СКУЛЬПТУРА "ОТЕЦ-БАЙКАЛ" ДАМШИ НАМДАКОВА НА ОЛЬХОНЕ
Текст и фото Сергей Волков
Бурятский этнограф С.П. Балдаев утверждает, что хозяйка Байкала – маленькая девочка, жители восточного берега – владыка вод в образе крепкого старца с длинной белой бородой, именуемого в разной транскрипции Уhан Хан, Усан Хан, Усан Лопсон, Лус, Лусууд, Лусад и т.д., а ольхонский шаман вообще считает, что дух Байкала антропоморфный и каждый может видеть его в силу своих религиозных убеждений, таким каким захочет представить.
Совершенно иначе духа Байкала представляет себе бурятский скульптор Даши Намдаков, его работа «Байкал Бавээ» (в переводе с бур. яз. – «Отец Байкал») вызвала неоднозначные оценки. Символом живого Великого сибирского озера он избрал образ мёртвой, засохшей на корню, сутоловатой лиственницы с развесистой кроной, отдалённо похожей на рога сибирского изюбра, и растрескавшимся от древности стволом. Имитация засохших деревянных ветвей плавно переходит в бронзовые навершия рогов, ярко сверкающие в солнечную погоду. Между ними на нитях подвешаны старинные колокольчики разной формы, издающие на ветру спонтанное звучание, как будто байкальские духи что-то хотят. Ветвистое дерево с рогатыми ветвями (рога в мифологии народов признак царского рода, также признак принадлежности духа к водной стихии – покровителям воды сообщества Ухан-хата). Наверху, наклонённого в сторону острова, ствола дерева угадывается старческий лик духа Байкала со склонённой головой, то ли под гнётом возраста, возможно из-за гнёта современных экологических проблем. Сам автор свой замысел не поясняет и символику скульптуры нужно домысливать самостоятельно. Образ лиственницы выбран возможно потому, что наиболее высоко почитаемым деревом у народов, проживающих в древности на берегах Байкала, и которое использовали шаманы в своих обрядах, была лиственница, её возраст мог достигать 800 лет. Самая старая лиственница почиталась как мировое дерево, то есть сакральное дерево жизни. Снаружи ствола выполнена тщательная имитация древесной коры, а внутри дупла, где подвешан большой колокол, для призывания байкальских духов, сделаны сотни углублений-даровниц с площадками для подношения монет. Не положил монетку – не звони, без подношения, духи на просьбы не откликаются.
Кто-то отмечает, что скульптура засохшего дерева похожа на шамана в ритуальном облачении и головном уборе – короне из рогов сакрального животного (лося),с печным дуплом в основания окаменевшего от времени ствола и изображением расколотого (разрубленного мечом?) черепа на коре. Искусствовед Н.П. Комарова в статье «Байкал Бавээ Даши Намдакова» пишет: «Основание бронзовой скульптуры – ствола дерева с отчётливой фактурной поверхностью задумано как большое дупло. Зритель может заходить внутрь, где также подвешен колокольчик, и затем включиться в процесс шаманского действа, дернув «хвост» колокольчика из волос яка для извлечения звука, резонирующего от стен бронзового нутра».
Вверху кроны на цепях растянуты колокольчики, звук которых на ветру по бурятским веровониям отгоняет злых духов, в засушенных ветвях застряли большие валуны, вероятно, заброшенные туда разбушевавшимися волнами, разгневанного этим образом батюшки Байкала. Сам автор, объясняет появление этих валунов, вверху кроны среди ветвей дерева, как символ мощи духа Байкала, превратившегося за одну ночь в могучее дерево, стремительно проросшее сквозь скалы, и подняшее из земли на своих растущих ветвях камни из глубин земли. Лично у меня они вызвали смутные ассоциации с тремя насечками на деревянном столбе сэгрэ, символизирующим древо жизни, мировое дерево, объединяющее три мира, а три канавки на его вершине предназназались для жителей этих трёх разных миров. Верно это или нет, знает только сам создатель этого арт-проекта, угадывать скрытую символику проблематично, особенно когда сам автор не даёт подсказок и разъяснений своего замысла. Если внимательно присмотреться на трёх больших камнях, поднятых из земли кроной дерева, с восточной стороны имеются запаянные дверки. Есть ли что-либо внутри полых камней неизвестно, но во всех подлинных старинных бронзовых статуэтках, по буддийскому канону, для освящения статуи в неё вкладывались символические реликвии. Точно также делались богатые закладки в буддийские ступы. Если нет внутри частички священной реликвии – нет поклонения объекту.
Бронзовый памятник духа Байкал сознательно установлен на крутом пригорке, чтобы усилить визуальное восприятие у зрителя, вынужденного подниматься к нему пешком, как на молитвенный поклон, что подчёркивает его масштаб и величие. И только поднявшись наверх, уже за спиной «Отца Байкала» открывается вся безпредельность синего байкальского моря. Рассказывают, что, выбирая место для своей скульптуры, Даши Намдаков высказал пожелание, чтобы скульптура была установлена на острове Ольхон – сакральном центре Байкала, и чтобы с места её установки одновременно можно было увидеть простор Большого Байкала и синеву вод Малого Моря. В самом деле от подножия скульптуры открывается хороший обзор на озеро с обеих сторон острова, а при хорошей прозрачности воздуха отчётливо виден контур полуострова Святой Нос на восточном побережье озера и Большой Ушканий остров.
Идея образа мифического духа Байкала «Хранителя» пришла к бурятскому скульптору Даши Намдакову в 2016 году: «Скульптура, представляющая собой древнее древо с корявой корой, в глубоких бороздах которой угадываются черты старика – мифического Духа Байкала или шамана-бурята в облачении и короне из рогов сакрального животного, будет отлита из бронзы в Улан-Удэ».
Несмотря на многочисленные массовые протесты местного населения против такого образа батюшки-хозяина Байкала, усмотревших в «козлорогом» дереве сатанисткие мотивы, монументальную бронзовую скульптуру «Байкал Бавээ» (бронза, литьё, патинирование) высотой 7,5 метра, в ширину – 8,5 м установили в 2017 г. на восточном берегу острова Ольхонв местности Шунтэ, в 9 км к югу от мыса Хобой и в 1,6 км от поселка Узуры, среди природного ландшафта на охраняемой государством территории национального парка (ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»). Удивляет, что до сих пор (сентябрь 2023 г.), рядом с установленной скульптурой нет информационного стенда или таблички с какой-либо информацией об этом артпроекте, его названии и авторе скульптуры. Не имея подробных комментариев о замысле и символизме установленной скульптуры непосредственно от исполнителя проекта, экскурсоводы вынуждены домысливать и неправильно толковать замысел скульптора. К 2024 г. к этому арт-объекту накатали сеть дорог, а туристы вытоптали вокруг этой скульптуры весь растительный слой, превратив особо охраняемую природную территорию в пустыню. Чем руководствовались в выборе этого места непонятно до сих пор, на побережье острова есть более эффектные и менее ранимые локации. С точки зрения фотографа скульптура размещена крайне неудачно на краю крутого пригорка обрыва, закрывающего для наблюдения само озеро Байкал, поэтому сфотографировать её можно только на фоне синего неба, чтобы получить художественную картинку этого объекта на фоне Байкала нужен квадрокоптер.
Для просмотра статьи в формате PDF кликните по изображению обложки: