ЦАРЬ ВСЕХ ШАМАНОВ. СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЖИМА

Статьи 23 февр. 2021 г.

Фотографии и текст Сергей Волков

ЦАРЬ ВСЕХ ШАМАНОВ. СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЖИМА

В древних бурятских преданиях рассказывается о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба по просьбе людей, страдающих от болезней и голода, вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Самый главный из них, старший и могущественный Хан Гхото-нойон (Хутэ-баабай) избрал местом пребывания остров Ольхон в центре Байкала. Согласно содержанию древних бурятских мифов, опустившийся на землю острова Ольхон, сын Божественного Неба, ставший царём всех земных шаманов, Хан Хутэ-баабай первоначально обосновался на вершине горы Жима, подножие которой стерегла змея огромных размеров, подобная дракону, Абарга могой – прародитель и царь всех змей, и только после того, как змея ушла жить на дно Байкала небожитель оставил гору и переселился в призрачный дворец на дно Байкала.

В китайской летописи «Каталог гор и морей» (Шань Хай цзин, написанной около 2 тысяч лет назад) можно найти упоминания о Северном море, где рассказывается о единственном каменном острове на озере «восточнее которого бездонная пучина птичьих перьев – вход в потусторонний мир мертвых, который охраняет чудовищный дракон-змей». Является ли китайское Северное море синонимом названия Бэйхай, которое современные историки отождествляют с Байкалом, на самом деле спорный вопрос.

Неясно знали ли древние лесные народы, населявшие берега Байкала – тунгусы и эвенки, точно место наибольшей пучины Байкала (напротив горы Жима, восточнее острова Ольхон), в бурятских мифах говорится, что вход в подземно-подводное царство мертвых Эрлик-хана, откуда нет возврата закрыт камнем в истоке реки Ангары, а вот упоминаний о бездонной пучине напротив горы Ижимей в бурятских мифах мне найти не удалось. Краеведы традиционно упоминают, что древние люди наблюдали напротив мыса Ижимей грандиозные водовороты и воронки на воде. Хотелось бы прочитать об этом в каком-либо первоисточнике, ссылок на который ни у кого из авторов нет. Через поколения людей, из этих удивительных рассказов, сложился миф о подводном сообщении Байкала с Северным Ледовитым океаном, имевший распространение ещё в начале ХХ века. В книге «Байкал в вопросах и ответах» известный байкаловед, академик Российской Академии наук Г.И. Галазий пишет об этой легенде: «Эта легенда возникла по двум причинам: из-за того, что недостаточно ясно, как нерпа попала в Байкал, и из-за наличия в средней части озера, против дельты Селен­ги, кругового течения, куда чаще всего увлекаются рыбо­ловецкие сети, поставленные в придельтовых районах Селенги. Никакой подземной протоки (имеется в виду ее вход­ное отверстие на дне озера) нет, так как по закону сооб­щающихся сосудов уровни воды в Байкале и океане выравнялись бы. Но уровень в Байкале, по крайней мере последний миллион лет, находится на отметке, превы­шающей 400 м над уровнем океана, а по минерализации вода Байкала остается пресной. Связь с Ледовитым оке­аном существует по речной системе: Байкал – Енисей – Карское море. Возможно, в геологической истории эта связь могла быть и иной, но все равно осуществлялась по речной системе. Вероятно, этим же путем из Ледови­того океана попала в Байкал нерпа».

Впервые отметку наибольшей глубины озера в этом месте ученые определили с помощью тросовых замеров в 1920 г. Если бы вершину г. Жимы можно было увидеть со дна нынешнего озера, она предстала бы в виде грандиозной отвесной скальной гряды 3-километровой высоты. В этом месте зафиксирован наибольший перепад высот байкальской котловины, а крутизна подводного склона вдоль восточного побережья острова Ольхон между мысами Ижимей и Ухан достигает 30–40°. Ученые на глубоководных аппаратах осматривали это место и отметили необычайно протяженные, совершенно прямые, узкие и глубокие, двухметровые каньоны уходящие по отвесному скальному склону до самого дня. Примечательно, что были обнаружены места с отрицательным свалом, т.е. места, где подводные узкие каньоны уходят под скалу или даже, возможно, под остров. Из-за большой глубины, недоступной для аквалангистов, изучить подробнее эти узкие подводные каньоны, а также встреченные под водой ноздреватые и дырчатые породы, на крупных ГОА типа «Мир» пока невозможно. В наши дни именно над этим местом на Байкале часто наблюдаются аномальные атмосферные явления – регулярные миражи прямоугольной формы, светящиеся и парящие над озером объекты аномальные объекты, яркое красное зарево и вспышки. На льду находят круглые 10–20 метровые полыньи с гладкими отполированными краями, а на дне Байкала, во время погружения глубоководного аппарата «Пайсис» в 1991 г. наблюдали подводное свечение неизвестной природы. Возможно, что эти аномальные атмосферные явления связаны с выбросом метана со дна Байкала на его поверхность.

