ОШИБОЧНЫЕ МИФЫ О ПСЕВДОШАМБАЛЕ

Статьи 30 окт. 2025 г.

Текст Сергей Волков из новой книги "Здесь была Шамбала. Западный Тибет. Кайлас. Долина Гаруды" (2026 г.)

В представлении тибетцев Шамбала рассматривается как сказочная и чудесная земля. Анализ исторических сведений по теме Шамбалы позволяет прийти к выводу, что миф о Шамбале содержит, как и большинство мифов мира, много уровней, каждый из которых свойственен только определенному историческому времени. Характеристики «блаженной земли» стали приписываться Шамбале после XV в., когда уже полностью забыли о существовании в древности реального гималайского княжества Шамбала. В этих преданиях прослеживается отчетливая аналогия с известными сюжетами в индоарийских мифах о горе Меру и Белом острове. Возможно, именно отсутствие достоверных первоисточников, многочисленные пересказы одних и тех же фактов, их «домысливание» и стало причиной неправильного истолкования мифа о Шамбале, в результате чего «земная» Шамбала приобрела черты «мистической».

О таинственной Шамбале в своих рассказах упоминают средневековые монахи- иезуиты, путешественники-авантюристы, мистики разных школ и многие исследователи Центральной Азии. Её якобы пыталась найти немецкая экспедиция «Аненербе», под патронажом СС и чекисты по заданию Ф. Джержинского. Однако странно, что десятки научных экспедиций, побывавших в Центральной Азии до знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н. Рериха, не отразили в своих отчетах каких-либо сведений о существовании легенды о Шамбале. Рерих считал Шамбалу не только географическим местом, но и духовным понятием, связанным с внутренним поиском. В дневниках русских путешественников П.К. Козлова, Г.Н. Потанина, шведского исследователя Тибета Свена Гедина, путешествовавших раньше Н. Рериха по Центральной Азии, вообще нет упоминаний о Шамбале. Н. Пржевальский упоминает о Шамбале только один раз, описывая свое путешествие по Монголии и стране тангутов, причем это описание похоже больше на анекдот, в котором монгол соглашается, что Шамбала – это современная Великобритания.

С течением времени сказочных описаний «блаженной страны» становилось все больше. Особая роль в распространении представлений и популяризации мифической Шамбалы принадлежит Н. Рериху, который в своих публикациях поэтическим языком художника писал, что: «Шамбала – самое священное слово Азии. Самый уникальный феномен, существующий на нашей планете». В «Сердце Азии» Н. Рерих связывает с Шамбалой многие сюжеты из других, отдельно существующих мифов у народов разных стран. Так он говорит, что непосредственно с Шамбалой связано: «многое из цикла Гэсэриады, Агарти с подземными городами, Беловодье Алтая, Чудь подземную, подводный Китеж, Долина Лаодзина, Грааль и Белый остров. Все это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы»[1]. Последующие сочинения литераторов в ХХ веке еще больше усилили таинственность и значимость Шамбалы.

С Шамбалой стали связывать, многие неразгаданные тайны, что не относилось к ней первоначально. Так в миф о Шамбале попали рассказы о библейском Граале и мифическом царстве Пресвитера Иоанна, о легендарном Гэсэре, Царе воинств и Владыке лошадей на севере Азии, и прародине человечества – Белом острове. В XX веке с Шамбалой стали связывать мифы о подземной стране Агарти, земле свободы –Беловодье, сверхъестественных махатмах и летающих тарелках, по мнению некоторых уфологов «вылетающих из пещер в Гоби». Очень часто, ссылаясь на одни и те же письменные свидетельства, разные авторы, в зависимости от своих пристрастий и начитанности, делали противоположные, зачастую просто фантастические выводы о свойствах и местонахождении Шамбалы. Уместно процитировать здесь знаменитого арабского географа Х в. ал-Масуди, который в странствиях по Центральной Азии провел большую часть своей жизни. Однажды он с иронией заметил, что стоило ему приехать в ту или иную удаленную область мира и поинтересоваться чудесными народами, как оказывалось, что все чудесное расположено еще дальше, а на новом месте ситуация повторялась. Весьма показательна следующая цитата из современного сочинения «В поиске Шамбалы» американской писательницы Мэри Сутерланд: «Там находится Скрытый Мир, таинственный, неизвестный, и запрещенный, где живут объекты с технологиями вне нашего понимания, и знание, сохраняемое скрытым от нас, в этом другом измерении».

