УТЁС ШАМАНСКИЙ - ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ НА ИРКУТЕ

Статьи 28 окт. 2022 г.

ТЕКСТ В РАЗРАБОТКЕ И БУДЕТ ПРАВИТЬСЯ И ДОПОЛНЯТЬСЯ

Текст и фото Сергей Волков

С севера над с. Шаманка нависает 200-метровой высоты скалистый утес Шаманский, сложенный кембрийскими пестроцветными песчаниками, доломитами и конгломератами, с почти вертикальным стенками, изрезанными крутыми кулуарами. Он протяжённой 1,5–километровой дугой обрамляет левый берег Иркута, вдоль основания которого почти параллельно Иркуту протекает ручей Шаманка. Слагающие его вишневого цвета песчаники с белыми прослоями придают утёсу особую живописность, выделяя его из окружающего пространства. С древнейших времен возле этого примечательного утёса селились люди, вокруг него слагались легенды и мифы. Сохранившиеся фрагменты народных преданий указывают на сакральное значение этого утёса для племён, населявших долину Иркута в древности.

Археологические находки фрагментов керамики, найденных при раскопках в этой местности, относятся к культурному слою эпохи неолита и бронзы. Всего в двух раскопах Шаманка 2 на правом берегу Иркута было зафиксировано 1272 предмета, среди них пластинчатый нож из зеленого нефрита, составные рыболовные крючки китойского типа, наконечники стрел из кремня и микрокварцита, изделия из кости и рога.Раскопки проводились также Иркутским центром культурного наследия в 2003 г. и на левом берегу Иркута непосредственно у основания утеса Шаманский, чуть ниже по течению реки (стоянка Шаманка 1). Следы шести параллельных шурфов, глубоко прокопанных под острым углом к руслу реки, видны до сих пор на высокой береговой террасе. В некоторых из них уже выросли высокие берёзы с толщиной ствола более 30 см.

Что касается мифотворчества об этом месте, то здесь увы, белое пятно – никаких письменных свидетельств не сохранилось, сведения о сакральном значении и происхождении названия утёса – Шаманский, пришлось собирать буквально по крупицам. Остаётся под вопросом, где на Иркуте находилось особо почитаемое присутственное место хозяина Иркута, Эмнэг Белого господина?

Название 33 богатыря

Первые упоминания новейшего «народного» названия утёса «33 богатыря» появляются в СМИ в 2014 г., и уже в 2022 г. его стали чаще упоминать под этим новым названием, не упоминая его исторического имени Шаманский. На площади около пешеходного моста молодой предприниматель Вадим Кобзев построил кафе, которое получило название «33 богатыря», где туристы могут отведать местную кухню. Почему и правильно ли, что это сказочное имя из поэмы А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», не имеющее никакой логической связи с этой местностью на Иркуте, вдруг закрепилось за Шаманским утёсом и стало вытеснять его историческое официальное географическое название, большой вопрос. А.С. Пушкин здесь не бывал, свою знаменитую сказку о 33 богатырях во главе с дядькой Черномором, выходящих из моря, а не из реки, сочинил в Царском селе, а не в Сибири. Регулярно тиражируемое утверждение о том, что утёс получил это новое названия из-за точного числового соответствия вертикальных 33 ребёр-выступов на утесе числу богатырей из сказочной поэмы Пушкина, могут распространять лишь те, кто не удосужился проверить это воочию. Нет на нём такого количества ни ярко выраженных отдельных вертикальных останцев, ни вертикальных кулуаров или ребер. Особенно отчётливо это видно в зимний период, когда выпавший снег придаёт вертикальному скальному рельефу особую контрастность, все углубления и длинные кулуары выделяются белыми полосками на фоне красных стен утёса. Можете попробовать посчитать на прилагаемой фотографии самим – максимальное количество ярко выраженных вертикальных структур составляет максимум – 22.

В «Сказке о царе Салтане» в частности говорится:
«Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».

Но эта сказка не имеет никакого даже самого отдалённого соотнесения с местностью Шаманка на реке Иркут, в результате спорное изменение официального картографического названия искажает историю коренного народа и суть этого исторического места, о сакральном значении которого уже не помнят даже старожилы. Высокая концентрация рядом с утёсом Шаманский географических названий с корнем «шаман» указывают на особую значимость этой местности в прошлом для племён, населяющих долину Иркута – не случайно на карте здесь сохранилось множество шаманских названий – утёс Шаманский, ручей Шаманка, падь Шаманка, урочище Шаманка 5-й км, пос. Шаманка, пос. Шаманка-2, пос. Шаманка 9 км (ныне Куйтун).