Восточный берег острова Ольхон

Случайны или нет эти нетипичные природные явления, и связаны ли они с наблюдаемыми здесь байкальскими народами грандиозными водоворотами, неизвестно, но с древних времен мыс Ижимей с горой Жима считаются у бурят священными и запретными местами для посещений. Примечательно и символично, что самая высокая гора на Ольхоне, священная гора Жима (1274 м) находится на равноудаленном расстоянии от самой северной (кромка острова Ярки) и от южной (кромка берега Байкальск – Мурино) географических точек Байкала. Эти расстояния практически совпадают – они одинаковые, по 300 км на север и на юг (протяжённость Байкала с севера на юг – 636 км). Именно это место указывается в мифах, как место высадки «небесных учителей» (центр местопребывания небожителей). Между мысами Ижимей и Хара-Хушун, в 10 км к северу-востоку от берега, зафиксирована наибольшая глубина Байкала – 1637 м (в 5,5 мили к северо-востоку от мыса Ижимей). Эта местность обладает важными исключительными свойствами в масштабах всей планеты – здесь расположена одна из самых глубочайших котловин земной суши, заполненная идеально чистой, практически дистиллированной пресной водой. Корни байкальской впадины (байкальский рифт) рассекают всю земную кору и уходят в верхнюю мантию на глубину 50–60 км. Исследования указывают на аномально высокий разогрев недр под Байкалом и регулярные выбросы со дна больших объёмов метана. Наукой установлено, что рифтовые разломы – благоприятное место для зарождения и эволюции биологических видов.

В книгах о Байкале до сих пор часто встречается устаревшая отметка глубины озера 1620 м. Эта глубина была зафиксирована в 1959 г. в результате замеров тросовым лотом, и отмечена на всех картах середины ХХ в. Эхолотные промеры в 1974 г. зафиксировали глубину озера 1637 м. В 1991 г. глубоководный аппарат «Пайсис» достиг дна Байкала в самом глубоком месте. Участник погружения геолог А.А. Бухаров рассказывает, что «Пайсис» лег на склон рва на глубине 1637 м и с этого места можно было еще опуститься на 5–6 метров, т. е. фактическая глубина Байкала превышает официальную картографическую отметку. При глубоководных исследованиях 2008–2009 гг. аппаратами «Мир» максимальная глубина погружений составила 1590 метров, при этом глубиномеры аппаратов были тарированы на морскую воду. После введения поправочного коэффициента расчетная фактическая глубина этого погружения составила 1623 метров. «Мы опустились на максимальную глубину, прошли по дну 3,5 мили. Здесь очень ровная местность, нет никаких более глубоких впадин для погружений», – заявил после погружения океанолог, профессор А. Сагалевич, пилотировавший «Мир-1».

Ученые с борта глубоководного аппарата «Пайсис» проследили протяженные разломы до самого дна Байкала. Каньоны опускаются до дна, многие из них разветвляются и заканчиваются подводными осыпями. Один из узких каньонов, шириной от 2 м, расположен с восточной стороны острова Ольхон, южнее мыса Ижимей, рядом с наибольшей глубиной Байкала – 1637 ми примечателен отрицательным свалом на больших глубинах. Проплывая в узком каньоне, местами можно дотронуться пальцами робота-манипулятора до противоположных стенок. Необычность каньона в том, что он совершенно прямой и после 100 мглубины уходит в неизвестность. На его стенах обитает много бычков, и здесь можно наблюдать до 30 видов этих рыб. До 20-метровой глубины стенки каньонов украшают ветвистые кусты губки Любомирского, иногда растущие перпендикулярно отвесной стене. Эта губка встречается в Байкале повсеместно до самого дна, но наиболее густые её заросли наблюдаются в Ольхонских Воротах, возле острова Огой в Малом Море, локальные места густого произрастания обнаружены около Б. Котов (Варначка падь), между мысами Ижимей и Ухан (высота губки более 2 метров).