Напомним самые распространенные свойства легендарной страны Шамбалы:

·       Без зова нельзя попасть.

·       Без разрешения никто не войдёт.

·       Достигают только, чистые сердцем.

·       Для простых смертных Священная Земля невидима.

·       Святая земля Бессмертных, где физический мир соединяется с обителью Богов, мир материи с миром духовным.

·       Вечная Земля, которая не может быть уничтожена ни огнем, ни водой.

·       Сказочная земля, где люди живут в счастье и достатке, долгие годы не старея.

·       Страна с молочными реками и цветущими садами.

·       Нет болезней и голода.

·       Пышные пастбища, обильные стада, очень много золота.

Подобные сюжеты свойственны всем сказочным легендам о райской жизни в удаленных обетованных землях (сравните с русскими сказками «в тридевятом царстве, тридесятом государстве…», легендами о землях обетованных, Беловодье, Белом острове). Французский мыслитель-традиционалист Рене Генон, в своих работах неоднократно возвращался к теме Царя Мира и Изначального Духовного Центра. Он обоснованно замечает, что в распространенных среди разных народов мифов о сокровенном духовном центре, есть общие сюжетные линии, пришедшие в местную легенду извне. В своей работе «Хранители Святой Земли» он пишет: «Выражение «Святая Земля» имеет определенное число синонимов: «Чистая Земля», «Земля Святых», «Земля Блаженных», «Земля Живых», «Земля Бессмертия», эти обозначения встречаются в традициях всех народов, и они всегда прилагаются по преимуществу к некому духовному центру, локализация которого на определенной территории может, в зависимости от случая, быть понимаема как буквально, так и символически – либо же и так, и так. Всякая «Святая Земля» описывается еще и такими определениями, как «Центр Мира» или «Сердце Мира»[2].

Изначальное понятие физической и реальной Шамбалы с течением времени все больше смешивалось с мистическими представлениями. «Новая легенда» о Шамбале получила развитие в публикациях XX века, где наряду с характеристиками райской обители, авторы добавляют новые черты, привлекательные для современного европейского читателя. В рассказах появляются сверхчеловеческие существа, направленные внеземной цивилизацией из созвездия Ориона на Землю в Шамбалу, для управления и ускорения развития человечества. С каждой новой публикацией фантастические свойства и определения Шамбалы становятся все фантастическими и подробными.

В новых сведениях о Шамбале присутствуют такие сюжеты, как:

·       Обитель махатм, Гималайских Братьев (Белое Братство).

·       Перерождение в Шамбале считается счастливым. Люди с чистой душой и помыслами могут посещать Шамбалу для получения знаний и возвращаться обратно на землю в течение своей земной жизни.

·       Потаенный центр мира, откуда управляется человечество.

·       Кто заключит союз с Шамбалой – станет владыкой мира.

·       Центр высочайшего научно-технического потенциала, обладающий аппаратами, интегрированными с психикой человека.

·       Из ашрамов Шамбалы в Гималаях вылетают НЛО и наблюдают за человечеством.

·       Технические достижения Шамбалы превосходят современный уровень нашей цивилизации на тысячелетия.

·       В 1990-х годах профессор Эрнст Мулдашев организовал экспедиции в Тибет, выдвинув гипотезу о «генофонде человечества, спящем тысячелетия в состоянии сомати» в пещерах горы Кайлас.

            Если возвратиться к рассмотрению первоисточников, то окажется, что всех этих определений Шамбалы в них просто не содержится. В многочисленных пересказах легенды, дополняемой каждый раз новыми идеями, произошла заметная трансформация мифа о Шамбале. Реальное гималайское княжество V–XI вв., практикующая Калачакру, которое свободно посещали с караванами паломники, в конце XX в. превращается в потустороннюю Шамбалу, расположенную где-то в Тонком мире. Образ новой Шамбалы становится недоступен для физического посещения обычными людьми, населен невидимыми махатмами, учителями человечества, проповедниками агни-йоги.

