхом и трепетом сознаётся во всех грехах, вольных или невольных. Часто бывает так, что решившего принять присягу на Шаманском камне привозят на берег без чувств. В глубоком обмороке. Случается, что по возвращении сознания бурят ещё долго дрожит от страха и не может успокоиться: так его напугали страшные онгоны!»

По древним верованиям, это было место обитания. Ама-Сааган-нойон – камень в истоке реки Ангары. Вряд ли кто-либо из современных местных жителей или гидов-экскурсоводов сейчас сможет вспомнить и правильно произнести имя могущественного Белого хозяина истока реки Ангара, имеющего своё присутственное место на Шаманском камне. Даже в преданиях бурят из разных мест проживания существуют разночтения имени хозяина истока реки Ангары. В работе бурятского этнографа М.Н Хангалова «О хатах» говорится: «Когда все 9 сыновей Буха-нойон-баабая спустились на землю, Буга-Сагаан-нойон сделался хозяином истока Ангара (Ангарайн-амани-эжин)». В записанных шаманских призываниях бурят Шанхайского улуса (устье реки Унги) – «хозяин истока Ангары, р. Селенги и земли Иркутской, сделавший белый каменный мост, Гуртэ-Сагаан-зарин, сын Монгутая». В мифах кудинских бурят говорится:

«Старший сын, спустившийся с неба, избрал себе место

Исток Ангары – его местопребывание

Ангара-море – твой плеск;

Каменные стены – твоё здание,

Плоский камень – твой дворец.

Хозяин истока – Буга нойон и княгиня hуга».

Н. Витсен, ученый из Амстердама, посетивший Россию и опубликовавший труд «Северная и Восточная Тартария» в 1692 г. упоминает о «священной горе около Байкала, куда отправляются, чтобы дать клятву. Те, кто произносит ложную клятву или дает ложные показания, оттуда живыми не возвращаются».

Голландский купец, направляющийся в 1692 в Китай, Исбрандт Идес: «На этой горе приносят они свою клятву, кто же при­сягнет ложно, тот, по их мнению, не сойдет жи­вым, вниз. На ней прино­сят они также в жертву убойный скот». Упомя­нутая, гора, по мнению комментаторов текстов, это, вероятно, Шаманский камень в истоке Ангары, на котором подобный обряд действительно проводился вплоть до начала XX столетия.

Схожие сведения о почитании скалы приводит Карл Риттер в «Землеведении Азии» (1879 г.): «Так, например, недалеко от истока Ангары из озера, след. на ю.-з. от острова Ольхона, есть гранитная скала, называемая Шаманкой, сажень семи в окружности, выдающаяся едва на сажень из Байкальскаго озера, но почитаемая шаманами и ламами за местопребывания эмник-заган-ноин, т.е. непобедимого Белого бога, которому они и приносят на скале жертвы. На этой скале замечают ежегодную прибыль воды в озере, которая означается полосами ила, намываемого водами Ангары» (сажень = 2,1336 м, т.е. окружность выступающих из воды камней около 15 м, высота – около 2 м).

Иллюстрация из еженедельника "Всеми́рная иллюстра́ция" (1882) — русский еженедельный иллюстрированный, умеренного буржуазно-либерального направления, художественно-литературный журнал, один из самых популярных среди иллюстрированных изданий второй половины XIX столетия в Российской империи. Издавался в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве Германа Гоппе с 1869 по 1898 гг. объёмом в 2 печатных листа и общим тиражом до 10 000 экз.

Из книги К. Риттера«Землеведении Азии» (1879 г.):Лиственничное Зимовье, отстоящая почти на 9 геогр. миль (61 верста) к югу от Иркутска, разумеется не в совершенно прямом разстоянии: около двух третей этого разстояния, т.е. до 6 геогр. миль, приходится на ширину поперечнаго прорыва Ангары сквозь крутыя скалистыя горы; а собственно прорванная северная стена озерной котловины еще менее, до того места, от котораго озерный сток начинает сходить с уступа Байкальского бассейна на нисшую ступень Иркута и Ангары-Тунгуски. Чтобы проплыть это небольшое разстояние вверх по реке, судно, на котром Георги совершал плавание по Байкалу, полудащаник (т.е. плоскодонное судно, полднимающее до 1000 пудов груза), употребило восемь дней.

Ангара вытекает из озера очень широким руслом в скалистое ущелье. Столь медленное плавание вверх по реке объясняется только сильным падением Ангары.

Паллас, проезжавший то же самое пространство летом, видел близ истока Ангары из озера, при входе ея в стесненный горами прорыв, только дремучие, болотистые леса. Тогдашний губернатор (1772) приказал проложить на склоне скалистых гор, ограничивающих ущелье, новую проездную дорогу; до того времени можно было проезжать только на дне разселины, по самому берегу Ангары, но при возвышении воды и в половодье сообщение постоянно прерывалось, как это испытал и Гмелин. Пройдя эту теснину, дорога выходит на более открытую местность за речкой Окаралыком, текущей справа, с востока, при станции Никольская-застава. Начиная с этого места по обеим сторонам Ангары поднимаются невысокия горы, прорезанныя долинами, склоняющимися к Ангаре и легко затопляемыми, поросшия, особенно справа, хорошим лиственничным, сосновым и березовым лесом; отсюда же начинается безчисленное множество лесистых островов на самой реке, разъясненных по ней до самаго Иркутска".

Немецкий историк Г.Ф. Миллер в фундаментальном труде «История Сибири» в начале XVIII столетия пи­сал о священных скалах: «Здесь родина бурят, у которых также существует подмеченный мною у вогулов обычай почитать священные скалы. Каждая скала этого рода называется ими Aiechu-tsechlo, т.е. «заставляющая вздрогнуть скала», и пользуется таким почита­нием, что лица, обвиненные в преступлении и желающие дока­зать свою невинность, прибегают к подобной скале и обхватыва­ют ее обеими руками, будучи твердо убеждены в том, что если ложно поклянутся, то непременно умрут. Такая «заставляющая вздрогнуть скала» находится у озера Байкал к западу от того места, где вытекает Ангара».

Вершина Камень Черского (Гора Шаман)

Над истоком реки на правом берегу возвышается вершина Камень Черского, прежде носящая другое название, не дошедшее до наших дней. Это лучшая обзорная точка панорамы истока и самая крайняя южная вершина, начинающего вдоль берега Байкала к северу от истока реки Ангары горного хребта, названного в первом описании Тартарии ­– Каменным Поясом. На карте Витсена на побережье Байкала севернее истока Ангары обозначены горы с названием Steen klippen (Каменные скалы). Судя по прилагаемому описанию к карте – это почитаемая гора, где проходили шаманские обряды с жертвоприношением «убойного скота», могла иметь название похожее на словосочетание – Скальный Камень. В начале XX века вершина была переименована и получила современное название в честь польского учёного Ивана Дементьевича Черского (18451892) – Камень Черского. Её вершину венчает каменистая гряда, а склон в сторону истока крут и безлесен, благодаря чему с верхней скалы открывается прекрасная панорама на Байкал и исток реки с легендарным Шаман-камнем на её середине. Священная среди иркутских бурят гора, расположенная в 2 днях пути от Иркутска на Байкале, упоминается в заметках Николааса Витсена, Исбранта Идеса и Герхарда Миллера. Исбрант Идес, проезжающий через исток Ангары в 1692 г. записал: «Когда кто-либо из них должен принести клятву, то они отправляются на озеро Байкал, близ которого находится гора, почитаемая ими священной, и до которой два дня пути. На этой горе приносят они свою клятву, кто же присягнет ложно, тот, по их мнению, не сойдет живым вниз. На ней приносят они также в жертву убойный скот». Понятно, что крупную рогатую скотину невозможно перевезти в лодке для жертвоприношения на небольшой Шаман-камень, выступающий из-под воды всего на 1,5 метра. Жертвоприношения, очевидно, проводились на берегу или, по шаманской традиции выбирать для обрядов знаковые и выразительные природные места, на вершине, рядом расположенной, шаманской горы с красивым видом на исток реки, точно также как на Ольхоне проводились подобные шаманские обряды напротив Шаман-скалы, а не на её вершине. В научном комментарии текста имеется неоднозначное указание, что под этой, особо почитаемой бурятами, горой, вероятно, подразумевалась гора на Ольхоне или в Тункинской долине, однако до Ольхона от Иркутска более 300 км пути, осложнённого необходимостью водной переправы через широкий пролив с материка на остров. На это путь уходило более десяти дней пути. А до Тункинской долины путь был ещё сложнее и дольше. В дневнике Исбранта Идеса говорится о двух днях пути по суше от Иркутска до священной горы вблизи Байкала, единственно возможный 2-дневный маршрут по суше, это путь по правому берегу Ангары от Иркутска до её истока (60 км). Сам Исбрант Идес от Иркутска до озера, согласно его записи в путевом дневнике, затратил на дорогу 6 дней: «Отдохнув некоторое время в Иркутске, 4 марта я выехал в путь, а 10 марта приехал на берег озера Байкал, которое мы нашли покрытым крепким льдом. Переехав через него, мы счастливо достигли деревни Кабаньей». На побережье Байкала особо почитаемые места, где регулярно проводились шаманские обряды сохранили названия с корнем «шаман», это Шаманский мыс на юге Байкала, Скала-Шаманка на Ольхоне, Шаманский утёс на реке Иркут, только не сохранилось до наших дней название шаманской горы в истоке Ангары, она была сто лет назад переименована в Камень Черского и её прежнее название забыто, однако несмотря на это на её вершине до сих пор принято привязывать ритуальные цветные ленты – залаа в честь хозяина истока, могущественного Ама Саган-нойона, одного из 13 северных нойонов, опустившихся, согласно бурятских мифов, с неба вершить суд над людьми.