На утёсе Шаманский хорошо различаются два террасных выступа – нижний из красно-бурого песчаника, верхний – из белого доломита. При внимательном осмотре на нижнем ярусе утёса, напротив плёса с самым глубоким местом на реке, становятся заметны «письмена богов» – в замысловатой природной вязи белых доломитовых прожилок на отдельных красных монолитных блоках утёса чудятся контуры животных и угадываются знаки, напоминающие иероглифические китайские надписи. Когда я впервые обратил на них внимание, сердце ёкнуло, настолько сильно они напоминали иконостас с древними петроглифами. При расспросах местных жителей оказалось, что ассоциации с буддийскими надписями возникали и у них, когда они однажды, проплывая на лодке в лунную ночь вдоль утёса, отчётливо увидели на красных скалах загадочные белые надписи, природу которых не смогли объяснить. Безусловно эти природные рисунки на утёсе мог наблюдать и древний человек, объясняя их знаками Богов.

В этой связи уместно провести параллель с аналогичными географическими объектами, носящих названия Шаманский – все они особо почитаются бурятским населением, имеют на своих скалах природные отличительные божественные печати, особые знаки-письмена, рядом с ними регулярно проводились родовые тайлаганы и шаманские обряды с жертвоприношениями эжинам-хозяевам этих мест. Имена всех 13 северных нойонов – сынов божественных тэнгриев, спустившимися, согласно бурятских мифов, по просьбе людей для помощи с неба, и выбравшими различные места проживания, сохранились в шаманских призываниях и легендах. Среди них есть Эмнэг Сагаан-нойон, ставший хозяином реки Иркут. Присутственным местом для владыки Ольхона Хан Хутэ-бабаая был определён Камень-храм – «призрачный замок» на Скала-Шаманке, хозяин реки Ангары Ама-нойон имеет прописку на Шаман-камне в истоке реки, хозяин Баргузинской долины на вершине горы Барагхан-Уула и т.д. Эмнэг Белый господин, который входил в число главных 13 спустившихся с неба посланников верховных божеств – будущий хозяин Иркута, ища пристанища после долгого полета по небу, сначала спустился на горную вершину, чтобы хорошо разглядеть всюТункинской долину, где река замедляется, и петляя протекает среди полей, но не нашёл там достойного места с каменным храмом на берегу. После того как равнинная река повернула в Зыркузанское ущелье и устремила свой бег, высоких скал на её берегах стало много, но там было шумно из-за постоянно грохочущих больших порогов, и только долетев до низовий Иркута, там, где закончился порожистый участок с горным течением и сформировался протяжённый плёс с тихой и глубокой заводью, он увидел, понравившийся ему, грандиозный амфитеатр красных скал, достойный его призрачного замка. В глубоком омуте, где река замедляется и образуется встречное течение, находилась скрытая от людского внимания подводная пещера, рядом с которой тьма прислуги – рыбы, поэтому и стало это тихое место на пестроцветном утёсе постоянным присутственным местом владыки всего Иркута.

Бэйсджампинг. Иркутск / Basejumping. Irkutsk.
Большинство людей ездят в Шаманку просто отдохнуть: прогуляться, полюбоваться красивым и живописным видом, развеяться в конце концов. Но есть и те, кому хоче...
Утёс Шаманский спуск на парашюте, 2020 г.

В июле 1971 года на Иркуте произошло сильное наводнение. Уровень воды в реке стремительно поднялся на 7 метров. Вода шла мощным паводком, разрушая все на своем пути, унося животных, деревья, людей, крыши изб, мосты, захоронения. На вертолетах эвакуировали иностранных студентов, отдыхавших под знаменитым Шаманским утесом. Были и человеческие жертвы: погибло 2 человека. После спада воды водолазы во время поиска тел утонувших людей в реке погружались в самом глубоком месте, более 4 м глубины, на плёсе у подножия Шаманского утёса, куда затягивает течением даже брёвна. Наличие здесь глубокого места подтверждают и рыбаки – трёхметровыми шестами они не достают здесь дна. Водолазы обнаружили в основании утёса под водой, отверстия похожие на вход пещер и тёмные углубления с затонувшими и застрявшими там стволами деревьев. С тех пор стали циркулировать слухи о «якобы» больших подводных пещерах, расположенных под водой ниже видимого основания утёса.

Как и все подобные присутственные места, где регулярно проводились шаманские обряды в честь владык местности – 13 великих северных нойнов, на реке Иркут, где обосновался Эмнэг Белый господин, стало также особо почитаемым среди местного населения, там стали проводиться шаманские молебны. Этнографы считают, что происхождение этого названия связано с проживанием в той местности бурят-шаманистов, однако все буряты были шаманистами, но почему-то в других местах их проживания там речки и утёсы шаманскими не назвали. Местность стала Шаманкой по другой причине, не потому что там проживали буряты-шаманисты, а потому что это была сакральная территория, где регулярно шаманили и проживала знаменитая шаманка, возможно, это знаменитая Эргийн-тойон (или другая сильная шаманка, имя которой исчезло из истории), настолько знаменитая, что ручей, где располагалось её стойбище стали именовать Шаманка.

Шаманка Эргийн-тойон

В своих записях о путешествиях по Сибири А.П. Окладников рассказывает о том, что в долине Иркута, в момент проникновения в эти края первых русских казаков, проживала знаменитая воинствующая шаманка Эргин-тойон, держащая в страхе местные племена. В 1652 году, двигаясь вслед за отрядом сына боярского Петра Бекетова, Иван Похабов сделал попытку со своим отрядом проникнуть по Иркуту на Байкал, к основанному ранее Култукскому острогу. Эта попытка претерпела провал. Недалеко от излучины Иркута, в районе нынешнего села Моты, он встретил отпор со стороны тунгусов и китойских бурят. Ожесточённое сражение продолжалась два дня, опасаясь полного разгрома, Похабов отступает и вынужденно строит для зимовки в устье Иркута, на острове Дьячий, зимовье острожного типа, положившие начало острогу Иркуцкому. С целью укрепления нового зимовья-острожка, Иван Похабов в последующие годы возводит вверх по Иркуту ряд сторожевых постов сначала на месте современных сёл Смоленщина и Максимиха, и позже в конце 1661 г. в Мотах, где на постоянной основе стали проживать несколько казаков для присмотра за кочевьями бурят и тунгусов. Не все буряты добровольно согласились платить ясык, случалось, что служивых людей, посланных для сбора ясака, буряты убивали, после чего пускались в бега и откочёвывали с насиженных мест в Монголию. В отчете царю атаман дополняет сведения: «а под твою государеву высокую руку тех людей привести и чтоб они тебе государю ясак с себя давали наше мочи столько не стало, потому что люди многие и конны, а живут в скопе и от рек откочевали. С бурят долины Иркута Похабовым собрано ясаку 5 сороков, 16 соболей, 9 «недособолей» и «лисица сиводущета», на общую сумму 123 рубля 29 алтын 3 деньги».

Из летописей известно, что шаманка Эргин-тойон в 1698 г. воодушевила бурят на восстание и военный набег на Иркутский острог, который они собирались сжечь. К этому же времени относятся народные предания о банде разбойников, промышлявших грабежами путников и купцов, проходящих через сторожевой пункт в Мотах. Шаманка была схвачена в 1698 г. казаками и повешена вместе с девятью главарям бурятского восстания в окрестностях нынешнего села Максимиха. Буряты похоронили Великую шаманку с почестями, однако место её погребения к настоящему времени совершенно забыто.

Об этом событии имеются записи в нескольких летописях, в одной из которых Эрдени-тоин именуется «мунгальской законницей».

Летопись Щеглова: «1696 год. Буряты под начальством ясачных Петра Тайшина и Эрденя Ноина, сделали нападение на Иркутск, но были отбиты, после чего десятеро из них повешаны»[1].

Летопись Сибиряковы В. и А.: «В 1696 г. августа 11 из иркутских подгородных улусов новокрещенные, сын боярский Петрушка Таншин и Васька Степанов да с ними мунгальская законница Эрдени-тоин да мунгальских выходцев 40 человек, изменя бежав, и отогнали у разных чинов конный табун за которыми из Иркутска посланы были служивые люди, кои, нагнав их, учинили с ними бой, на том бою из служивых одного убили да одного служивого же и двух братских ранили, однако ж половину табуна от изменников отбили и потом паки за ними погнались и, не доехав до Тункинскаго острога, догнав, учинили вторичный бой, на коем Петрушку и законницу, также и других, побили да 10 человек в полон взяли и привезли в Иркутск, кои и казнены смертью.» Погибла и женщина-воительница Эрдени-Нойон. Ее небольшой отряд настигла казачья погоня и, чтобы не попасть в плен, монголка приказала своему телохранителю пронзить себя копьем[2].

Эмнэг Сагаан ноен

Бурятский этнограф С.П. Балдаев в книге «Родословные предания и легенды бурят» пишет: «Племенными божествами булагатов были Эмнэг Сагаан ноен, хозяин реки Иркута – Ирхууе эжин Эмнэг Сагаан ноен». На тайлагане в его честь старики делали такое призывание: «Соок! Призываем западных хатов! Обращаемся к нашим защитникам! Первенствующий между ними Хан Шаргой господин! Эмнэг белый господин! Хозяин реки Иркут! Ама белый господин! Хозяин реки Ангара! Мунгэтэ белый господин! Хозяин местности Мона(Монды)! В тяжелые годы не откажите преподать счастье! В хворые годы не обойдите нас милостями! Свое счастье дайте нам, Свою помощь преподайте детям нашим! Высокие наши божества! Добрые наши хранители! Западные 99 хатов!».