В 2008 г. глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» совершили 52 погружения на Байкале. Во время погружений обнаружено на дне озера три места, откуда выходит нефть. Со дна Байкала из тектонических трещин в его воды ежегодно поступает около 6 тонн нефти. Эта нефть поглощается микроорганизмами, живущими на Байкале, поэтому она не распространяется по озеру и локализуется. В этих районах со дна Байкала идет постоянный выброс газа, нефти и глубинных минерализованных вод. В результате на поверхность всплывают капли газа, покрытые нефтяной пленкой. Впервые удалось увидеть и сфотографировать на дне выход сочащейся нефти. Из битумного конуса, где оседают тяжелые фракции нефти, каждые 28 секунд наверх уплывает капелька нефти диаметром около 1 см. Все битумные постройки облеплены животными и напоминают кораллы. Каким образом нефтеокисляющее организмы, черви и рачки живут на нефтяных донных выходах – теперь одна из главных загадок Байкала. Ученых заинтересовала возможность выращивания в лабораторных условиях байкальских микроорганизмов и их последующее применение для ликвидации в разных местах мира последствий экологических катастроф, связанных с утечкой нефти. Исследовались также в южной и средней котловине на дне озера конусы грязевых вулканов, получивших названия – Большой, К-2, Санкт-Петербург, Малый.

По историческим преданиям, записанных в летописях баргузинских бурят в 1887 г. говорится: «что «далеко», «далеко» за многие лета, не было нынешнего моря Байкала, на месте его говорят, была земля и горы, последняя говорят, была огнедышащая. Таковая гора, от времени провалилась, и из-под земли вышла вода, и образовалось море Бай-гал – стоячий огонь»[i]. Сходное толкование слова Байкал и предание об его происхождении приводится в летописи хоринских бурят. Имя Байкал производится от вида горы, как называлась будто бы огнедышащая, «серная» гора, стоявшая при впадении Селенги непосредственно в Ангару. Из-за землетрясения образовалось озеро, названное Байкал. Интересно отметить, что глубоководными исследованиями здесь зафиксирован подводный палеовулкан, названный Санкт-Петербург.

Уже более 250 лет исследователи отмечают по всему периметру побережья озера многочисленные проявления природных газов и нефти. В старинных летописях сохранились свидетельства о том, что еще в XVIII в. местные жители находили на пляжах Байкала выброшенные волнами куски черного маслянистого вещества, которое сейчас называют гудроном, или битумом. Стоячий огонь, возникающий при воспламенении газов, вырвавшихся на поверхность, фиксировался во время землетрясений и в обычных условиях местными жителями, как зимой, так и летом. Дети из деревень в дельте Селенги развлекаются в начале зимы, прокалывая пешней ледовые вздутия и поджигая вмороженный газ в байкальском льду. Мифы о стоячем огне на озере, подводном свете и подземно-подводном царстве Эрлик-хана, вполне вероятно, возникли по причине выходов горючих газов на поверхность озера.

Остаётся непонятным, почему мыс Рытый и священная гора Жима, о которых на Байкале сложено больше всего легенд, считаются одними из самых главных священных мест озера и остаются запретными территориями до наших дней. Местное население соотносит их с гиблыми (геопатогенными) зонами, где длительное присутствие человека пагубно отражается на его здоровье. По этой причине на мысе Рытый, где по древним мифам «парящие шаманы метали молнии» перестали селиться люди, а на гору Жима «излучающую свет» запрещено подниматься простым смертным. Система запретов, табу, на посещение этой горы сохранилась с древних времен. Существует распространенное поверье, что человека, который увидит обитель богов, ждет неминуемая смерть. Возможно, что со временем появятся научные объяснения запретов древних. Уже обнародованы рабочие гипотезы о возможном влиянии глубинных разломов на энергетическое поле Земли и его воздействие на биологические организмы.

Уединенная, скрытая лесами гора Жима, господствующая над окружающей местностью, с её вершины во все стороны просматривается синяя гладь озера, в представлении людей служила престолом могущественных духов, где находился их центральный призрачный дворец. Люди, посетившие вершину Жимы, отмечают, что на подходах к ней подолгу блудят и испытывают беспокойство, беспричинный гнёт и тревогу. Туристы отмечают, что на мысе Хобой ощущается прилив сил, а после подъема на гору Жиму, наоборот, слабеют «будто из ваты – вышла вода». В местных преданиях говорится: «Старики рассказывают, что живёт на запретной горе Жима, в самом центре Байкала, грозный дух шамана, ходить туда никому не дозволено, а кто запрет нарушает, тому сны дурные сон пугают. Сколько бы путники вокруг горы ни бродили, пути на ту вершину не будет».

В одном из буддийских преданий о горе говорится следующее: «сколько ни посылал туда Гэген-бурхан воинов, гора никого не пускала. Всякий, кто отваживался подниматься на эту гору, сваливался оттуда мертвым, потому что на головы непрошеных гостей с грохотом обрушивались огромные камни». Интересную особенность в поведение собак отмечают местные жители, случается, что собака при подъеме на гору Жиму начинает часто вставать поперек тропы, преграждая собой путь хозяину наверх. Хочешь, не хочешь, а после таких рассказов невольно поверишь в легенды и поверья о запретной горе, где обитают грозные неведомые духи или в современных терминах – концентрируется, исходящая из недр Земли, энергия от трения тектонических плит по линии гигантского байкальского разлома.

Отдельные бурятские краеведы, весьма спорно, цитируют тексты известных исторических летописей. В итоге к древнему Байкалу приписываются описания и события, происходившие на территории древнего Китая, не имеющие к современному Байкалу никакого отношения. Приведу пример из книги известного бурятского краеведа, доктора исторических наук А. Тиваненко «Древние боги Байкала», изданной в 2012 г. В ней много цитат из китайской летописи «Каталог гор и морей» (Шань Хай цзин, написанной около 2 тысяч лет назад), которые по мнению автора описывают Байкал. В итоге этого цитирования Байкал совершенно необоснованно становится «страшным местом на севере, куда уходят на вечный покой души умерших предков», а на острове Ольхон «единственном каменном острове на Северном море, окружностью в тысячу ли, проживают вислоухие люди и владыка всего Севера, находится гора под названием Столица Предка, окружностью в сто ли, восточнее которой бездонная пучина птичьих перьев – вход в потусторонний мир мертвых, который охраняет чудовищный дракон-змей». Однако, если обратиться к научному комментарию текста, цитируемой китайской летописи, он опубликован на сайте Восточная литература, можно убедиться, что упоминаемые в тексте географические названия рек и озёр относятся к бассейну р. Хуанхэ, а горы, перечисленные во второй книге «Каталога Северных гор», локализуются на территории провинций Шэньси, Шаньси и прилегающего к ним района Внутренней Монголии и никакого отношения к Байкалу не имеют. Гора Столица Предка (Диду) – комментаторами отождествляется с китайской горой Вэйюй. Описываемая область лежит в пределах Великой китайской стены, а описания земель севернее неё показывают, что они были мало знакомы составителям географии. Внимательный читатель также и без научного комментария заметит несоответствие описания в четыре раза меньшего озера реалиям Байкала, его окружность 2000 км, а не тысяча китайских ли (500 км, 1 ли = 500 м). Ольхон не единственный каменный остров на озере, всего их – 22. На нём нет местонахождений золота и нефрита.

И самый главный довод, что будет неверно называть Байкал входом в мир мёртвых, является прямое указание на местонахождение входа в страшное подземное царство мёртвых не в пучине Северного моря, а на суше «в пустынной и безводной местности, расположенной в истоках реки с тремя водопадами» в центрально-азиатском героическом эпосе «Сказание о Гэсэре», где есть такие строки:

Коня сине-стрельчатого седлает

И едет к истокам восточной реки.

Хонин-Хото там страна была,

Пустынна и безводна лежала она,

Доехал он до входа в подземное царство.

Доехал он до черной и злой двери.

Ведущей в тартарары.

Как видно из приведённых примеров ни в бессмертном эпосе «Сказание о Гэсэре», ни в китайской летописи «Книга гор и морей» нет никаких указаний на вход в царство мёртвых в глубине пучины озера Байкал.

Бурятский краевед А. Тиваненко ошибочно утверждает, что озеру Байкал в китайской летописи «Книга гор и морей (Шань Хай цзин), написанном от 3 до 2 тысяч лет назад отведена целая глава. Далее бурятский краевед пишет: «На острове Ольхон жили вислоухие, питающиеся просом», однако в оригинале летописи нет упоминания острова Ольхон, а само описываемое озеро значительно меньшего размера и локализуется во Внутренней Монголии.

«[Народ] царства Вислоухих [принадлежит] к роду Жэнь. [Это] потомки Крикливой Обезьяны (Юйхао), питаются просом, живут на острове в Северном море. [Там] обитает бог с человеческим лицом и туловищем птицы. В уши [у него] продеты две зеленые змеи, под ногами – две красные змеи, зовется Обезьяний Силач (Юйцян). (Обезьяний Силач) – как бог Северного моря и севера упоминался в «Каталоге Великих пустынь Востока» и «Каталоге Заморья Севера». Его имя пишется также Юйцзин.

