Иконы Крестовоздвиженской церкви, Иркутск

Фото 29 июля 2025 г.

Фото и текст Сергей Волков

За 66 лет – от основания острога до организации самостоятельной Иркутской епархии – в г. Иркутске было построено 13 храмов, для которых создан 21 иконостас. Судьба многих из них печальна, одни сгорели в огне пожаров, другие были полностью или частично разрушены. Единственный храм в Сибири, в котором до наших дней полностью сохранились интерьеры XVIII века с деревянным полом и единственный в нашем городе иконостас ХVIII века (написан в 1750-1760 гг.) – Крестовоздвиженская церковь в центре Иркутска. Из пяти иконостасов хорошо сохранились три, причём большая часть сохранившихся икон XVIII века располагается на своих родных местах в иконостасе. В 1933 году по постановлению Советов богослужения в церкви были прекращены и в ней решили обустроить Антирелигиозный музей. В Крестовоздвиженский храм стали свозить церковную утварь и иконы практически со всех церквей города. Сюда свезли иконы и утварь из разрушенного Казанского собора. Таким образом большая часть иркутских икон была спасена. В настоящее время в Крестовоздвиженской церкви числится порядка 650 икон, 400 из них – уникальные и обладают особенной художественной ценностью, однако информации об этих редких иконах до обидного мало, практически ноль. Сказать, которая из них самая ценная или значимая, пока не могут даже специалисты. Степень изученности икон в искусствоведческом, так и историческом планах, невелика до настоящего времени.  Нет ни изданных буклетов, ни описаний коллекции икон. Единственный источник научной информации об иркутских иконах – диссертация Крючковой Тамары Александровны по теме «История иконописания в Иркутске 1660-е гг. – 1920 г. Иркутск, 2000 г. Копии большинства икон похоже, что нигде не публиковались и ни разу системно не снимались для архивации с высоким фотографическим качеством. Это странно, но поправимо.

                  Особым почетом среди прихожан пользуется и келейная икона[1] Преосвященного Софрония, которого иркутяне особо почитают. Известно, что при жизни Святителя Софрония эта икона находилась в его келье, он привёз её с собой из Малороссии, а после смерти располагалась у его мощей в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора. Икона размещена справа от иконостаса на высоком церковном аналое – специальном столике с покатым верхом, чтобы прихожанам было удобно прикладываться к иконе. Икона запечатана замком в специальный короб со стеклом, что из-за отражения в стекле делает её фотосъёмку проблематичной. Найти ключ и снять кожух со стеклом настоятельнице не удалось, поэтому работал в белых перчатках, чтобы не оставить своих отпечатков пальцев на стекле.

            Излагая краткие сведения о происхождении Софрония и его жизни до назначения епископом на Иркутскую кафедру, архимандрид Модест сообщает: «…мирское имя преосвящ. Софрония было Стефан, это доказывается тем, что в его келиях находилась икона с изображением патриарха Софрония и первомученика архидиакона Стефана. А это обычай чтителей своих патронов». После кончины епископа эта икона располагалась в Иркутском Богоявленском соборе на северной стене Казанского придела, в склепе с его захоронением. Затем, когда была устроена пещера, икона находилась рядом с мощами. Она дошла до нашего времени и хранится в Иркутской Крестовоздвиженской церкви. После обретения мощей стали проявляться случаи чудесной помощи по молитвам к святителю Софронию. В 1872 г., по распоряжению архиепископа Парфения, клиром Иркутского Богоявленского собора, была заведена прошнурованная и запечатанная архиерейской печатью книга, в которой записывались заявления о благодатных знамениях и исцелениях, совершаемых по вере в представительство Святителя. В 1915 г. эти записи были опубликованы в Иркутске отдельной книгой под названием «Явление благодатной помощи Святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского»[2].

            «Второй этап в развитии барочной иконописи в Иркутске связан с именем третьего иркутского епископа Софрония Кристалевского (25.12.1703-30.03.1771), сыгравшего большую роль в развитии Иркутска, как духовного и художественного центра. Родом из Чернигова, он детские годы провел в Полтавской губернии. Закончив Киевскую духовную академию и прослужив некоторое время в Полтаве, Софроний был вызван в 1742 году в Петербург, где будучи наместником Александро-Невской лавры заслужил благосклонность императрицы Елизаветы Петровны. Она своим именным указом назначила его епископом на иркутскую кафедру, которую он возглавлял с 1753 по 1771 г. и проявил себя в Сибири хорошим организатором, деятельным и мудрым руководителем Иркутской епархии. При нем только в одном Иркутске было построено шесть больших каменных церквей с ярко выраженными признаками барокко»[3].

Синесий, выписан с Малороссии по просьбе Софрония. Прибыл вместе с ним в Иркутск

На днях меня пригласили сделать фото иконы Святителя Софрония для последующего изготовления её копий для церковной лавки, я решил попутно при помощи освещения ярким киноосветителем сфотографировать некоторые из икон, размещённые в затенённых местах высоко на стенах, обычно не различимых в деталях при слабом освещении в храме. Фото некоторых из них прилагаю, жаль, что пока не могу составить сопроводительный к ним комментарий.

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ. ИРКУТСК. ХРАМЫ И СУДЬБЫ
Подарочная книга ”Спасская церковь. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска”, 2008

Подробнее о Спасской церкви, Иркутск


[1] Келейная икона – это икона, которая находилась в иноческих кельях и использовалась для уединённой молитвы в определённые часы суток

[2] Крючкова Т.А. Хроника подготовки к канонизации святителя Софрония (Кристалевского) по материалам «Иркутских епархиальных ведомостей»

[3] Из автореферата диссертации Крючкова Т.А. История иконописания в Иркутске, 1660-е гг. - 1920 г. Иркутск, 2000 г.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.