Сомнительные сведения из книг Лобсанг Рампы (под этим именем скрывается английский писатель Сирил Генри Хостин[3]) стали широко популярны в России. Читатели охотно верят всему написанному, тем более что произведения составлены как автобиографические документальные повести в стиле приключенческих романов Жюль Верна. Особенно часто цитируется его рассказ, о посещении им подземелья под Поталой (Лхаса, Тибет), в котором он увидел «три саркофага из черного камня, украшенных рисунками звездного неба и загадочными надписями. Рост женщины превышал три метра, а более крупного из мужчин – четыре с половиной метра». Он также описывает тоннели под Поталой вулканического происхождения с подводным озером, простирающемся на 60 км, огромную золотую жилу длиной метров пятьсемь в подземном тоннеле. «Следы застывшей лавы в коридорах и закоулках здесь были повсюду… Гигантские статуи, покрытые золотом… Массивная золоченая дверь… Пласты скальной породы, перемежались слоями золота и золотыми прожилками. Высоко, очень высоко над головой, мерцали вкрапленные в камень самородки». В этой же книге можно прочитать и о более фантастических вещах. Лобсанг Рампа описывает операцию по открытию третьего глаза, когда ему буром насквозь просверлили отверстие во лбу (?), и вставили деревянную пробку. С этой пробкой он провел около трех недель. Его литературный вымысел, как и фильм о Шангри-Ла, снятый по мотивам бестселлера Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт», был воспринят читателями за правду, и многие поверили в существование Шамбалы. Стоит добавить, что в действительности в Красной горе в Лхасе, на которой построен дворец Потала известна только одна естественная пещера Фа-вана площадью 27 м2. Его описание 60-ти км подводного озера под Поталой и подземных тоннелей с 98 золочеными статуями, остаются в единственном числе, а сам он, не лама, родился он не в Тибете, а в Англии.

Дворец Потала хорошо известен и его помещения достаточно подробно описаны. Никаких скрытых под ним многокилометровых пещер нет. Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в Лхасе. Высота дворца от основания 119 метров, протяженность с востока на запад 350 м, ширина с севера на юг 270 м. Начало строительства дворца Потала относится к VII в, однако в середине VIII в. деревянные строения дворца сгорели из-за попадания молнии. Восстановление дворца в Потале началось только в 1645 г., работы были завершены в 1693 г. В этот год состоялось освящение Красного дворца. Из самых ранних строений Поталы сохранилась лишь пещера Фа-вана и павильон Пабалкан.

Литературных текстов с вымыслами авторов, не имеющих ничего общего с историческими реалиями, значительно больше научных. Например, вот так американский исследователь М. Холл высказывает без каких-либо ссылок на первоисточники свои предположения: «Прежде всего, империя пресвитера Ионна помещается в пустыне Гоби, где он живет посреди гор в заколдованном замке. Если вы попросите восточных посвященных описать этот северный рай, называемый Дежунгом или Шамбалой, таинственный город адептов, то они скажут вам, что он находится в сердце пустыни Гоби. В древних песках Шамо, Древнего Моря, расположен Храм Невидимого правительства мира».

 В эзотерическом сочинении «Тайна Шамбалы» (2003 г.) известного английского писателя Джеймса Редфилда, автора известных бестселлеров «Селестинское пророчество» и «Десятое пророчество» содержатся следующие авторские определения Шамбалы: «У тибетцев бытует поверье, что за границами физического, материального мира незримо для нас существует некая иная, более духовная реальность и что Шамбала, находящаяся здесь, на Земле, живет уже в этой духовной реальности[4].

Шамбала действительно существует. В ней живут такие же люди, как мы с вами. Они как бы вновь родились в этом священном месте и потому находятся на более высокой ступени развития. Они помогают создавать энергию и находить прозрение всему нашему миру… Обитатели Шамбалы составляют особую общину избранных, живущих на более высокой ступени развития. Они служат, как бы образцом устройства жизни, которого остальному миру еще предстоит достичь… Мы должны хранить эти священные знания в тайне, ибо ожидаем время, когда Шамбала явит себя миру и станет открытой для всех людей[5].

Ведь Шамбала – первоисточник многих легенд, а также множества пророчеств в истории человечества. Мы помогаем другим культурам обретать духовную информацию. Нам известно также, что возможность видеть нас, открытая для всех людей – всего лишь дело времени… Ведь Шамбала – это модель будущего для всего человечества[6]».

Совокупность исторических свидетельств позволяет сделать вывод, что первоначально княжество или царство Шамбала не обладало никакими мистическими свойствами, ничем значимым не выделялась от сопредельных территорий, и сохранилась в истории только как, хранитель комментариев Калачакры и гарант сохранения этого буддийского учения. Тем не менее, теософы и мистики, ссылаясь на публикации Н. Рериха и Е. Блаватской, поверили им, и стали домысливать новые сведения о существовании Шамбалы в Тонком мире, поддерживая тем самым жизнь мифа о Шамбале. Еще раз вернемся к историческим хроникам. Какие сюжеты из легенды о Шамбале присуще реальному историческому княжеству Шамбалы?

Можно выделить основные сюжеты:

-       В Шамбале имелись комментарии Калачакры-тантры.

-       Воинство Шамбалы в 2335 г. возглавит войну с иноверцами (силами зла и невежества).

Основой устойчивого мифа о Шамбале является пророчество, о появлении грядущего Будды из рая Тушита, после победы войск Шамбалы над силами зла. Возглавит воинство Шамбалы 25-й Властелин «Грозный Держатель Колеса» – Рудрачакрин. В летописях по истории Калачакры, передаваемых через многочисленные линии преемственности, княжество Шамбала упоминается только в связи с наличием там комментариев с наставлениями на отдельные сутры Калачакры. В те времена люди называли местности по имени клана, который оседло проживал в компактных районах по долинам рек. Согласно, этих летописей, княжество Шамбалы реально существовало в Индии севернее Мадхьядеш (среднее течение Ганга), в предгорьях Гималайских гор. В старинном предании времен Будды говорится: «Однажды жил член клана Шакья, называвшийся Шамбала, который управлял этим районом. От него страна получила имя»[7].

Среди святых мест у тибетцев на первом месте значилась «Страна богов» – Уддияна, на втором месте – Шамбала. В учении Калачакры под Шамбалой впоследствии стала подразумевается чистая земля, ставшая для европейцев в силу ее таинственности и недоступности удобным мифом для «посвященных». Усилиями теософов и мистиков в начале ХХ века распространилось ложное представление о роли и значении Шамбалы. Образ мистической Шамбалы в другом измерении, доступной только для посвященных и избранных людей оказался привлекательным для большинства людей. Вопреки усилиям ученых правда о Шамбале и Тибете остается до сих пор менее востребованной, чем фантастический вымысел. Читатели охотнее верят в золоченые статуи гигантов в саркофагах под Лхасой и тайные знания предшествующих цивилизаций в пещерах Агарти, чем выводам археологов. Чтобы жизнь была интересней, современные авторы предлагают читателям новые мифы о Шамбале, далеко ушедшие от оригинала. Вернется ли Шамбале первоначальное значение «Чистой земли», к перерождению в которой, стремятся все истинные буддисты, покажет время. Но пока одновременно существует как представления о вымышленной фантастической Шамбале, так и воспоминания среди буддистов об изначальной реальной и священной земле в Гималаях.

Легенда о таинственной Шамбале продолжает жить. Так каждый, кому довелось близко соприкоснуться с этим понятием, ищет местонахождение Шамбалы согласно своим представлениям. Историк, изучающий древние манускрипты, уверен, что под Шамбалой скрывается реально существовавшее гималайское царство. Для мистика Шамбала – это прекрасная страна, но она не имеет географических координат, ее можно достичь только через медитацию в необычных состояниях сознания в местах силы, где ранее практиковали Учителя человечества. На поверхности земли есть несколько мест, «контактных зон» – точек перехода от мира материального в бесформенный мир богов, соприкасающихся с Шамбалой, считают другие. Эти места, как правило, располагаются в труднодоступных местах, свободных от присутствия людей и следов современной цивилизации, расположены в гималайских горах и в пустыне Гоби.

