Сегодня можно выбирать фотоальбомы о Байкале во своему вкусу. Они разного размера, отличаются по качеству печати, содержанию и широкому диапазону цен. Ещё несколько десятилетий назад подобных фотоальбомов было мало. Наиболее популярными из них были, прекрасно изданные по меркам того времени, большеформатные альбомы фотографа А. Фрейдберга (1971 г. и 1982 г. ) и натуралиста О. Гусева (1979 г.). Альбомы издавались в Москве огромными тиражами (50 тыс., 30 тыс., 20 тыс. экз каждый альбом), поэтому их до сих пор можно приобрести через букинистическую торговлю на Авито. С насыщением книжного рынка печатными изданиями, ассортимент изданных в Иркутске фотоальбомов о Байкале значительно возрос, но печататься они стали малыми тиражами и поэтому достаточно быстро исчезают с прилавков книжных магазинов. Все эти изданные в разные годы фотоальбомы объединяет одна особенность - они в большинстве своём недоступны для прпосмотра в электронном виде, и найти где-либо их PDF-публикации невозможно. На этом сайте, с любезного согласия авторов, впервые выставлены для просмотра новые альбомы фотографа из Ангарска Н. Грабовского, из Иркутска - А. Шевелёва, а также мои. Эти альбомы сейчас находятся в продаже и желающие могут приобрести их печатные версии. Приглашаю авторов-фотографов для публикации своих изданных фотоальбомов в постраничном PDF-формате на площадку этого сайта.
Эти три альбома, созданные признанными российскими фотомастерами, на многие десятилетия стали эталоном и классикой пейзажного жанра подобных изданий. В начале 2000-х гг. картина резко изменилась. Типографская печать стала доступной в Иркутске и на книжном рынке появилось множество работ разных фотографов.
К сожалению очень много авторов, к которым я обращался с предложением опубликовать их фотоальбомы в сети, соглашались, но не могли найти по разным причинам исходные файлы вёрстки. Невозможно было восстановить их в иркутских редакциях по причине замены компьютеров и истечения срока хранения их на дисковых носителях, поэтому большинство букинистических фотоальбомов сегодня не оцифрованы и недоступны в электронном виде.
Ниже подборка избранных фотографий других авторов, опубликованных в разное время в электронном виде, которые могли бы стать украшением любых фотоальбомов, многие из них очень удачные по композиции и уникальным условиям освещения. Проблема в том, что большинство авторов этих фотографий недоступны для контакта, и поэтому сложно договориться о коммерческом использовании их фотографий в печатных изданияъ. Отдельные из понравившихся мне фотографий авторы передали мне для публикации безвозмездно (они были опубликованы в альбоме 2022 г. "Байкал. Легенды Великого озера" с указанием авторства), некотрые я оплатил, авторство других мне определить не удалось, остаётся лишь любоваться ими только в цифровом формате.
Количество опубликованных фотографий в сети стало уже избыточным, это может быть полезно для разработчиков нейронных сетей ИИ для отработки алгоритмов поиска по распознованию образов, но обычному пользователю уже утомительно просматривать более 10 млн однообразных и посредственных с точки зрения по художественной композиции фотографий одних и тех же объектов, снятых к тому же часто при неудачном освещении и в пасмупнуб погоду с различных ракурсов. Это утомляет и замедляет поиск среди них выразительных и удачных изображений, но позволяет проанализировать визуальное восприятие объекта с разных ракурсов глазами других людей. Ниже малая часть из моей папки "Избранное" - самое лучшее из просмотренных мной в сети фото (конечно субъективно), чем-то, как говорится, сразу зацепившее взгляд:
Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.