У бурят Эмнэг Сагаан ноен считается небесным казначеем, покровителем торговых людей, финансовых магнатов, обогащает казну государства, семьи дарует всем богатство и материальное благополучие. По своим функциям он аналогичен греческому богу торговли Гермесу, покровительствующему купцам и путникам в дороге, дающем в торговле барыш и посылающем людям богатство. С развитием торговых связей Иркутска, увеличилось количество купеческих караванов, проходящих через долину Иркута. На месте нынешнего села Моты был построен сторожевой пункт – зимовьё острожного типа и в последствие почтовая станция, где купцы останавливались на ночлег, и по сложившейся традиции приносили шаманские жертвоприношения хозяину Шаманского утёса, чтобы снискать его поддержку и удачу в дальнейшем пути. Дорога от Иркутска до Тунки занимала два дня. Основная ночёвка казаков и бурят, следующих по делам в Иркутск и обратно, проходила в гостевом дворе в Мотах.

В августе 2015 г. покровителя торговли – хозяина Иркута Эмнэг Белого господина вспомнили снова, впервые проводимый после долгого периода забвения обряд в его честь, направленный на возрождение древних бурятских традиций и обрядов, собрал более 20 практикующих шаманов и большое количество зрителей, желающих своего улучшения материального благополучия. Обряд проводился на левом берегу в устье реки Иркут при её впадении в Ангару, почему-то далеко от его присутственного места – утёса Шаманский в Мотах.

Шаманское место

С северной стороны утёса, на самом верху гребня, есть ровная площадка среди высоких сосен. С противоположного правого берега Иркута заметна наверху утёса проплешина с молодыми берёзками среди густой бахромы соснового векового леса с одиночным деревом посередине. Эту просеку с противопожарной целью прорубили работники леспромхоза лет 20 назад. Глядя на неё у меня возник вопрос, а было ли место на гребне утёса в начале XX с неё, откуда хорошо просматривалась долина Иркута как на север, так и на юг, подобное другим почитаемым местам для проведения шаманских обрядов, откуда шаман традиционно мог охватывать взором все окрестности, призывая духов и принося жертвоприношения им молочной водкой во все 10 сторон света. Местные информаторы вспомнили, что в детстве, примерно в метрах 200 южнее этой просеки была поляна, откуда можно было смотреть в три стороны, но сейчас она полностью заросла и никаких следов шаманских культов не имеет. В местном фольклоре народного творчества существуют сюжеты о захоронении на гребне утёса старого шамана, любящая его дочь не перенесла скорби, превратилась в молодую лань и ушла жить в глухую таёжную падь, иногда грациозную косулю замечали возле сэргэ шамана, стоящей на самой кромке обрыва утёса, а после её посещения находили новые привязанные ритуальные ленты-залаа на сэргэ старого шамана. С тех пор закрепилось за утёсом название – Шаманский, а падь, куда ушла жить его дочь, стали именовать – Шаманской. Из той пади вытекает река Шаманка и перед самым впадением в Иркут, протекает вдоль всего основания утёса Шаманский, так отец и дочь навсегда остаются вместе.

ЛЕГЕНДА ОБ ИРКУТЕ

Не доходя 18 кмдо озера, вместо того чтобы влиться в Байкал, река неожиданно разворачивается в противоположном направлении от озера почти на 180 градусов и пробивает среди гор ущелье, заметно ускоряя свое течение. Трудно понять, почему река в этом месте внезапно прорезала хребет, а не спустилась по более подходящему пути к озеру Байкал. Этот удивительный факт дал основу для легенды об Ангаре и Иркуте – седой Байкал, чтобы не отпускать в дальние края красавицу Ангару, спрятанную от чужих глаз в своих водах, выбрал ей в женихи знатного соседа, степенного Иркута. Однако, суженный был нетороплив, лениво протекая по Тункинской долине. Своенравная Ангара, устав ждать жениха, из рассказов чайки однажды узнала о могучем богатыре Енисее, и вопреки воле отца ночью сбежала из родительского дома. Проснулся Байкал, да поздно было. В ярости швырнул вдогонку Ангаре огромный камень, чтобы задержать беглянку. Но успела Ангара грудью рассечь береговые скалы. Там, где вырвалась Ангара из тисков Байкала, до сих пор высится Шаман-камень, брошенный отцом вслед красавице. Рассерженный Иркут, узнав о бегстве своей невесты изменил направление своего течения, прорезал хребет Быстринская грива и бросился вдогонку за беглянкой Ангарой. В самом деле, в этом месте река образует большую петлю с глубоким скалистым Зырказунским ущельем, и спокойное равнинное течение превращается в стремительную и порожистую реку. Легенда эту отчасти подтверждена учеными. Ангара гораздо моложе Байкала. Разлом в Приморском хребте, приведший к образованию проема, произошел совсем недавно – от 15 до 60 тыс. лет назад. Геологи предполагают, что до этого момента уровень воды в котловине Байкала был выше и древний сток из озера происходил через Култучно-Зырказанскую расщелину по долине современного Иркута. Байкал прорвался в долину речки Большая, которая раньше впадала в Иркут, так образовалась полноводная река Ангара. Меньший по размерам Иркут стал ее притоком, а река Большая сохранилась только в своих верховьях, превратившись в один из небольших притоков Ангары. Получается, что на самом деле Ангара сбежала не к Енисею, а слилась с Иркутом, разрушив первый брак Иркута с Большой речкой. Иркут не догонял Ангару, это Ангара, прорвалась в долину Большой речки и слилась с Иркутом. По мнению академика Г. Галазия расщелина Зыркузанской петли в отрогах Тункинских гор явно тектонического происхождения. Река Иркут в среднем течении почти равнинная, и вряд ли она смогла бы прорезать в плотных метаморфических породах за сравни­тельно короткий срок такое глубокое и узкое ущелье.

Большой порог, Иркут

История поселка

Рассказывает Ирина Васильевна. Она заведует библиотекой в Мотах много десятилетий: «Немного позже Иркутского острога в 1661 г., на месте нынешнего села Моты, вверх по Иркуту, был основан третий сторожевой пост. Здесь проживало несколько казаков, наблюдавших за местными народностями. Относительное спокойствие в жизни бурят и тунгусов Иркутского округа (основную часть которого составляла нынешняя Шелеховская земля) наступила лишь с 1676 года, когда по настоятельной просьбе местного населения в устье реки Тунка, был построен Тункинский острог, ставший надёжным сторожевым укреплением на южной границе. С этого времени сторожевые посты в Максимовщине, Акинино и Мотах, стали играть роль промежуточных почтовых станций между Ирутском и Тункой.

В 1684 году, в Мотах произошло сражение русских и бурят с монголами, которые ранее были захвачены как нарушители границы, и после выяснения в Иркутске сопровождались домой. История сражения не выяснена, но имеются показания казаков- очевидцев. Монголы ночью совершили нападение на спящих конвойных. Неизвестно чем кончилась кровавая стычка, если в трудный момент на подмогу русским не пришли буряты.

Село Шаманка начало строиться в 1927 году, как поселение лесозаготовителей. Площадь поселения составляет более 85 тысяч га. В поселении проживает более 1904 человек. Село Шаманка расположено в 7 километрах от Култукского тракта, на левом берегу реки Иркута. Активное строительство поселка началось в 1934 году, когда в Шаманку прибыли раскулаченные спецпереселенцы с Украины. На участке работали раскулаченные и сосланные на поселение спецпереселенцы с Украины с городов Житомира, Каменец-Подольска, Харькова. Для них было построено 20 домов барачного типа. На участки люди ходили пешком за 5–7 километров. Все работы выполнялись вручную. Лес валили, трелевали и перевозили лошадьми по «ледянке» – накатанной ледовой дороге. Летом древесину сплавляли по Иркуту – до 150 тысяч кубометров за сезон. В 1945 году в Шаманку были привезены японцы. Где сейчас центр села, здесь была японская зона, обнесенная колючей проволокой, стояли четыре вышки для часовых и охраны японских военнопленных. Вскоре в их лагере начался тиф. Много японцев поумирало. Тяжелые условия труда и вспыхнувшая эпидемия тифа стала причиной гибели около 200 узников. Хоронили японских военнопленных отдельно от русских. Кладбище находилось на берегу Иркута, оно было размыто во время наводнения 1971 года. После наводнения останки были перезахоронены в другом месте. В 1990 году в Шаманку приезжала японская делегация. Среди них был сын умершего здесь военнопленного. Он поставил своему отцу памятник на кладбище. В 1948 году японцев в Шаманке заменили сосланные литовцы, примерно 700 человек. Многие приехали со своими семьями. В Иркутске их разделили на две группы. Половину литовцев отправили по колхозам Иркутской области, а других привезли в Шаманку, где они были распределены по баракам и сараям. Работали литовцы вместе с местными жителями на валке леса и строили поселок Куйтун – в 9 километрах от Шаманки. Позже ссыльнопоселенцам разрешили строить свои дома. Они обзавелись домашним хозяйством, стали содержать коров, свиней, разводить кур. В 1958 году литовцы получили разрешение вернуться на родину. Некоторые уехали, но многие остались. В 1960-е годы в село приехали переселенцы из Нечерноземья, Поволжья, Восточного Казахстана, Урала. Они стали работать в леспромхозе. В 1967 году по инициативе леспромхоза для перевозки людей, техники и грузов на реке Иркут была построена паромная переправа, что облегчило вывоз древесины автомобильным транспортом. В марте 2004 года сдан в эксплуатацию новый подвесной мост через реку Иркут протяженностью 244 метра. Это самый длинный подвесной мост в Иркутской области, 244 м, в 2004 году он обошелся местному бюджету в 15 млн рублей».

РЕКА ИРКУТ

Реки с древних времен являлись для человека часто единственно возможными и удобными путями для расселения и путешествий на дальние расстояния. По рекам на ладьях продвигалась дружина Ермака, присоединяя для России новые сибирские земли. По реке Ангаре в 1620 г. до наших мест дошел первый отряд казаков, дальнейшие попытки продвижения русских землепроходцев на восток проходили по долине Иркута.

Река Иркут (в переводе с бурятского языка – «несущий воронки», «крутиться, вертеться») имеет протяженность 488 км. Свое начало река берет высоко в горах, вблизи самого высокого горного узла Восточного Саяна – г. Мунку-Сардык (3421 м), почтительно называемого монголами Серебряной горой, а русскими – Вечно Белым Гольцом. За ее исток принято считать реку Чёрный Иркут, который начинается в горном узле Нуксу-Дабан на высоте 1875 м над уровнем моря, вытекая из озера Ильчир.

После слияния со Средним и Белым Иркутом река приобретает название Иркут. В китайских летописях река Иркут упоминается под именем Эрку. Как написано в орхонских надписях VIII вв., в Саянах и Прибайкалье обитало племя байырху (или Ырху), потомки которого сохранились в виде многочисленных родов (иркит, игрит, иркыт, ырху) среди бурят и тувинцев. По мнению этимологов с именем народа Ырху, проживающего по реке в древности, может быть также связано имя реки.

Через 25 км от своего истока Черный Иркут начинает стремительное падение с горного плато вниз, глубоко врезаясь в горные породы. Построенная в конце 1980 гг. дорога на Окинское плато здесь была расширена с помощью взрыва скал, и отвалы представляют собой многотонную коллекцию мрамора разных расцветок. Внизу – глубокое узкое ущелье с пенящимся горным потоком. Сплав для профессиональных спортсменов-водников начинается в самом верховье реки Иркут, у впадения реки Белый Иркут.  В верхнем течении горная река достигает ширины 10–15 м и глубины 0,5–1 м, что делает ее пригодной для сплава на каяках и резиновых лодках. Верхний участок – это классическая горная река, ревущий поток с мощными сливами среди крупных валунов, отвесных скал узкого каньона и опасными навалами струями воды на стенки скал. Сложность препят­ствий резко возрастает с подъемом воды. Эта водная часть маршрута оценивается в IV-категорию сложности. Прошедшие верховья реки на лодках рассказывают, что на маршруте около 60-ти серьезных препятствий, из них 6 именных порогов 3-й, 4-й категории сложности и один порог 5-й категории сложности под названием «Скверный».

От реки Иркут произошло название и нашего города. В летописи Иркутской губернии, составленной в 1812 г. А.И. Лосевым упоминается, что в 1620 г. на высоком берегу Ангары в устье реки Иркута появилось зимовье, первые в нем поселились енисейский пятидесятник Березовский и сын боярский Петрушка Тальцшин. По приказу енисейского воеводы Ивана Ржевского в 1661 году против устья реки Иркута был возведен деревянный острог казаками во главе с сыном боярским Яковом Ивановичем Похабовым, названный в последствии «Иркуцким» и со временем, давшим начало городскому поселению.

Река Иркут питается в основном за счет таяния высокогорных снегов и дождевых осадков. Средний годовой расход воды у устья 140 м3/сек, однако летом случаются частые дождевые паводки. Однажды мне довелось испытать их внезапность на себе, когда в течение ночи уровень воды поднялся настолько, что полностью затопил наш лагерь, разбитый на острове метрах в 20-ти от кромки воды. В предрассветных сумерках нам дважды пришлось переносить свои разбросанные пожитки на возвышенные места. Восход мы встречали уже не на суше, а сидя на корточках на поваленном стволе дерева, зависшим над текущей водой и привязанной к нему приспущенной за ночь резиновой лодкой. Из-за непостоянства уровня воды в реке все сплавы кажутся совершенно не похожими. Можно встретить обширный великолепный песчаный пляж, но уже в следующий раз не увидеть его из-за высокой воды. По этой причине весьма сомнительна полезность подробных описаний и рекомендаций прохода порогов. Река живет своей неуловимой жизнью, непрерывно меняя профиль реки и даже свое русло. В 2001 г. серия небывалой силы ливней привела к размыву автомобильной дороги в верховьях Иркута и связь с пос. Монды на длительное время была прервана. Бушующим водным потоком снесло пролетное строение железобетонного моста, смыло семь домов в Мондах, полностью уничтожено более 40 кмасфальтированной и грунтовой дороги. Река Иркут в этом месте сместила свое русло почти на 50 м. Уровень воды в реке, поднявшись на 4 с лишним метра, в корне изменил русло реки. Пропали многие пороги, русло выпрямилось, прижимы стали слабее. Единственный порог, который не изменился – «Скверный» (V к.с.)

Иркут собирает воду с горных систем Восточного Саяна и Хамар-Дабана, при продолжительных ливневых осадках в горах может стремительно поднимать свой уровень в нижнем течении на 1–1,5 м и затоплять прибрежные территории в пойме. Обычная высота паводков в районе города Иркутска составляет 0,6–0,9 метра. Последнее сильное наводнение на Иркуте было в 1971 г, когда повышение уровня воды у поселка Баклаши Шелеховского района Иркутской области доходило до отметок 350–450 см при критической отметке 480 см. В районе Смоленщины пенистая вода несла вырванные с корнями деревья и крыши домов. В условиях паводка все препятствия в нижнем течении Иркута становятся незаметными, их пролетаешь со скоростью экспресса. При малой воде в верховьях – огромные валуны, выступающие из воды, и участки мелководья превращают реку в сеть непроходимых проток даже на резиновой лодке, а пороги и шиверы в нижнем течение, с выступающими из-под воды валунами, требуют непрерывного маневрирования при преодолении препятствий.

В солнечные летние дни на Иркуте много отдыхающих, сплавляющихся на разных типах самодельных плавсредст: плотах на автомобильных камерах, рафтах и надувных лодках. В октябре река становится совершенно безлюдной

ВЕРХОВЬЯ ИРКУТА

Проехать от Иркутска до верховий Иркута и монгольской границы в Мондах (304 км) через всю Тункинскую долину можно за 5 часов. Отличительная особенность верхнего Иркута – чистейшая горная вода, в нижнем течении реки, после вулканических шлаков Тункинской долины вода в реке становится мутной. В русле красивые мраморные округленные валуны, таких ниже по течению не увидишь. Справа непрерывно тянутся отвесные скалы, местами густо покрытые сочными зелеными мхами. Исключительно красивы отвесно падающие с этих скал прямо в реку небольшие струи водопадов. Один из водопадов падает в реку сквозь скальную арку, богато украшенную влажным мхом. Уклон превы­шает 15 м/км. Незадолго до устья реки Харагол скалы по берегам ис­чезают, долина расширяется. Иркут разливается, образуя мелководные шиверы между галечными островами. За устьем Харагола уклон вновь резко возрастает и начинается серия длинных (до 1 км) ши­вер.Около местечка Мойготы Иркут выходит из ущелья. Здесь начинается Тункинская долина. В четырех километрах от Мойгот расположен комплекс горных озер Нуркутул. 24 ледниковых озера расположены в междуречье Иркута и р. Ихе-Ухгунь в окружении трехтысячников массива Алтан-Мундарга. В озерах много окуня.

СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ ИРКУТА

Средний участок – это равнинная, полноводная река, текущая среди заливных лугов Тункинской долины.  Тункинская долина является продолжением байкальской впадины. Она протянулась на 200 км, постепенно поднимаясь до 1200 мнад уровнем моря и сужаясь от 30 до 20 км. С запада долина ограничена высокими Тункинскими гольцами с резко выраженными альпийскими формами рельефа, а с востока – менее крутыми склонами Хамар-Дабана. Горы эффектно обрамляют долину высокими альпийскими гольцами, которые начинаются сразу от ровных лугов долины и вздымаются на высоту до 2500 метров. Уже в конце сентября вершины гор покрываются снегом.

В Тункинской долине можно посетить минеральные источники в Аршане, Жемчуге или Ниловой Пустыни. Каждый минеральный источник Тункинской долины, а всего их насчитывается здесь почти 400, отличается от остальных – по температуре, минерализации, вкусу воды и уровню содержания в ней углекислоты и радона. Совсем немного времени потребуется для посещения горячего минерального источника после пос, Жемчуг (99 км), расположенный от трассы всего в 3 км. В 1954 г. в 1,5 км от пос. Жемчуга вскрыта скважина глубиной 1026 м, и на глубинах 728–732 и 754–766 м была обнаружена метановая термальная вода. В настоящее время скважина самоизливается с дебитом 8 л/с. Температура воды +37...+38 °С. Считается, что вода помогает при болезнях суставов и нервов.

Вблизи Аршана сохранились следы вулканической деятельности, происходившей здесь 10–15 тысяч лет назад, в конце ледникового периода. В 7 км от Аршана, западнее с. Уляборы, отчетливо виден поросший лесом вулкан Хара-Болдок высотой 100–120 м, диаметр кратера 80–100 м. По форме он представляет собой типичный конус с разорванным северным краем и состоит целиком из сильно пористых, губчатых базальтовых шлаков. У вулканов Харай-Хобок (Черского), Шунугун и Шангтай (Обручева) сохранились кратеры, из которых изливались базальтовые потоки, ныне погребенные речными галечниками.

Ниже моста на курорт Аршан река спокойна, уклон не превышает 1 м/км. Перед устьем правого притока - Зун-Мурина русло расширяется, в малую воду здесь могут быть мелкие перекаты. Отрезок реки между селениями Гужиры и Тибельти изобилует протоками, берега безлесные с лугами. Однажды давно в детстве мы проплывали здесь на резиновой лодке. Запомнились комары, тягостно медленное плавание, мычащие коровы на берегах, вопросительно взирающие на нас с обрывистых земляных берегов, как в глубоком канале, где негде пристать и из которого местами проблематично выбраться.