В научном примечании к тексту: «На этой горе приносят они свою клятву» – дан следующий комментарий: «Имеется в виду или Тункинская гора, или гора на острове Ольхоне». Похоже, что об этой горе говорится также в мало известном описании бурят Ренье, швейцарца родом, жившего в Иркутске при детях губернатора фон Бриля (между 1767–1794 гг.), напечатанном в книге «Beitraеge zur Erweiterung der Geschichtskunde» (Hrsg. von Johann Georg Meusel. – 1780. – Bd 1. – S. 119–180. Ренье записал отрывок из бурятской космогонической легенды: «О происхождении человека рассказывают они следующее: бог послал с небес на землю, и именно на Тункинскую гору, сына и дочь, детей, наделенных человеческими потребностями, где они были воспитаны свиньей (эта гора находится невдалеке от Тункинского острога). Поэтому буряты приносят на этой горе жертвы и после того оставляют на ней либо убитую овцу, либо что-нибудь съестное. Нерчинские и селенгинские братские утверждают, что сотворение человека имело место на острове Ольхон, на котором будто бы еще и в настоящее время должен сохраниться котел, в котором первые люди варили себе пищу».

Ангара, длина которой составляет 1779 км, – единственная река, вытекающая из Байкала. Ангара по-бурятски и по-эвенкийски – «анга», означает пасть, рот, получила свое название из-за расщелины, дающей выход водному потоку из озера. В одной из старинных легенд говорится, что Шаман-камень закрывает вход в подводное царство Эрлик-хана, которое охраняет огромная змея.