В настоящее время на планете не осталось белых пятен: вся земная поверхность подробно нанесена на карты, изучена научными экспедициями и описана путешественниками. Найти легендарную страну пытались многие путешественники. Начиная с XIX века в неисследованные просторы Центральной Азии, одна за другой уходили экспедиции Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, П.К. Козлова, Н.К. Рериха. В дневниковых записях путешественников часто встречаются похожие рассказы о запретных для посещения местностях, связанных с верой местного монгольского населения в существование здесь таинственного центра мудрецов, существовавшего с незапамятных времен в охранительной изоляции песков Гоби. Исследователи Великих монгольских степей упоминают случаи, когда проводники отказывались вести экспедиции в «запрещенные местности в пределах Хангая и Гоби». Кочевая культура не оставила потомкам никаких письменных хроник, чтобы можно было найти неоспоримые свидетельства существования этого тайного центра среди бескрайних песков пустыни. Только устные сказания, чудом, сохранившиеся до наших дней. В итоге многочисленных пересказов мифы о Шамбале и небожителях причудливо переплелись со сведениями, полученными из других стран и от чужеземных народов.

Е. Блаватская сначала разместила Шамбалу в предгорьях Гималаев, в северо-западных штатах Индии, а затем в пустыне Гоби. Н. Рерих верил, что она находится в горах Тибета, и связывал ее с мудрецами Белого Братства. В китайских летописях жилище бессмертных располагается в величественных горах Куньлунь. Историк-востоковед Б. Кузнецов, после расшифровки древней тибетской карты, обосновал гипотезу об отождествлении Шамбалы с Ираном. Его учитель, историк Гумилев, остроумно связал рассказы купцов о веселой жизни в Сирии, с рождением легенды о Шамбале. Учителя Калачакры помещают ее севернее Магадхи (Индии) у подножия Кайласа. Наиболее мудро поступил Э. Томас, автор книги «Шамбала – оазис света», говоря о географическом местоположении Шамбалы, он указал на обширную территорию, заключенную между 45 и 50 градусами северной широты и протянувшуюся от Афганистана до Гоби. По мнению современных «знатоков» Шамбалы, земная Шамбала переместилась в тонкий мир и сейчас блуждает над поверхностью Земли.

Исследую пустыню Такла-Макан шведский исследователь Свен Гедин в экспедиции 1899–1902 гг., открыл город Лоулань (Лоу-Лан), в котором были найдены исторические хроники, охватывающие период с 25 по 220 гг. Лоулань пал в IV в, после изменения течения Тарима и лишения города воды. Расцвет царства Лоулань наступает в I–III вв., в это время оно было одним из самых крупных и процветающим в районе реки Тарим.

Во время своего путешествия Свен Гедин услышал местное предание, повествующее о том, что «в глуби пустыни находился древний город. Когда-то жили здесь злодеи, они грабили людей и убивали проходивших монахов, что навлекло великий гнев Небесного владыки. Целых семь дней и семь ночей дули черные ветры, город изчез, остались только неисчислимые богатства: золото, драгоценные камни, но никто не может унести ничего. Если кто-нибудь возьмет что-то из этого богатства, сразу же поднимется черный вихрь, человек потеряет дорогу обратно, и обессиленный погибнет среди песков. А если человек придержит свою алчность, положит обратно драгоценности, то сможет выйти. Но эти люди обычно жадны до безумия и не могут расстаться с этими богатствами и в конце концов гибнут». Свен Гедин решился углубиться в пустыню, но неудачно. – Восемь верблюдов, все снаряжение и материалы остались в песках Такла-Макана и погибли сопровождающие. Чудом спаслось только двое: он и один из спутников, но ему удается обнаружить развалины занесенного буддийского храма, и он высказывает предположение, что рядом может находиться засыпанный песком город.    Полномасштабные раскопки Лоуланя в 1900 г. начинает британский археолог Аурель Стейн и скоро приходит к выводу, что обнаружены следы одной из крупнейшей азиатской цивилизации, а город Лоулань возник в этой местности раньше и независимо от Великого шелкового пути.

Доктор философских наук А.А. Маслов в своих книгах «Дыхание Шамбалы» и «Утерянная цивилизация» пытается доказать, что претендентом на звание Шамбалы может быть Лоулань, расположенный на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, на границе пустыни Такла-Макан в 520 км юго-восточнее Урумчи. Его гипотеза основывается на весьма спорном утверждении прошлого века, что «река Тарим, по ряду легенд омывала великую Шамбалу», т.к. являлась легендарной рекой Ситой (?). Мне кажется, нет надобности, продолжать ссылаться на ошибочные гипотезы прошлого столетия, если сейчас из переводов тибетских текстов известно, что река Сита впадала в Западное море и берет начало из источника «Пасть слона» со склонов Кайласа. Будет ошибкой утверждать, что «в исторических источниках мы не находим прямых указаний, где размещалась Шамбала в древности и ничто не указывает, что Кайлас был хоть как-то связан с Шамбалой»[1]. Стоит также обратить внимание на хронологию. Занесенный песками Лоулань в IV в, не может отождествляться с Шамбалой по простой причине – все свидетельства о Шамбале приходятся на более поздний период, и наибольшее распространение они получают в XI–XIII вв. Свидетельства о купеческих караванах с буддийскими паломниками, свободно достигающих Шамбалу в XII в., приводятся в истории буддизма в Тибете – «Синей летописи». Второе существенное несоответствие – по древним письменным источникам Шамбалу окружают снежные горы, и столица ее находится среди горного окружения, в то время как Лоулань находится далеко от гор в окружении песков пустыни на равнине. В 2006 г. мне довелось пересечь пустыню Такла-Макан, поэтому могу свидетельствовать, как очевидец, обширная плоская пустыня в районе Тарима не позволяет даже увидеть горы, расположенные слишком далеко от Лоуланя.

Не удалось ученым найти и убедительных фактов, о распространении разговорного санскрита в поселениях Средней Азии или в поселениях по Великому шелковому пути, поэтому сомнительные гипотезы о возможном соответствии Шамбалы бассейну реки Тарима или Сырдарьи кажутся не слишком убедительными. Версия о Лоулане, некогда процветающем городе на Великом шелковом пути на северной окраине пустыни Такла-Макан, как прообразе Шамбалы, вряд ли получит дальнейшее продолжение. Проживание там среди прочих жителей, общины буддистов, совсем недостаточный аргумент. Местоположение Шамбалы относительно среднего течения Ганга, согласно историческим летописям – на северо-западе или севере, Лоулань находится на северо-востоке. Лоулань находится на северной окраине огромной пустыни, как известно из описаний и иконографии земная Шамбала окружена чрезвычайно высокими горами. Ничего подобного вокруг Лоуланя нет. Нет вообще никакой связи Лоуланя с легендой о Шамбале. Если кому-нибудь удастся найти доказательства такой связи, было бы интересно об этом узнать.


[1] А. Маслов. Дыхание Шамбалы. Ростов-на-Дону, 2006 г.

Недосказанность и загадка этого мифа до сих пор будоражат воображение и пробуждает интерес к чтению книг по этой теме и путешествиям для поиска легендарной Шамбалы. Возможно, новые открытия археологов в ближайшем будущем откроют завесу над историей земной Шамбалы, и один из самых главных претендентов на звание «Входные врата в Шамбалу» – столица Шангшунга Кьюнглунг Нулкар.

ЧИСТАЯ ЗЕМЛЯ ШАМБАЛЫ
PDF С.Волков Чистая земля Шамбалы. Древний Тибет. Всё о местонахождении Шамбалы на реке Сита (Сатледж, Западный Тибет) с ссылками на первоисточники
Н. Рерих. "Танг-ла". Песнь о Шамбале. 1943 г.

[1] Н. Рерих. Шамбала сияющая.

[2] Рене Генон. Символы священной науки. М.,2002 г., стр. 110.

[3] Журнал «Знамя»,2000 г., №11. Дональд Лопес о тибетском мифе.

[4] Джеймс Редфилд. Тайна Шамбалы. М.,2003 г., стр. 161.

[5] Джеймс Редфилд. Тайна Шамбалы. М.,2003 г., стр. 60.

[6] Джеймс Редфилд. Тайна Шамбалы. М.,2003 г., стр. 193.

[7] С. Сидоров. Буддизм. История, каноны, культура. М.,2005 г., стр. 317.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.