НИЖНЕЕ ТЕЧЕНИЕ ИРКУТА

Берега многих сибирских рек, удаленных от проложенных дорог и транспортных потоков, сохраняют свою девственную красоту и являются привлекательными для совершения водных путешествий. В нашем крае много рек, но только одна из них – река Иркут, приобрела среди иркутских водных туристов особую популярность, как самый доступный и идеальный маршрут для двухдневного воскресного отдыха. Эта слава во многом обусловлена возможностью легкой транспортной заброской на автомобиле в Тункинскую долину, откуда всего за 1,5–3 дня можно сплавиться до пос. Моты или пос. Введенское, находящиеся вблизи Иркутска.

Наибольшей популярностью пользуется сплав по Иркуту в нижнем течении от бывшего дома отдыха «Анчук» до пос. Моты. Это около 100 км сплава за 1,5–2 дня, в зависимости от уровня воды в реки и скорости течения. На водном маршруте насчитывается 8 порогов, из них выделяется своей мощностью порог Большой (IIкат. сложности), образующий стоячие пенистые валы высотой до 1–1,5 метров. На небольшом стометровом участке реки падение воды составляет порядка 3–4 метра, что создает характерный шум воды в пороге, который слышен издалека на подходе к порогу. Остроту впечатлений усиливает холодная вода при первом же столкновении со стоячим валом, заливающая водой с ног до головы гребцов и саму лодку.

На протяжении 70 км, от устья р. Малой Быстрой до впадения р. Подпорожной, средний уклон составляет 2 м/км, временами доходя до 3 м/км. При большой воде многие камни оказываются скрытыми водой и проходятся незамеченными. При малой воде надо быть внимательным и чаще работать веслами. Давать рекомендации по проходу порогов довольно бессмысленно, в зависимости от уровня воды картина меняется кардинально. Все препятствия легко преодолеваются на всех типах плавсредств при соблюдении элементарной техники вхождения носом в водяные валы, достигающие на порогах метровой высоты. Отождествить начало шиверы или порога с описаниями практически невозможно. Например, вхождение в Большой порог каждый раз у нас происходит неожиданно и с ходу. Его мы проходили как по центру, так и по краям. Однажды, даже специально поднимались к нему от центра Иркутска на СВП «Хивус-10» (4 часа ходу), чтобы поплавать на нем на байдарках.

До пос. Моты на берегу Иркута нет поселений. Берега представляют собой чередование скальных утесов и густо заросших таежных склонов. Густая влажная тайга в этой местности изобилует таежными клещами, по этой причине водные путешествия лучше осуществлять ближе к осени, когда их активность спадает. Особенностью этого района являются частые дожди, что способствует влажности и распространению клещей.

Чередование заметных перекатов следующее. В 5–6 км за Анчуком – Куличья шивера с небольшими водяными валами. Примерно отсюда начинается воспетая в легендах 30-километровая Зыркузунская петля, где у отвесного многометрового Зубгуканского скального утеса река разворачивается на 180 градусов. В начале прошлого века изыскатели для строительства Кругобайкальской дороги всерьез разрабатывали проект ее строительства по долине Иркута, планировалась спрямить Зыркузанскую петлю за счет строительства 3,7-километрового тоннеля под хребтом Быстринская Грива. Но затем пришли к выводу, что своенравный Иркут с большими колебаниями воды и частыми паводками станет причиной удорожания содержания дороги в будущем, и в итоге построили дорогу с многочисленными тоннелями по берегу Южного Байкала. Сразу после поворота реки Малый порог, хорошо видный благодаря прямому 500-метровому участку перед ним. За порогом уклон Иркута заметно увеличивается, в русле отдельные группы камней. Вскоре слева появляется довольно широкий распадок – падь Широкая, вскоре после которого будет Большой порог. За Большим порогом следует Косая шивера – порог протяженностью около километра, состоящий из нескольких перекатов с крупными камнями. Все пороги при внимательном предварительном выборе места прохода безопасны. Галечные берега позволяют заблаговременно остановиться и при необходимости осмотреть сложные участки. От Косой шиверы недалеко до порога Бык, около 6 км, за которым вскоре справа будет устье реки Зазары с широкой поляной и разнотравьем. Ниже по течению будет еще два заметных порога Мотский и Муромский. Река Иркут в самом нижнем своем течении имеет совсем неспортивный характер. Ниже пос. Моты имеет смысл сплавляться, пожалуй, ради только пикников на солнечных песчаных пляжах нескольких островов, расположенных выше с. Введенское.

ИЗ ЗАПИСОК путешествия китайских послов в последние края света, 1764 г.

«Те места, на которых из воды поднялись вверх великие каменья, а берег с навислою каменною горою выдался в pекy, называют русские люди Быками; a где на обеих сторонах реки находятся страшные утесы, и в воде лежат великие каменья, а вода вниз со стремлением льется, оныя меcта по их званию имеют имя Порогов; а наконец Шиверами называют те меcта, где вода мелка, и по всей pеке рассыпаны небольшие каменья, и течение есть зело быстрое».


[1] Щеглов И. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032–1882 гг.

[2] Сибиряковы В. и А. Летопись г. Иркутска 165–-1763 гг.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.