В другой легенде об Ангаре, рассказывается об её бегстве к Енисею и попытке догнать её суженым – р. Иркут: «У седого Байкала большая семья – более 300 сыновей, больше 30 дочерей, но самой любимой была Ангара. Все прощал отец своей любимице и баловнице. Когда пришло время выдавать красавицу Ангару замуж, то со всех сторон во владения Байкала потянулись женихи, но никто из них ей не нравился. От чужих взглядов спрятал он ее в своих водах. И решил он найти ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Выбрал Байкал в женихи ей соседа - богатого и знатного Иркута, но не нравился Иркут Ангаре. Суженный был нетороплив, лениво протекая по Тункинской долине. Своенравная Ангара, устав ждать жениха, из рассказов чайки узнала о могучем богатыре Енисее. Вопреки воле отца решила она ночью убежать к Енисею. Проснулся Байкал, да поздно было. В ярости швырнул вдогонку Ангаре огромный утес, чтобы задержать беглянку. Но успела Ангара грудью рассечь береговые скалы. Там, где вырвалась Ангара из тисков Байкала, до сих пор высится Шаман-камень, брошенный отцом вслед красавице. Рассерженный Иркут, узнав о бегстве своей невесты, изменил направление своего течения, прорезал хребет Быстринская грива и бросился вдогонку за беглянкой Ангарой». На географической карте видно, что, не доходя 18 км до Байкала, река Иркут резко меняет направление течения и образует большую петлю с глубоким скалистым Зырказунским ущельем.

Туристы в Листвянке, 1900-е гг. Виден Порт Байкал на противоположном берегу Ангары

Образование Ангарской прорези по геологическим меркам произошло недавно, после обрушения и опускания днища залива Лиственничного примерно 15–20 тыс. лет тому назад, т.е. Иркут не догонял Ангару и до слияния с её водами тысячелетиями не спеша бежал к Енисею, являясь его полноводным притоком. Современное русло реки Ангара сформировалось в долине, где ранее протекала река Большая, ныне эта река сохранилась только в своих верховьях, превратившись в один из небольших притоков Ангары (правый приток в 12 км ниже истока), а Иркут стал левым притоком Ангары примерно через 70 км от Байкала. Через 1779 км, река, образованная из прорвавшихся байкальских вод (Ангара) и слиянием рек Большой, Иркута, а затем и больших притоков саянских рек достигала Енисея. В месте слияния этих рек сток Енисея примерно на треть меньше ангарского, а ширина Ангары больше Енисея. По этим показателям можно считать притоком не Ангару, а Енисей, однако геоморфологический признак «главной» реки наука называет возраст русла (ангарское русло моложе енисейского на десятки тысяч лет), поэтому географы определяют более полноводную Ангару притоком Енисея.

С учётом научных данных, легенду о Беглянке-Ангаре можно изложить в новой редакции так: «Неторопливо протекал по Тункинской долине Иркут, пока однажды из рассказов чайки не услышал о красавице Большой Речке, тогда, изменив направление своего течения, он устремился к ней. Чтобы встретиться со своей возлюбленной, спокойный и рассудительный Иркут долго пробивал Зыркузанское ущелье, и, наконец, полноводным богатырем предстал перед Большой Речкой. Однако не долго молодые наслаждались своим супружеским счастьем. Позавидовав их любви, расчетливая и холодная Ангара, под покровом ночи прорвалась из Байкала в долину Большой Речки. Разгневанный Байкал бросил вдогонку Беглянке-Ангаре камень, но было поздно, Ангара уже слилась с Большой речкой, затем с Иркутом, а позже с Китоем, Бирюсой, Енисеем – со всеми семью большими саянскими реками, но так и не нашла счастья ни с одной из них, так и течет она до сих пор холодная до самого Северного Ледовитого океана – нет у неё настоящей любви». Второй вариант легенды, в отличие от первого, имеет доказательную научную базу. Разлом в Приморском хребте, приведший к образованию ангарского проема, произошел совсем недавно – от 15 до 20 тыс. лет назад, т.е. тогда, когда современное русло Иркута уже существовало.

Шаман-камень мог не сохраниться до наших дней. В 1947 г., когда проектировалась Иркутская ГЭС, инженеры предложили взорвать в истоке реки Ангары 30 тыс. тонн аммонита для углубления русла реки на 25 м, что позволило бы увеличить сток воды из Байкала и помогло быстрому наполнению водохранилища. Проект был отклонен гидрологами и энергетиками.

