Иконы Крестовоздвиженской церкви, Иркутск

Фото 8 сент. 2025 г.

Фото и текст Сергей Волков. Обновление и дополнительная съёмка, сентябрь 2025 г. Иконы Крестовоздвиженской церкви в деталях можно рассмотреть только при специальном освещении или на фотографиях. Их сложно снимать, многие из них под стеклом высоко на стенах, трудно избежать бликов от окон, горящих свечей и блеска церковной утвари. Изданного каталога икон этой церкви нет.

За 66 лет – от основания острога до организации самостоятельной Иркутской епархии – в г. Иркутске было построено 13 храмов, для которых создан 21 иконостас. Судьба многих из них печальна, одни сгорели в огне пожаров, другие были полностью или частично разрушены. Единственный храм в Сибири, в котором до наших дней полностью сохранились интерьеры XVIII века с деревянным полом и единственный в нашем городе иконостас ХVIII века (написан в 1750-1760 гг.) – Крестовоздвиженская церковь в центре Иркутска. Из пяти иконостасов хорошо сохранились три, причём большая часть сохранившихся икон XVIII века располагается на своих родных местах в иконостасе. В 1933 году по постановлению Советов богослужения в церкви были прекращены и в ней решили обустроить Антирелигиозный музей. В Крестовоздвиженский храм стали свозить церковную утварь и иконы практически со всех церквей города. Сюда свезли иконы и утварь из разрушенного Казанского собора. Таким образом большая часть иркутских икон была спасена. Согласно данным, опубликованных в научных статьях конца 1990-х гг. в Крестовоздвиженской церкви числиось порядка 650 икон, 400 из них – уникальные и обладают особенной художественной ценностью, однако информации об этих редких иконах до обидного мало, практически ноль. По церковной инвентарной описи на 30 марта 2016 г. - 690 икон. Это самое крупное собрание старинных икон среди церквей Иркутска. Для сравнения: в самой старинной в Иркутске Спасской церкви по описи 1920 г. числилось 276 икон и разных изображений без риз, т.е. в два раза меньше современного собрания икон в Крестовоздвиженской церкви. Сказать, которая из них самая ценная или значимая, пока не могут даже специалисты. Степень изученности икон в искусствоведческом, так и историческом планах, невелика до настоящего времени.  Нет ни изданных буклетов, ни описаний коллекции икон. В храме на стенах главного придела можно увидеть лишь чуть более сотни икон, остальные более 500 икон хранятся в ризнице, куда прихожанам вход закрыт. Единственный источник научной информации об иркутских иконах – диссертация Крючковой Тамары Александровны по теме «История иконописания в Иркутске 1660-е гг. – 1920 г. Иркутск, 2000 г. Фотокопии большинства икон похоже, что нигде не публиковались и ни разу системно не снимались для архивации с высоким фотографическим качеством. Это странно, но поправимо.

Икона с изображением патриарха Софрония Константинопольского и первомученика архидиакона Стефана

                  Особым почетом среди прихожан пользуется и келейная икона[1] Преосвященного Софрония, которого иркутяне особо почитают. Святитель Софроний, 3-й епископ Иркутской епархии (1753–1771 гг.) прославился строгой жизнью, энергичным и заботливым управлением обширной епархией. При нём построили множество храмов не только в городе Иркутске, но и по всей епархии, в т.ч. закончили строительство каменной Крестовоздвиженской церкви (Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1747–1760 гг.), главный предел которой освятил 4 июня 1758 г. иркутский епископ Софроний.

«Св. Софроний принял иночество в молодых летах в Киево-Печерской лавре. В ночь, следовавшую за днём его пострижения, ему было во сне видение. Кто-то нашептывал ему: будешь архиереем – устрой храм во имя Всех Святых… Через некоторое время по делам Киевской лавры Софроний послан был в Петербург. Строгая жизнь, величественная наружность и светлый ум привлекли к нему внимание императрицы Елизаветы Алексеевны. Она приказала оставить его в Александро-Невской лавре наместником, а позднее указала на Софрония для назначения его в Иркутск епископом… По прибытию в Иркутск владыка вспомнил видение и повелел пристроить к кафедральному собору придел во имя Всех святых»[1].


[1] Спасская церковь. Иркутск. Храмы и судьбы. Иркутск, 2008 г. - с. 206.

Епископ Софроний прибыл в Иркутск 20 марта 1754 г. и возглавлял Иркутскую кафедру до своей кончины, случившейся 30 марта 1771 г., в дни Пасхи. Известно, что при жизни Святителя Софрония эта, особо почитаемая им, икона постоянно находилась в его келье, он привёз её с собой из Малороссии, а после кончины Свт. Софрония эта икона лежала на его гробнице во время прощания и погребения. После кончины епископа эта икона располагалась в Иркутском Богоявленском соборе на северной стене Казанского придела, в склепе с его захоронением. В настоящее время Икона размещена в Крестовоздвиженской церкви справа от иконостаса на высоком церковном аналое – специальном столике с покатым верхом, чтобы прихожанам было удобно прикладываться к иконе. Икона запечатана замком в специальный короб со стеклом, что из-за отражения в стекле делает её фотосъёмку проблематичной.

            Излагая краткие сведения о происхождении Софрония и его жизни до назначения епископом на Иркутскую кафедру, архимандрид Модест сообщает: «…мирское имя преосвящ. Софрония было Стефан, это доказывается тем, что в его келиях находилась икона с изображением патриарха Софрония и первомученика архидиакона Стефана. А это обычай чтителей своих патронов». После кончины епископа эта икона располагалась в Иркутском Богоявленском соборе на северной стене Казанского придела, в склепе с его захоронением. Затем, когда была устроена пещера, икона находилась рядом с мощами. Она дошла до нашего времени и хранится в Иркутской Крестовоздвиженской церкви. После обретения мощей стали проявляться случаи чудесной помощи по молитвам к святителю Софронию. В 1872 г., по распоряжению архиепископа Парфения, клиром Иркутского Богоявленского собора, была заведена прошнурованная и запечатанная архиерейской печатью книга, в которой записывались заявления о благодатных знамениях и исцелениях, совершаемых по вере в представительство Святителя. В 1915 г. эти записи были опубликованы в Иркутске отдельной книгой под названием «Явление благодатной помощи Святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского»[2].

            «Второй этап в развитии барочной иконописи в Иркутске связан с именем третьего иркутского епископа Софрония Кристалевского (25.12.1703-30.03.1771), сыгравшего большую роль в развитии Иркутска, как духовного и художественного центра. Родом из Чернигова, он детские годы провел в Полтавской губернии. Закончив Киевскую духовную академию и прослужив некоторое время в Полтаве, Софроний был вызван в 1742 году в Петербург, где будучи наместником Александро-Невской лавры заслужил благосклонность императрицы Елизаветы Петровны. Она своим именным указом назначила его епископом на иркутскую кафедру, которую он возглавлял с 1753 по 1771 г. и проявил себя в Сибири хорошим организатором, деятельным и мудрым руководителем Иркутской епархии. При нем только в одном Иркутске было построено шесть больших каменных церквей с ярко выраженными признаками барокко»[3].

"Иркутский епархиальный съезд 1917 года, в адрес которого 80 Крючкова Т. А. Хроника подготовки к канонизации святителя Софрония (Кристалевского) по материалам «Иркутских епархиальных ведомостей» поступили обращения из других епархий с поддержкой стремления иркутян к прославлению еп. Софрония, обратился с ходатайством к Св. Синоду и предоставил необходимые документы, в том числе и листы с подписями 18 000 человек, ходатайствующих об его канонизации. На Поместном Соборе архипастырей Православной Российской Церкви, который проходил в Москве 5 (18) апреля 1918 г. под председательством патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина), было определено: «1) Совершить прославление святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского, причислить его к лику святых угодников Божиих, чествуемых Православной Церковью, и озаботиться скорейшим составлением церковной службы в память его; 2) память святителя совершать 30 марта – день блаженной кончины его; 3) самое торжество причтения свт. Софрония к лику святых совершить в то время, которое местный архиепископ в соглашении с Святейшим Патриархом, с представителями духовенства и мирян от приходов, признает наиболее благоприятным по местным условиям; 4) священные остатки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку». Текст «Деяния» Собора прихожане храмов Иркутской епархии смогли прочитать в ИЕВ [2].

Синесий, выписан с Малороссии по просьбе Софрония. Прибыл вместе с ним в Иркутск

Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского
Официальный сайт Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского
Роспись «Святители Иркутские епископы Иннокентий и Софроний». Иконописец Н. Мачхин. 2016 г., г. Иркутск. Роспись в притворе Иркутского Богоявленского собора

Часть церковных икон XVII-XVIII вв., перемещённых из Крестовоздвиженской церкви, в настоящее время украшают коллекцию Иркутского областного художественного музея, некоторые из них отражены в каталоге "Иркутские иконы" (составитель каталога Т.А. Крючкова, 1991 г.).

Никола Чудотворец. XVII в. Поступил в Иркутский областной художественный музей из Крестовоздвиженской церкви в 1934 г.

Для просмотра публикации в формате PDF кликните по изображению обложки:

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ. ИРКУТСК. ХРАМЫ И СУДЬБЫ
Подарочная книга ”Спасская церковь. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска”, 2008

Подробнее о Спасской церкви, Иркутск


[1] Келейная икона – это икона, которая находилась в иноческих кельях и использовалась для уединённой молитвы в определённые часы суток

[2] Крючкова Т.А. Хроника подготовки к канонизации святителя Софрония (Кристалевского) по материалам «Иркутских епархиальных ведомостей»

[3] Из автореферата диссертации Крючкова Т.А. История иконописания в Иркутске, 1660-е гг. - 1920 г. Иркутск, 2000 г.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.