В Великой пустыне лежит гора, название ее – Небесный Столб Северного Предела. Сюда, на север, течет Океанская река. Там обитает дух с девятью головами, человечьими лицами и птичьим туловищем. Зовется Девяти[головый] Феникс. [Там] живет также дух, держащий во рту и в руках змей; [у него] голова тигра, а туловище человека, четыре копыта, длинные руки. Имя его Цянлян».

В китайской летописи содержатся следующие основные определения Северного моря:

1. Северное море есть страшное место на севере, куда уходят на вечный покой души умерших предков.

2. В море под единственным каменным островом существует вход в потусторонний мир мертвых, который охраняет чудовищный дракон-змей.

3. Озеро окружностью в тысячу ли (500 км), там птицы сбрасывают перья.

4. Владыка озера, является владыкой всего севера, если он вставал на крыло, то в тёплые земли китайцев приходила губительная зима.

5. На озере Великом, есть Змеиная гора под названием Столица Предка, окружностью в сто ли. Там нет растительности…Около острова в море имелась «Пучина птичьих перьев», куда птицы сбрасывали свои перья

Полная цитата в третьей книге «[Каталога] Северных [гор]»: «Если направиться по реке на север, то через пятьсот ли достигнешь горы Гусиных Ворот. [На ней] ничего не растет. Если продвинуться по реке еще на четыреста ли к северу, то увидишь озеро Великое (Тай). Там есть гора под названием Столица Предка, окружностью в сто ли. [Там] нет растительности. Есть золото и нефрит».

В действительности географический ареал может быть охарактеризован как обширная область, лежащая к северу и востоку от р. Хуанхэ, в той ее части, где река течет по границе провинций Шэньси – Шаньси, а затем, повернув на восток, направляется к морю. Упоминаемые в тексте реки в основном относятся к бассейну р. Хуанхэ. Горы, перечисленные во второй книге «Каталога Северных гор», локализуются на территории провинций Шэньси, Шаньси и прилегающего к ним района Внутренней Монголии. Великое озеро (Тайцзэ) – комментаторы предположительно идентифицируют с оз. Син, упоминавшимся в «Комментарии» (кн. 2, с. 26), и локализуют его на севере пров. Хэнань, что примерно соответствует месту истока р. Цзи. Гора Гусиных Ворот (Яньмэнь) – по мнению комментаторов, находится на севере пров. Шаньси. Гора представлялась находящейся на «Северном краю света» (кн. 3, с. 19). Гора Столица Предка (Диду) – комментаторами отождествляется с горой Вэйюй, о которой в «Хуайнаньцзы» написано: «Дракон-Светильник живет к северу от Гусиных Ворот (Яньмэнь).

Научный комментарий к тексту: Описываемая область лежит в основном в пределах Великой китайской стены с небольшими выходами за нее. Описания земель за пределами стены показывают, что они были мало известны составителям географии.

Все 18 глав древней китайской рукописи «Каталог гор и морей» (II век до н.э.) переведены на русский язык и прокомментированы учёными. В китайском тексте этой рукописи нет упоминания Бэйхая, цитаты, приведённые в тексте А. Тиваненко, вырваны из контекста китайской летописи и в действительности не относятся к Байкалу. Нет никаких литературных источников, чтобы утверждать, что байкальская пучина напротив горы Жима является входом в мир мёртвых.

ЭЖИН ИЖИМЕЯ – ДУХ ВЕЛИКОГО ШАМАНА НАГРЕ БОО

На расстоянии 5 км южнее пади Узуры на мысе Ижимей находится священная гора Жима (1276 м). Это самая высокая точка острова. Гора считается священной у местного населения. Название местности Ижимей происходит от бурятского слова эжин – «хозяин местности», «владыка». Древние шаманские мифы повествуют о сыне Божественного Неба, пожелавшем обосноваться здесь, рядом со знаменитым ольхонским шаманом Нагре-боо. По легенде, записанной бурятским ученым М.Н. Хангаловом, гора Жима являлась главным шаманским святилищем острова, на ней в старину жил царь всех шаманов – Божественный Орёл, сотворивший множество ольхонских белоголовых орлов. Ольхонские предания говорят, что Хан Хутэ-баабай не имел своих детей, он усыновил беркута-орла, который впоследствии получил шаманский дар от тэнгриев, и стал известен под именем Хан Шубу-нойон. На воспитание он был отдан шаману правой руки Нагураю (Нагре боо), местом проживания которого была г. Жима. Все последующие ольхонские шаманы произошли от сожительства орлов с бурятами. Их удха – шаманский корень, называют «Шубууни ноёд». Хан Хутэ-баабай, поручив воспитание сына шаманской чете Нагре-боо, уступил им свой дворец на горе Жиме, а сам перебрался в призрачный дворец на дне Байкала.

Известно несколько вариантов легенд, связанных с обитанием на этой вершине духа шамана. Согласно одной из них, после поединка между небожителями за право обладания островом победитель удалился на священную гору мыса Ижимей, чтобы рассмотреть свои новые владения. С вершины ему открылась величественная панорама: со всех сторон просматривалась синяя гладь озера с горами на горизонте, а вокруг горы простиралась густая зеленая тайга. Охрану своих владений Хан Хутэ-баабай поручил бессмертному медведю с белой полоской на шее, оставив его в пещере у подножия горы, который, как считается, до сих пор живет там и наказывает незваных гостей. Медведи с белой манишкой на груди; по замечанию промышленников, они самые злые и самые опасные.

В конце XIXв. исследователь Байкала И.Д. Черский записал со слов местных жителей: «На острове самая высокая гора на мысе Ижимей. По поверью ольхонских бурят, на ней находится громадный бессменный медведь в цепях. На гору Жима буряты не осмеливаются заходить»[ii]. Сравнивая различные ольхонские мифы, невольно отмечаешь противоречие – хозяин острова одновременно проживает в двух местах: на горе Жима и в пещере Шаман-Скалы. Объяснение этого противоречия нашлось в старинном труде К. Риттера «Землеведение Азии» (1894 г.), который пишет: «Среди старого поколения иркутских бурят до сих пор распространяются легенды о шаманах и самих священных местах Байкала. В одной легенде говорится, что «вершина Ижимея, как и Пещерный мыс, считается у бурят одним из самых священных мест Байкала, к которым относится еще долина Хыр-Хушун (Рытый мыс) на северо-западном берегу озера. Между монголами, заселявшими прежде как прибрежье Байкала, так и о. Ольхон, до исповедования ламаизма, жил шаман по имени Нагре боо (боо – означает «шаман») с женою по имени Загре хаатан (хаатан – «супруга»). Шаман этот был настолько могучим, что пользовался полным уважением божества (жителя грома), называемого Угутэ-нойен. Вследствие чего, это божество считало даже необходимым прибегать к советам знаменитого шамана на Ольхоне. Задумав переселить всех монголов за Байкал, Угутэ-нойен сообщил об этом шаману, который, не желая расстаться с родиной, просил оставить его на острове. Угутэ-нойен не только изъявил согласие на просьбу Нагре, но дал ему, вместо дворца, гору Ижимей, а в дети, которых не было у шамана, орла; сам же, с женой Унгутэ-хаатан, поселился в пещере около Малого Моря. Что же касается монголов, то они на следующий день проснулись уже за Байкалом, оставив после себя каменные стены (в роде Хоргойской стены), маяки и т. п., которым буряты, в свою очередь, приносят иногда жертвы. С тех пор названные места Ольхона считаются священными. Если в течение данного лунного месяца умирает кто-либо из бурят Ольхона, то местные жители не могли ни проходить, ни проплывать рядом с Ижимеем и пещерным мысом до следующего новолуния...

Теперь вершина Ижимея и главный шаман Нагре боо вместе называются Ойхон баабай. О мифическом предке шамана Нагре боо, видимо, мало кто знает. Когда произошло их переименование, пока трудно сказать. Хотя эта легенда была зафиксирована в XIX веке, за прошедшие с того времени сто лет сумели переименовать столь именитое мифическое имя шамана и название вершины Ижимея на Шаман-скалу»[iii].