Справка: «Зарегулирование стока плотиной Иркутской ГЭС повысило уровень озера в среднем на 77 см с отметки 454,54 м до 455,27 м над уровнем Балтийского моря (с 455,08 до 455,85 м над уровнем Тихого океана), а сток из озера стал в значительной мере регулироваться работой ГЭС. Средняя амплитуда годовых колебаний при естественных условиях составляла 82 см. Наивысший из уровней был отмечен в 1869 г. и составил 276 см над нулём графика водомерного поста ст. Байкал (453,27), а самый низкий в 1904 г. – 59 см. Таким образом, амплитуда многолетних измерений уровня почти за 100-летний период инструментальных измерений составляет 217 см». В настоящее время предельные уровни озера Байкал ограничены требованиями постановления правительства РФ от 26 марта 2001 года №234. Документ установил минимальный допустимый уровень воды в 456 метров (тихоокеанская отметка — ТО), максимальный — 457 метров (ТО).

Порода знаменитого камня не гранит, как об этом сообщается в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и во всех современных путеводителях. Лицевая часть Шаман-камня, обращённая в сторону Байкала испещрена белыми прожилками, характерными для гнейса. Гранитная порода, обладающая гнейсовой текстурой, по геологической терминологии именуется гнейсо-гранитом. Интересно отметить, что в расположении вкраплений светлых пород, создающих визуальную иллюзию загадочных скрижалей можно рассмотреть мифических летящих оленей, возможно, становившихся помощниками шаманов при проведении на камне в глубокой старине обрядов. Среди этих природных изображений можно найти образ церковной луковицы с крестом наверху. Затёртые следы охры от нанесённых ранее на камне рисунков можно увидеть до сих пор. В записях исследователя Восточной Сибири, по происхождению поляка, И.Д Черского гоаорится: «Иркутский архиепископ, желая прекратить совершение этих обрядов, приказал поставить на верхушке камня крест. Буряты восприняли это враждебно, а шаманы вспомнили старую легенду о потопе: наступит время, когда камень провалится в воду, и тогда поднявшиеся воды озера хлынут с бешеной силой и затопят Иркутск – город греха».

На байкальских скалах встречаются, выбитые поверх древних петроглифов кресты православных христиан. Их до сих пор можно разглядеть на знаменитых писаницах беломраморной скалы Саган-Заба, кресты были также зафиксированы на мысах Кресты (Ольхонские ворота), Крестовом (Приольхонье), Крест в Лударской бухте. Христианские миссионеры прошлых столетий выбивание крестов мотивировали, как для «уменьшения бесовской силы шаман­ских капищ».

На правом берегу, напротив Шаман-камня находится смотровая площадка. Здесь на пирсе или в Листвянке всегда можно арендовать моторные лодки для водной экскурсии к главной святыне истока реки Ангары – легендарному Шаман-камню.

Современное фото с такого же ракурса

Особенно необычным кажется исток зимой. Река парит, украшая куржаком лес в окрестностях. Сравнительно теплая подледная вода Байкала (в Ангару из озера втягиваются водные массы не с самой его поверхности, а с некоторой глубины, где температура воды выше 0°С) и быстрое течение делают исток незамерзающим даже в самые суровые зимы.

Ежегодно сюда прилетают на зимовку водоплавающие птицы. Это единственная постоянная зимовка в Северной Азии. На зимовке птицы появляются в ноябре. К началу декабря в истоке р. Ангары собирается около 1200–1500 уток, к концу месяца – не менее 3000–4000. В отдельные годы численность зимующих птиц достигала 10–12 тыс., в январе 2003 г. учтено 5400 особей (данные И.В. Фефелова, И.И. Тупицына, В.В. Рябцева). Полынья обычно имеет длину 3–5 км. Подавляющее большинство зимующих составляют гоголи (более 90%), численность большого крохаля достигает 300–400 особей, в количестве от нескольких десятков до нескольких особей зимуют средние крохали, морянки, утки. Суровые зимы могут значительно сократить размеры полыньи (зима 1983 г.), но лишь раз за 300-летний летописный период отмечено кратковременное полное ее замерзание. Мелководный исток дает зимой пищу уткам. Каждый вечер они улетают на ночлег в байкальские торосы, а днем плавают в полынье.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.