Во всех версиях мифа присутствует тема запретной священной территории горы Жима, которую охраняет прикованный цепью к скале бессмертный медведь, по другой версии – гигантская змея. На вершине живет великий дух шамана Нагре боо, которому вершину даровал Хан Хутэ-баабай, на которой он жил раньше. Рядом с духом великого шамана живет Божественный Орёл сын Хан Хутэ-баабая по имени Хан Шубу-нойон, получивший первым шаманский дар – они также считаются владыками острова. В мифах есть труднообъяснимые противоречия – сын хозяина острова в образе беркута-орла получает первым шаманский дар на острове, и при этом отдается на воспитание к уже живущему до него могучему ольхонскому шаману. Владыкой острова одновременно именуют трех разных эжинов, проживающих к тому же в разных местах – на горе Жима и на мысе Скала-Шаманка. Может быть по шаманским представлениям, это естественно, но для европейского ума труднообъяснимо – верховный владыка должен быть один, поэтому в существующей этнографической литературе хозяином острова попеременно именуют то Хан Хутэ-баабая, то его сына Хан Шубу-нойона, то эжина Ойхона – духа великого шамана Нагре боо. В XXI веке уже вряд ли удастся разобраться во всех хитросплетениях родственных связей, почитаемых в старину на Ольхоне владык. Ольхонский шаман дает достаточно сложное объяснение – все эти владыки суть проявления одного Хан Хутэ-баабая, одновременно присутствующего в разных местах на горе Жима и в пещере шаманского мыса. В настоящее время обряды жертвоприношений общебурятским божествам Хан Хутэ-баабаю, Хан Шубу-нойону и Ижимей эжину на ольхонском тайлагане проводятся последовательно и раздельно. Обряд почитания хозяину острова Ольхон Хан Хутэ-баабаю совершают на пяти шкурах: зайца – с белыми шёлковыми нитками, хорька – с жёлтыми, белки – с синими, горностая – с белыми или синими, косули – с красными. Во многих современных публикациях эти три ольхонских божества часто путают, хотя в первоисточниках ясно указано: верховное божество – это небожитель, сын тэнгриев Хан Хутэ-баабай, его призрачный дворец – камень-храм Скалы-Шаманки, его сын, внук тэнгриев Хан Шубу-нойон, в образе белоголового орла живет вместе с шаманом Нагре-боо на вершине г. Жима.

Подходы к вершине горы Жима скрыты густым лесом, в котором трудно ориентироваться. Первозданный лес, который никогда не подвергался пожарам, настолько глухой и дикий, что с непривычки угнетает своей могильной тишиной. Под ногами роскошный, обильно растущий мох, осенью встречаются места со сплошь побагровевшей брусникой. На западном склоне растет реликтовый ельник – заповедная священная роща, впервые описанная основателем хужирского музея, школьным учителем географии Н.М. Ревякиным в 1965 г. Площадь его 340 га. Плотность ельника настолько велика, что другие породы здесь не растут. Близ вершины Ижимея, произрастают также отдельные кедры, которых нет в других местах острова. Тропы на вершину нет, поэтому пешеходная экскурсия на гору утомительна. Источники воды отсутствуют, её необходимо нести с собой. В зарослях леса вокруг вершины, как часовые возвышаются по периметру каменные останцы. Со стороны моря, с востока на гору можно подняться от берега за 2–3 часа, с запада от дороги подъём, и возвращение займет целый день. Высота горы над уровнем Байкала (456 м над уровнем моря) составляет 820 м.

На вершине горы раньше находились деревянная избушка и шалаш из сосновой коры, построенные, как считается, шаманами. Ольхонский краевед Н.М. Ревякин, в 1950-е гг. посетивший вершину Ижимея, свидетельствует о нахождении там строения в виде чума, крытого лиственничной корой, и небольшой деревянной избушки, в которой находился столик-алтарь со следами обильных жертвоприношений. Духа горы островитяне представляют в образе старца с длинной седой бородой. Неоднократно местные жители рассказывали, как старец, вероятно, дух шамана Нагре боо, или может быть один из его многочисленных горных старцев-помощников, помогал детям, заблудившимся в лесу на склонах горы Жима, выйти к жилью. Образ ижимейского старца по описанию совпадает с обликом сказочного лешего из славянских преданий, который также проживает в глухих лесных чащобах и чаще всего показывается людям дряхлым стариком. Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их – обычная проделка духа. Леший развлекается, заморачивая голову путникам, сбивая их с тропинки и начиная водить кругами, поэтому можно «заблудиться в трёх соснах». Существует поверье, что единственный способ рассеять морок лешего – это надеть всю одежду наизнанку, тогда путник сможет найти дорогу и выйти из лесу. Вера в реальное проживание горного старца в густом лесу Ижимея настолько велика, что эти рассказы можно услышать по сей день.

В декабре 2013 г. на телеканале ТНТ было показано шоу «Миллион за НЛО». Победителем признан автор, нашедший в районе Тунгусского взрыва 1908 г. минерал, который в природе до этого не встречали, возможно внеземного происхождения (редкий сплав фердцилицида, выдерживающий температуру до 3000 градусов по Цельсию с элементом урана из таблицы Менделеева, не существующим на земле). По версии автора находки, уфолога-любителя Ю. Лавбина Тунгусский болид был сбит огненным шаром, но откуда прилетело боевое НЛО он не сказал. В феномене взрыва над Тунгусской учёные пока не могут разобраться, ни одна из существующих гипотез – от падения ледяной кометы или атомного взрыва, до глобального эксперимента американского учёного Н. Теслы с электричеством в ионосфере Земли не могут полностью объяснить все наблюдаемые в момент катастрофы атмосферные явления. К их числу относятся предшествующее дню взрыва над Тунгусской, наблюдаемое в Северном полушарии в течение недели аномальное свечение атмосферы и серебристые облака, а также свидетельства очевидцев о подлете к месту мощного взрыва огненных объектов с трёх разных направлений. Одно из них, как указывается в описаниях события свидетелями – тунгусскими охотниками, наблюдалось с подлётом с восточной стороны – со стороны Байкала, но откуда оно могло взяться? По одной из геофизических гипотез мощный выброс энергии произошёл по неизвестным науке причинам из недр Земли, тунгусские охотники могли наблюдать в небе «молнии Агды» – перемещение над линиями разломов, как по электрическим проводам, заряженные противоположными потенциалами сгустки плазмы, которые были притянуты гравитационной воронкой, расположенной над жерлом очень древнего и мощного Куликовского палеовулкана, который был открыт из космоса в середине 1970-х. Это жерло (диаметром около 10 км), к которому сходятся многочисленные литосферные разломы, говорят учёные, «совпадает с локальной гравитационной аномалией, эта же зона близка к глобальной геомагнитной аномалии». Геофизическая теория природы Тунгусского феномена может быть применена и к объяснению табулированных для посещения зон на Байкале. Не случайно с древних времен ущелье пади Рытой, где проходит ответвляющий разлом и куда залетают «огненные шары», и «испускающая свет» гора Жима – наивысшая точка рядом с максимальной глубиной байкальского разлома, по жизненному опыту и наблюдению местного населения, были объявлены священными и запретными для посещений. Необычные световые явления в зоне ответвляющего тектонического разлома на мысе Рытый подвержены закону цикличности и регулярно возникают в середине лета, в период высоких температур и наибольшего времени солнечной радиации. Связано ли появление светящихся изнутри шаров с взаимодействием напряжённости электромагнитного поля над линиями разломов и активностью солнечного излучения ученые пока сказать не могут. Природа регулярно наблюдаемых аномальных атмосферных явлений в этих местах полностью не раскрыта, поэтому встречаются в публикациях о тайнах Байкала фантастические версии журналистов о подводной глубинной базе неизвестных защитников человечества и трёхметровых акванавтах в серебристых облегающих костюмах, обитающих в глубинах священного озера, однако в этих публикациях нет никаких доказательств, только одни выдумки от авторов.

Правда и вымысел, порождённый художественным творчеством людей, традиционно вплетается в мифотворчество о чудесах и диковинах мира и уже через несколько поколений становится совершенно непонятным, где правда, а где вымысел, описываемая география местности и имена богов, которым поклонялись, и которых страшились древние люди. Вот как в мифах эвенков описано появление в небе стаи железных птиц – огненных стрел в день падения Тунгусского болида. Страшную катастрофу 1908 года эвенки объясняли местью шамана Маганкана осуществлённую стаей железных птиц Агды: «Раздвоилось Большое море на два озера. Эвенки слышали битву, слышали страшные удары, небо покрылось черными тучами, сверкала молния – это бог Агды катался по небу.  Старик Василий из рода Шанягирь утверждал, что сам видел железных птиц, посланных на землю богом грома Агды, видел, «как они гремели, шумели, ударяли громко». Птицы Агды, как рассказывали эвенки – свидетели Тунгусского дива, «стукали много раз, сильно стукали. Агдыллян стукал, ангарский гром удары делал, таньга – пять ударов делал. Пактыркун – стрелял будто. Палил лес, лесины валил Учир. Одын (буря) – многоголовое чудовище без глаз, с огромными ртами, без хвоста – кончал, палил, валил лабазы. Кончали агды оленей, собак кончали, людей портили – три люди помирал совсем: Люрбуман, Иван Мачакугырь, брат Лючеткана, руку крошил и помер, шаман Уйбан сразу бучо, помер на Лакуре. Многие эвенки в момент катастрофы лишились сознания, получили увечья, были контужены сотрясением воздуха. Некоторые умерли от пережитого психологического потрясения».



[i] Летописи баргузинских бурят. 1887 г.

[ii] Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб, 1883 г.

[iii] Риттер К. Землеведение Азии. Восточная Сибирь: озеро Байкал и Прибайкальские страны, Забайкалье и степь Гоби. Ч. I, СПб, 1894 г.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.